Как магазину выполнить требования по защите прав потребителя
Как открыть торговлю: документы, процедура, бухучет и расчеты
Торговая деятельность для предприятий: документы, процедура, бухучет и расчеты
Согласно ст. 4 Закона № 1023 потребитель имеет право на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, производителе (исполнителе, продавце). А невыполнение этого требования может повлечь за собой серьезные штрафы. Субъекты хозяйствования (далее – СХ), занимающиеся торговлей, обязаны соблюдать не только это требование законодательства, защищающее права потребителей, но и ряд других. Какие именно, рассмотрим в консультации.
Уголок покупателя
Помимо требования о предоставлении потребителям необходимой информации, п. 10 Порядка № 833 содержит также требование о размещении СХ на видном и доступном месте уголка покупателя.
В уголке покупателя должна быть представлена следующая информация:
1. Наименование собственника торговой точки или уполномоченного им органа. В данном случае необходимо указать сведения, которые содержатся в Едином реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.
2. Адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей. К таким органам относятся (ч. 3 ст. 5 Закона № 1023):
- центральный орган исполнительной власти, который формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере госконтроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей (это Госпродпотребслужба и ее территориальные органы, действующие в соответствии с Положением № 667);
- местные госадминистрации и другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также суды.
3. Лицензии на осуществление видов торговли, подлежащей лицензированию. Заметим, что в п. 10 Порядка № 833 не указано, что лицензии должны быть в уголке покупателя – они просто должны находиться на видном месте в торговой точке. Но логичнее разместить этот документ именно в уголке покупателя. Напомним, перечень видов торговли, подлежащих лицензированию, можно найти в ст. 7 Закона № 222.
4. Тексты Порядка № 833, Закона № 1023, санитарных норм, правил продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией СХ, ведь согласно п. 10 Порядка № 833 продавец обязан представить эти документы покупателю по его требованию.
Обратите внимание! Раньше СХ был обязан иметь в уголке покупателя книгу отзывов и предложений. Но в 2019 году это требование было отменено Постановлением № 168. |
Кстати, Постановлением № 168 были внесены изменения в Порядок № 833, регламентирующий общий порядок осуществления торговли. В то же время в некоторых правилах, касающихся продажи отдельных видов товаров, указания на наличие этой книги остались, например, в п. 19 Правил № 185, регламентирующих порядок торговли продовольственными товарами.
Итак, помимо общих требований законодательства, касающихся всех СХ, осуществляющих торговлю (см. выше), некоторые правила торговли отдельными видами товаров могут содержать специальные требования к содержанию уголка покупателя.
Например, при продаже продовольственных товаров в нем нужно разместить также извлечения из Правил № 185 (п. 19 этих Правил). Поскольку в этом документе четко не определено, какие именно фрагменты необходимо извлечь из текста, при оформлении уголка в пунктах розничной продажи продтоваров Правила № 185 обычно размещают полностью.
Какова ответственность за отсутствие у СХ уголка покупателя?
За такое нарушение работники предприятия торговли, а также предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 155 КУоАП в виде штрафа в размере от 1 до 10 НМДГ (от 17 до 170 грн), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 5 до 27 НМДГ (от 85 до 459 грн).
Информация о товаре
Согласно ст. 15 Закона № 1023 у потребителя есть право на получение информации о товаре. Причем информация должна быть предоставлена покупателю до покупки товара и при этом она не считается рекламой.
Информация о товаре (продукции) должна содержать:
- название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, под которым товар реализуется;
- данные об основных свойствах товара, номинальное количество (массу, объем и т. п.);
- сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельной продукции, если таковые установлены нормативно-правовыми актами;
- отметку о наличии в составе продукции генетически модифицированных организмов;
- цену (тариф), условия и правила приобретения продукции;
- дату изготовления;
- сведения об условиях хранения;
- гарантийные обязательства производителя;
- правила и условия эффективного и безопасного использования продукции;
- срок годности (срок службы) товара, сведения о необходимых действиях потребителя после его истечения, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;
- наименование и местонахождение производителя (продавца) и предприятия, которое принимает претензии от потребителей, а также осуществляет ремонт и техническое обслуживание.
Производитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя информацию о продукции, которая при определенных условиях может быть опасной для его жизни, здоровья и имущества, окружающей природной среды, и возможных последствиях ее потребления (использования).
Обратите внимание: нормативно-правовыми актами, в том числе техрегламентами, могут быть установлены дополнительные требования к содержанию информации о продукции. Если указанными документами установлены специальные требования к содержанию информации об определенных видах продукции, положения этой части применяются в части, которая не охватывается такими специальными требованиями. |
Где и как должна быть приведена обязательная информация о товаре?
Такая информация может содержаться в сопроводительной документации, которая прилагается к товару, на этикетке, а также в маркировке и т. д. Важно, чтобы это было наглядно и доступно для покупателя (ч. 2 ст. 15 Закона № 1023).
Информация о товаре может быть размещена в местах, где этот товар реализуется, а также с согласия покупателя может доводиться до него с помощью средств дистанционной связи.
Какая ответственность предусмотрена за непредоставление продавцом покупателю обязательной информации о товаре?
Работникам торгового предприятия или предпринимателю грозит административный штраф на основании ч. 1 ст. 1561 КУоАП в размере от 1 до 10 НМДГ (от 17 до 170 грн).
Учтите: если покупателю предоставлена недостоверная информация о товаре (при условии, что она не причинила вреда жизни и здоровью покупателя), на СХ может быть наложен штраф на основании ч. 3 ст. 1561 КУоАП в размере от 10 до 50 НМДГ (от 170 до 850 грн). |
Помимо административного штрафа к СХ может быть применена финансовая санкция согласно п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 5 НМДГ, а если согласно закону СХ не ведет обязательного учета доходов и расходов, то в размере 5 НМДГ (85 грн).
Кроме вышеназванных штрафов, продавца могут ожидать неприятности и со стороны покупателя, у которого есть определенные права на этот счет в виде требования возмещения причиненных ему убытков.
Так, согласно ч. 7 ст. 15 Закона № 1023 если в результате предоставления недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о товаре или производителе (продавце):
- была приобретена продукция, которая не имеет нужных потребителю свойств, он имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных ему убытков;
- невозможно использовать приобретенную продукцию по назначению, потребитель имеет право требовать предоставления в приемлемо короткий, но не больше месяца, срок надлежащей информации. Если информация в обусловленный срок не будет предоставлена, потребитель может расторгнуть договор и требовать возмещения убытков;
- причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, он имеет право предъявить продавцу (производителю) требования, предусмотренные законом, а также требовать возмещения убытков, причиненных естественным объектам, которыми он владеет на праве собственности, или по другим основаниям, установленным законом или договором.
Информация о цене на товар
Осуществляя торговлю, продавец обязан соблюдать правила, касающиеся указания цены на товар, установленные ч. 3–6 ст. 15 Закона № 1023.
Эти правила заключаются в следующем:
- продавец должен указать цену каждой единицы товара или одной категории товара и цену одной стандартной единицы этого товара;
- надписи о цене реализации товара должны быть четкими и простыми для понимания;
- цена продукции должна включать в себя все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые согласно законодательству уплачиваются потребителем во время приобретения соответствующего товара.
Использовать понятия «скидка» или «уменьшенная цена» либо другие, аналогичные по значению, разрешается, только если:
- они применяются к продукции, которую непосредственно реализует СХ;
- такого рода скидка или уменьшение цены применяется на протяжении определенного и ограниченного времени;
- цена продукции ниже, чем ее обычная цена.
Использовать понятие «распродажа» или другие, аналогичные ему, разрешается только при соблюдении ряда условий, а именно:
- если осуществляется распродажа всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров;
- если продолжительность распродажи ограничена во времени;
- если цена товаров, которые подлежат распродаже, меньше их обычной цены.
Кто и как применяет меры ответственности в сфере защиты прав потребителей
Проверять СХ и налагать финансовые и административные санкции за нарушения в сфере защиты прав потребителей уполномочена Госпродпотребслужба и ее территориальные органы. Полномочия этого госоргана в сфере контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей определены в ст. 26 Закона № 1023.
Финансовые санкции
Финансовые санкции, предусмотренные ст. 23 Закона № 1023 (о некоторых из них см. выше), применяются в соответствии с Положением № 1177.
Применять такие штрафы вправе руководитель Госпродпотребслужбы, его заместители, начальники территориальных органов Госпродпотребслужбы и их заместители.
Решение о наложении штрафов принимается на основании актов проверки и оформляется постановлением (п. 4 Положения № 1177) по форме, утвержденной Приказом № 24. Для добровольной уплаты штрафа установлен 15-дневный срок после получения постановления (п. 6 Положения № 1177).
Административные штрафы
Госпродпотребслужба применяет админштрафы, предусмотренные ст. 155, 1552, 156, 1561, 167, 168, 1681, 1682, 170, 1701, 172, 1882 КУоАП. Такие полномочия службы закреплены в ст. 2444 КУоАП.
Если наложенный админштраф не будет обжаловаться, то его необходимо уплатить не позднее 15 дней со дня вручения нарушителю постановления о наложении штрафа, а при его обжаловании или опротестовании – не позднее 15 дней со дня получения уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения (ст. 307 КУоАП).
Постановление о наложении админштрафа может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Срок подачи жалобы – 10 дней со дня вынесения постановления (ст. 289 КУоАП).
Важно знать: в случае неуплаты штрафа в установленный срок он будет взыскан в принудительном порядке Государственной исполнительной службой в двойном размере суммы, определенной в постановлении, с оплатой расходов на учет правонарушений (ст. 308 КУоАП). |
Выводы
СХ, осуществляющие торговую деятельность, должны выполнять ряд требований законодательства о защите прав потребителей, в частности, оформить уголок покупателя и предоставить покупателям необходимую информацию о товаре.
Невыполнение требований законодательства о защите прав потребителей может привести к штрафам.
Комментарии к материалу