Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как оприходовать основные средства, выявленные во время инвентаризации?

На предприятии по результатам проведения годовой инвентаризации выявили ранее не учтенный объект основных средств (далее – ОС). Как поставить его на баланс?

Методика оприходования ОС, выявленных во время инвентаризации, зависит от причин излишка. Это может произойти из-за отсутствия документов, подтверждающих факт приобретения (получения) объекта, или в случае учетных ошибок (если есть документы, подтверждающие приобретение ОС). Поэтому рассмотрим порядок бухучета в отдельных случаях.

Оприходование ОС, ошибочно не учтенных ранее. В таком случае, как правило, речь идет об объектах ОС, которые учитывались на счете 15 «Капитальные инвестиции» и после ввода в эксплуатацию не переведены на счет 10 «Основные средства». В бухгалтерском учете оприходование таких объектов отражается как исправление ошибки (см. письмо Минфина от 13.12.04 г. № 31-04200-30-10/22823). То есть следует зачислять на баланс проводками:

  • Дт 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» – Кт 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (685 «Расчеты с другими кредиторами») – если эта проводка не осуществлялась;
  • Дт 10 – Кт 152.

Зачисление на баланс осуществляется по первоначальной стоимости, определенной согласно п. 8 П(С)БУ 7 «Основные средства».

Но если неучтенный объект уже некоторое время эксплуатировался, то, во избежание искажения показателей финансовой отчетности из-за некорректно определенной стоимости актива, следует доначислить амортизацию за весь период эксплуатации такого ОС.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
04.12.2025
Объект основных средств частично разрушен в ходе военных действий: как отразить в учете частичную ликвидацию и какая может быть альтернатива?
Объект основных средств частично разрушен в результате боевых действий. Как оформить частичную ликвидацию и отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете, а также определить стоимость уничтоженной части? В статье рассмотрим порядок документального оформления, подходы к оценке ликвидируемой части осн...
17.11.2025
Инвентаризация на сельхозпредприятии: кратко об основном
В статье обобщены случаи обязательного проведения инвентаризации на сельскохозяйственном предприятии, сроки и периодичность её проведения, основные этапы процедуры, а также требования к составу и работе инвентаризационных и рабочих инвентаризационных комиссий. Когда инвентаризация обязательна Прове...
23.10.2025
Инвентаризация денежных средств
Как провести инвентаризацию наличных денег на предприятии? В статье рассмотрим порядок организации проверки и оформления ее результатов, действия при смене материально ответственного лица и отражение полученных результатов в учете. Предприятия, осуществляющие наличные расчеты, должны проводить инв...
Популярное
16.11.2025
Учет незрелых насаждений в садоводстве
Из этой статьи вы узнаете: как вести учет незрелых насаждений в садоводстве, документально оформить и отразить в учете оприходование урожая, полученного от таких насаждений. Включение насаждений в состав незрелых Для целей учета многолетними насаждениями (в нашем случае – сад) считаются долг...
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
17.11.2025
Выращивание саженцев декоративных растений: документирование и бухучет
В статье рассмотрен порядок распределения затрат, определение производственной себестоимости и справедливой стоимости саженцев, а также особенности их бухгалтерского учета. Из этой статьи вы узнаете: как сельхозпредприятию организовать учет расходов на выращивание декоративных культур; как докум...
Новое
22.12.2025
Хранение остатков горючего после аннулирования лицензии: какой штраф грозит предприятию?
В статье расскажем об ответственности предприятия, хранящего горючее для собственного потребления после аннулирования лицензии. Ситуация. Предприятие не уплатило очередной платеж за лицензию на хранение горючего для собственных нужд (далее – лицензия). Налоговая аннулировала лицензию. Сейчас п...
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
Лучшие материалы