Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как магазину выполнить требования по защите прав потребителя


Согласно ст. 4 Закона № 1023 потребитель имеет право на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, производителе (исполнителе, продавце). А невыполнение этого требования может повлечь за собой серьезные штрафы. Субъекты хозяйствования (далее – СХ), занимающиеся торговлей, обязаны соблюдать не только это требование законодательства, защищающее права потребителей, но и ряд других. Какие именно, рассмотрим в консультации.


Уголок покупателя

Помимо требования о предоставлении потребителям необходимой информации, п. 10 Порядка № 833 содержит также требование о размещении СХ на видном и доступном месте уголка покупателя.

В уголке покупателя должна быть представлена следующая информация:

1. Наименование собственника торговой точки или уполномоченного им органа. В данном случае необходимо указать сведения, которые содержатся в Едином реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.

2. Адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей. К таким органам относятся (ч. 3 ст. 5 Закона № 1023):

  • центральный орган исполнительной власти, который формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере госконтроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей (это Госпродпотребслужба и ее территориальные органы, действующие в соответствии с Положением № 667);
  • местные госадминистрации и другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также суды.

3. Лицензии на осуществление видов торговли, подлежащей лицензированию. Заметим, что в п. 10 Порядка № 833 не указано, что лицензии должны быть в уголке покупателя – они просто должны находиться на видном месте в торговой точке. Но логичнее разместить этот документ именно в уголке покупателя. Напомним, перечень видов торговли, подлежащих лицензированию, можно найти в ст. 7 Закона № 222.

4. Тексты Порядка № 833, Закона № 1023, санитарных норм, правил продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией СХ, ведь согласно п. 10 Порядка № 833 продавец обязан представить эти документы покупателю по его требованию.

Обратите внимание! Раньше СХ был обязан иметь в уголке покупателя книгу отзывов и предложений. Но в 2019 году это требование было отменено Постановлением № 168.

Кстати, Постановлением № 168 были внесены изменения в Порядок № 833, регламентирующий общий порядок осуществления торговли. В то же время в некоторых правилах, касающихся продажи отдельных видов товаров, указания на наличие этой книги остались, например, в п. 19 Правил № 185, регламентирующих порядок торговли продовольственными товарами.

Итак, помимо общих требований законодательства, касающихся всех СХ, осуществляющих торговлю (см. выше), некоторые правила торговли отдельными видами товаров могут содержать специальные требования к содержанию уголка покупателя.

Например, при продаже продовольственных товаров в нем нужно разместить также извлечения из Правил № 185 (п. 19 этих Правил). Поскольку в этом документе четко не определено, какие именно фрагменты необходимо извлечь из текста, при оформлении уголка в пунктах розничной продажи продтоваров Правила № 185 обычно размещают полностью.

Какова ответственность за отсутствие у СХ уголка покупателя?

За такое нарушение работники предприятия торговли, а также предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 155 КУоАП в виде штрафа в размере от 1 до 10 НМДГ (от 17 до 170 грн), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 5 до 27 НМДГ (от 85 до 459 грн).

Информация о товаре

Согласно ст. 15 Закона № 1023 у потребителя есть право на получение информации о товаре. Причем информация должна быть предоставлена покупателю до покупки товара и при этом она не считается рекламой.

Информация о товаре (продукции) должна содержать:

  • название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, под которым товар реализуется;
  • данные об основных свойствах товара, номинальное количество (массу, объем и т. п.);
  • сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельной продукции, если таковые установлены нормативно-правовыми актами;
  • отметку о наличии в составе продукции генетически модифицированных организмов;
  • цену (тариф), условия и правила приобретения продукции;
  • дату изготовления;
  • сведения об условиях хранения;
  • гарантийные обязательства производителя;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования продукции;
  • срок годности (срок службы) товара, сведения о необходимых действиях потребителя после его истечения, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;
  • наименование и местонахождение производителя (продавца) и предприятия, которое принимает претензии от потребителей, а также осуществляет ремонт и техническое обслуживание.

Производитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя информацию о продукции, которая при определенных условиях может быть опасной для его жизни, здоровья и имущества, окружающей природной среды, и возможных последствиях ее потребления (использования).

Обратите внимание: нормативно-правовыми актами, в том числе техрегламентами, могут быть установлены дополнительные требования к содержанию информации о продукции. Если указанными документами установлены специальные требования к содержанию информации об определенных видах продукции, положения этой части применяются в части, которая не охватывается такими специальными требованиями.

Где и как должна быть приведена обязательная информация о товаре?

Такая информация может содержаться в сопроводительной документации, которая прилагается к товару, на этикетке, а также в маркировке и т. д. Важно, чтобы это было наглядно и доступно для покупателя (ч. 2 ст. 15 Закона № 1023).

Информация о товаре может быть размещена в местах, где этот товар реализуется, а также с согласия покупателя может доводиться до него с помощью средств дистанционной связи.

Какая ответственность предусмотрена за непредоставление продавцом покупателю обязательной информации о товаре?

Работникам торгового предприятия или предпринимателю грозит административный штраф на основании ч. 1 ст. 1561 КУоАП в размере от 1 до 10 НМДГ (от 17 до 170 грн).

Учтите: если покупателю предоставлена недостоверная информация о товаре (при условии, что она не причинила вреда жизни и здоровью покупателя), на СХ может быть наложен штраф на основании ч. 3 ст. 1561 КУоАП в размере от 10 до 50 НМДГ (от 170 до 850 грн).

Помимо административного штрафа к СХ может быть применена финансовая санкция согласно п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 5 НМДГ, а если согласно закону СХ не ведет обязательного учета доходов и расходов, то в размере 5 НМДГ (85 грн).

Кроме вышеназванных штрафов, продавца могут ожидать неприятности и со стороны покупателя, у которого есть определенные права на этот счет в виде требования возмещения причиненных ему убытков.

Так, согласно ч. 7 ст. 15 Закона № 1023 если в результате предоставления недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о товаре или производителе (продавце):

  • была приобретена продукция, которая не имеет нужных потребителю свойств, он имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных ему убытков;
  • невозможно использовать приобретенную продукцию по назначению, потребитель имеет право требовать предоставления в приемлемо короткий, но не больше месяца, срок надлежащей информации. Если информация в обусловленный срок не будет предоставлена, потребитель может расторгнуть договор и требовать возмещения убытков;
  • причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, он имеет право предъявить продавцу (производителю) требования, предусмотренные законом, а также требовать возмещения убытков, причиненных естественным объектам, которыми он владеет на праве собственности, или по другим основаниям, установленным законом или договором.

Информация о цене на товар

Осуществляя торговлю, продавец обязан соблюдать правила, касающиеся указания цены на товар, установленные ч. 3–6 ст. 15 Закона № 1023.

Эти правила заключаются в следующем:

  • продавец должен указать цену каждой единицы товара или одной категории товара и цену одной стандартной единицы этого товара;
  • надписи о цене реализации товара должны быть четкими и простыми для понимания;
  • цена продукции должна включать в себя все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые согласно законодательству уплачиваются потребителем во время приобретения соответствующего товара.

Использовать понятия «скидка» или «уменьшенная цена» либо другие, аналогичные по значению, разрешается, только если:

  • они применяются к продукции, которую непосредственно реализует СХ;
  • такого рода скидка или уменьшение цены применяется на протяжении определенного и ограниченного времени;
  • цена продукции ниже, чем ее обычная цена.

Использовать понятие «распродажа» или другие, аналогичные ему, разрешается только при соблюдении ряда условий, а именно:

  • если осуществляется распродажа всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров;
  • если продолжительность распродажи ограничена во времени;
  • если цена товаров, которые подлежат распродаже, меньше их обычной цены.

Кто и как применяет меры ответственности в сфере защиты прав потребителей

Проверять СХ и налагать финансовые и административные санкции за нарушения в сфере защиты прав потребителей уполномочена Госпродпотребслужба и ее территориальные органы. Полномочия этого госоргана в сфере контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей определены в ст. 26 Закона № 1023.

Финансовые санкции

Финансовые санкции, предусмотренные ст. 23 Закона № 1023 (о некоторых из них см. выше), применяются в соответствии с Положением № 1177.

Применять такие штрафы вправе руководитель Госпродпотребслужбы, его заместители, начальники территориальных органов Госпродпотребслужбы и их заместители.

Решение о наложении штрафов принимается на основании актов проверки и оформляется постановлением (п. 4 Положения № 1177) по форме, утвержденной Приказом № 24. Для добровольной уплаты штрафа установлен 15-дневный срок после получения постановления (п. 6 Положения № 1177).

Административные штрафы

Госпродпотребслужба применяет админштрафы, предусмотренные ст. 155, 1552, 156, 1561, 167, 168, 1681, 1682, 170, 1701, 172, 1882 КУоАП. Такие полномочия службы закреплены в ст. 2444 КУоАП.

Если наложенный админштраф не будет обжаловаться, то его необходимо уплатить не позднее 15 дней со дня вручения нарушителю постановления о наложении штрафа, а при его обжаловании или опротестовании – не позднее 15 дней со дня получения уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения (ст. 307 КУоАП).

Постановление о наложении админштрафа может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Срок подачи жалобы – 10 дней со дня вынесения постановления (ст. 289 КУоАП).

Важно знать: в случае неуплаты штрафа в установленный срок он будет взыскан в принудительном порядке Государственной исполнительной службой в двойном размере суммы, определенной в постановлении, с оплатой расходов на учет правонарушений (ст. 308 КУоАП).

Выводы

СХ, осуществляющие торговую деятельность, должны выполнять ряд требований законодательства о защите прав потребителей, в частности, оформить уголок покупателя и предоставить покупателям необходимую информацию о товаре.

Невыполнение требований законодательства о защите прав потребителей может привести к штрафам.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
25.07.2025
Как исправить ошибку, если налоговая накладная выписана на покупателя-неплательщика, а он оказался плательщиком НДС
В статье рассмотрим, как исправить ошибку, если поставщик выписал налоговую накладную покупателю как неплательщику, а потом оказалось, что он является плательщиком НДС. Нередко на практике случается такая ситуация. Покупатель не сообщил поставщику, что он плательщик НДС, и поставщик выписал налогову...
21.07.2025
Налоговый залог: порядок применения и основания для прекращения
В статье расскажем о налоговом залоге – одном из способов обеспечения уплаты налогоплательщиком денежного обязательства и пени. Налоговый залог является важным механизмом обеспечения выполнения налогоплательщиками своих денежных обязательств перед бюджетом. Он гарантирует права налоговых орган...
14.07.2025
Виды деятельности: на что влияет КВЭД?
В статье рассмотрено, для каких целей используется КВЭД субъектами хозяйствования, на какие аспекты может повлиять выбор вида деятельности и как изменить информацию о видах деятельности в ЕГР. Информация о видах деятельности, которыми занимается субъект хозяйствования, содержится в Едином государств...
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
08.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
04.08.2025
Особенности правового регулирования организации прудового рыбоводства
В статье рассмотрим, какие разрешительные документы нужно получить предприятию, взявшему в аренду пруд для выращивания рыбы. Рыбоводство, которое часто называют аквакультурой, – это искусство и наука выращивания рыбы в контролируемых условиях. О некоторых особенностях правового регулирования о...
28.07.2025
Как обосновать справедливую стоимость биологических активов и сельскохозяйственной продукции
В статье рассмотрены практические подходы к определению справедливой стоимости биологических активов и сельскохозяйственной продукции согласно действующим нормативам. Автор акцентирует внимание на источниках информации, документах и обосновании выбранного метода оценки. Применение справедливой стоим...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Лучшие материалы