Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Новые требования к ТТН: что изменилось


Законом от 03.06.2021 № 1534-IX внесены изменения в Закон от 05.04.2001 № 2344-ІІІ (далее - Закон № 2344), которые касаются порядка применения ТТН и правил ее оформления. Они вступили в силу с 01.10.2021. Поэтому с этой даты ТТН должна соответствовать новым требованиям. Проанализируем, как эти изменения воплотить на практике.


Составление ТТН – обязанность грузоотправителя

Еще до рассматриваемых нами изменений согласно п. 11.3 Правил, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.1997 № 363 (далее - Правила № 363), ТТН на перевозку грузов автотранспортом должен был выписывать заказчик (грузоотправитель). В настоящий момент эта обязанность закреплена за грузоотправителем на уровне закона.

А именно: ст. 1 Закона № 2344 дополнена термином, который определяет такую обязанность: грузоотправитель – физлицо, физлицо-предприниматель или юрлицо, которое предоставляет перевозчику груз для перевозки и вносит соответствующие сведения в ТТН или другой определенный законодательством документ на груз.

Поэтому предприниматель, юрлицо или физлицо в случае передачи перевозчику груза должны составить ТТН.

ТТН на перевозку груза для собственных потребностей

Порядок составления ТТН во внутренних перевозках регулируется Законом № 2344, Правилами № 363 и Перечнем, утвержденным постановлением КМУ от 25.02.2009 № 207 (далее – Перечень № 207).

До изменений (до 1 октября этого года) из норм Перечня № 207 следовал вывод, что для перевозки груза для собственных потребностей ТТН не нужна. Он базировался на том, что ТТН не указана среди документов, которые понадобятся водителю юрлица или физлица-предпринимателя, которые осуществляют грузовые перевозки для собственных потребностей (п. 2 Перечня № 207, письмо Мининфраструктуры от 03.09.2013 № 10092/25/10-13).

Что же изменилось?

В Закон № 2344 внесено определение ТТН (ранее оно было только в Правилах № 363).

ТТН – единый для всех участников транспортного процесса (кроме физлиц, которые перевозят груз за собственные средства и для собственных потребностей) документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы, который может использоваться для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, составляется в бумажной и/или электронной форме и содержит обязательные реквизиты, предусмотренные данным Зако-ном и Правилами № 363 (ст. 1 Закона № 2344).

Кстати, определение ТТН практически в такой же редакции с 2019 года содержится в Правилах № 363. Для сравнения: ТТН – единый для всех участников транспортного процесса документ, который предназначен для учета ТМЦ на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы, и является одним из документов, который может использоваться для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные данными Правилами.

Впрочем, в Законе № 2344 речь идет о ТТН как едином для всех участников транспортного процесса на пути перемещения груза, за исключением физлиц, которые осуществляют перевозку груза за собственные средства и для собственных потребностей, то есть обычных физлиц.

Поэтому из определения ТТН вытекает, что накладную обязательно применяют физлица-предприниматели и юрлица, даже когда автотранспортом перевозится груз для их собственных потребностей! Это на сегодня уже не согласуется с п. 2 Перечня № 207, который не предусматривает наличие ТТН при перевозке грузов физлицом-предпринимателем и юрлицом для собственных потребностей. Но, ввиду того что закон имеет более высокую юридическую силу, субъекты хозяйствования вынуждены ориентироваться именно на требования обновленного Закона № 2344.

Обратите внимание! Не применять ТТН при перевозке грузов могут только обычные физлица, которые осуществляют перевозку за собственные средства и для собственных потребностей.

ТТН как первичный документ бухучета

В ст. 1 Закона № 2344 в первый раз на уровне закона определено, что ТТН может использоваться в бухгалтерском учете как первичный документ для списания и оприходования ТМЦ. Правда, и раньше об этом шла речь, однако лишь на уровне приказа Минтранса (Правила № 363). Но Минтранс не устанавливает правила бухучета.

Кроме того, согласно п. 3.6 Методрекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 № 2, ТТН как была, так и является основой для оприходования ТМЦ.

Однако налоговики предупреждали быть осторожными в оптимизации количества первичных документов. Так, в свое время в ИНК ГНС от 25.06.2021 № 2533/ІПК/99-00-21-02-02-06 на вопрос: «Достаточно ли ООО как покупателю для оприходования товаров, приобретенных у контрагентов-поставщиков, оформления и подписания только ТТН, то есть без отдельного составления расходных накладных и им подобных?» они отвечали следующим образом: в зависимости от направления получения или выдачи ТМЦ, материальных активов юрлицо должно оформлять первичные учетные документы (ТТН, накладные на отпуск ТМЦ, акты приемки материалов и т. п.). При этом одни первичные документы не могут заменять другие, которые отличаются по сути и форме, если это не предусмотрено Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.1995 № 88. Для окончательного решения вопроса оптимизации первички налоговики рекомендовали обращаться в Минфин.

Поэтому на сегодня однозначно можно сделать вывод: если предприятие признало ТТН первичным документом для оформления операции по реализации/приобретению ТМЦ, расходные накладные уже можно не составлять.

Важная деталь: из определения, приведенного в ст. 1 Закона № 2344, следует, что ТТН может использоваться для целей бухучета, если содержит все реквизиты, предусмотренные данным Законом. Хотя обязательные реквизиты первичных документов устанавливает ст. 9 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV (далее - Закон № 996), но их перечень однозначно меньше, чем тот, который устанавливает Закон № 2344 для ТТН.

Если какого-то из реквизитов не будет или будут несущественные ошибки, которые не препятствуют идентифицировать операцию, дату составления и стороны, осуществившие операцию, документ для учетных целей считается действующим.

Обратимся к ч. 2 ст. 9 Закона № 996: «Несущественные недостатки в документах, которые содержат сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и т. п.».

То есть если в ТТН не будет указано удостоверение водителя, для целей бухучета ТТН не будет считаться дефектной, ведь этот недостаток не мешает отразить операцию в учете.

Другой извечный вопрос: если ТТН нет?

Можно ли на основании акта предоставленных услуг по перевозке и расходной накладной показать расходы и оприходовать товары, если ТТН отсутствует?

В этом плане ничего не изменилось. В бухучете отразить услуги по перевозке можно на основании акта предоставленных услуг. Главное, чтобы сами услуги фактически были предоставлены. Расходная накладная или другой документ подойдет для оприходования товаров.

Обратите внимание! В случаях, если наличие ТТН является обязательным, контролеры настаивают на бестоварности операции, выстраивая цепочку «нет ТТН – не было перевозки – услуги по перевозке не предоставлялись – товар не покупался». Поэтому под риск попадают расходы на перевозку (ведь выходит, что без ТТН ее не было) и расходы по приобретенным товарам (если не доставлялись, то и не покупались).

По убеждению налоговиков, именно ТТН подтверждает факт предоставления услуг по перевозке товаров и является одним из дополнительных документальных свидетельств реальности осуществления хозяйственной операции по поставке товаров (Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 17.04.2019 № 1637/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

В суде удается отстоять реальность операции, если на основании других документов (инвентаризационные документы, документы на отпуск этих товаров в производство или их продажу с надлежащим оформлением первичных документов) продемонстрировать их дальнейшую жизнь. Например:

  • «Товарно-транспортная накладная не является документом, подтверждающим факт приобретения или продажи товарно-материальных ценностей, наличие или отсутствие товарно-транспортных накладных и недостатки в их оформлении не являются основанием для выводов о бестоварности хозяйственной операции, если из других данных усматривается фактическое движение активов или изменения в обязательствах налогоплательщика» (постановления Верховного Суда от 11.12.2018 по делу № 807/143/16, от 11.09.2018 по делу № 804/4787/16);
  • «Доводы налогового органа относительно недостатков товарно-транспортных накладных как обстоятельства, которое свидетельствует о нереальности хозяйственных операций, являются безосновательными, поскольку товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом, то есть товарно-транспортная накладная является доказательством, которое подтверждает факт предоставления/получения транспортных услуг, а не реальность хозяйственной операции в целом» (постановление Верховного Суда от 13.11.2018 по делу № 822/6312/15);
  • «Товарно-транспортные накладные или путевые листы не являются исключительными первичными бухгалтерскими документами, которые подтверждают факт реальности осуществления хозяйственной операции по договору и при отсутствии которых плательщик лишается права на формирование налогового кредита, а также отнесение к составу доходов и расходов сумм по договорам в случае наличия других первичных бухгалтерских документов, оформленных в соответствии с положениями действующего законодательства, а именно: договоров, расходных накладных, налоговых накладных, регистров бухгалтерских документов, платежных поручений, сведений о движении активов, товара и других документов» (постановление Кассационного административного суда Верховного Суда от 30.08.2019 по делу № 804/17176/14 (№ К/9901/7254/18).

Поэтому после внесения изменений роль ТТН для целей бухучета фактически не изменилась. Однако, вероятнее всего, налоговики еще более придирчиво будут изучать реквизиты ТТН и ее наличие. Не исключаем, что без какого-то реквизита (например, того же удостоверения водителя или габарита транспортного средства) ТТН не будут признавать, а следовательно, и будут ставить под сомнение реальность операции.

Поэтому в статье «Реквизиты ТТН: как выполнить новые требования закона?» рассмотрим, какие именно реквизиты должна содержать ТТН, потому что в них также произошли изменения.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
17.03.2025
Первичные документы для операций с основными средствами: нюансы применения коммерческими предприятиями
Первичные документы являются основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций (ч. 1 ст. 9 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV, далее – Закон № 996). При этом, как следует из п. 2.7 Положения, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 № 88 (далее – Положение № 88), первичные ...
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
05.05.2025
Можно ли продать многолетние насаждения без передачи прав на земельный участок, на котором они расположены?
На земельном участке были заложены многолетние насаждения. Может ли фермерское хозяйство приобрести отдельно эти насаждения по договору купли-продажи, не получая прав на земельный участок, на котором они расположены? Фермерским хозяйствам На земельном участке были заложены многолетние насаждения. М...
10.04.2025
Как обжаловать индивидуальную налоговую консультацию: практические советы
Индивидуальная налоговая консультация (далее – ИНК) является важным инструментом взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом, который должен обеспечить предсказуемость и стабильность налоговых правоотношений. Однако на практике бывают случаи, когда выданная ИНК противоречи...
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
Лучшие материалы