Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Новые требования к ТТН: что изменилось


Законом от 03.06.2021 № 1534-IX внесены изменения в Закон от 05.04.2001 № 2344-ІІІ (далее - Закон № 2344), которые касаются порядка применения ТТН и правил ее оформления. Они вступили в силу с 01.10.2021. Поэтому с этой даты ТТН должна соответствовать новым требованиям. Проанализируем, как эти изменения воплотить на практике.


Составление ТТН – обязанность грузоотправителя

Еще до рассматриваемых нами изменений согласно п. 11.3 Правил, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.1997 № 363 (далее - Правила № 363), ТТН на перевозку грузов автотранспортом должен был выписывать заказчик (грузоотправитель). В настоящий момент эта обязанность закреплена за грузоотправителем на уровне закона.

А именно: ст. 1 Закона № 2344 дополнена термином, который определяет такую обязанность: грузоотправитель – физлицо, физлицо-предприниматель или юрлицо, которое предоставляет перевозчику груз для перевозки и вносит соответствующие сведения в ТТН или другой определенный законодательством документ на груз.

Поэтому предприниматель, юрлицо или физлицо в случае передачи перевозчику груза должны составить ТТН.

ТТН на перевозку груза для собственных потребностей

Порядок составления ТТН во внутренних перевозках регулируется Законом № 2344, Правилами № 363 и Перечнем, утвержденным постановлением КМУ от 25.02.2009 № 207 (далее – Перечень № 207).

До изменений (до 1 октября этого года) из норм Перечня № 207 следовал вывод, что для перевозки груза для собственных потребностей ТТН не нужна. Он базировался на том, что ТТН не указана среди документов, которые понадобятся водителю юрлица или физлица-предпринимателя, которые осуществляют грузовые перевозки для собственных потребностей (п. 2 Перечня № 207, письмо Мининфраструктуры от 03.09.2013 № 10092/25/10-13).

Что же изменилось?

В Закон № 2344 внесено определение ТТН (ранее оно было только в Правилах № 363).

ТТН – единый для всех участников транспортного процесса (кроме физлиц, которые перевозят груз за собственные средства и для собственных потребностей) документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы, который может использоваться для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, составляется в бумажной и/или электронной форме и содержит обязательные реквизиты, предусмотренные данным Зако-ном и Правилами № 363 (ст. 1 Закона № 2344).

Кстати, определение ТТН практически в такой же редакции с 2019 года содержится в Правилах № 363. Для сравнения: ТТН – единый для всех участников транспортного процесса документ, который предназначен для учета ТМЦ на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы, и является одним из документов, который может использоваться для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные данными Правилами.

Впрочем, в Законе № 2344 речь идет о ТТН как едином для всех участников транспортного процесса на пути перемещения груза, за исключением физлиц, которые осуществляют перевозку груза за собственные средства и для собственных потребностей, то есть обычных физлиц.

Поэтому из определения ТТН вытекает, что накладную обязательно применяют физлица-предприниматели и юрлица, даже когда автотранспортом перевозится груз для их собственных потребностей! Это на сегодня уже не согласуется с п. 2 Перечня № 207, который не предусматривает наличие ТТН при перевозке грузов физлицом-предпринимателем и юрлицом для собственных потребностей. Но, ввиду того что закон имеет более высокую юридическую силу, субъекты хозяйствования вынуждены ориентироваться именно на требования обновленного Закона № 2344.

Обратите внимание! Не применять ТТН при перевозке грузов могут только обычные физлица, которые осуществляют перевозку за собственные средства и для собственных потребностей.

ТТН как первичный документ бухучета

В ст. 1 Закона № 2344 в первый раз на уровне закона определено, что ТТН может использоваться в бухгалтерском учете как первичный документ для списания и оприходования ТМЦ. Правда, и раньше об этом шла речь, однако лишь на уровне приказа Минтранса (Правила № 363). Но Минтранс не устанавливает правила бухучета.

Кроме того, согласно п. 3.6 Методрекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 № 2, ТТН как была, так и является основой для оприходования ТМЦ.

Однако налоговики предупреждали быть осторожными в оптимизации количества первичных документов. Так, в свое время в ИНК ГНС от 25.06.2021 № 2533/ІПК/99-00-21-02-02-06 на вопрос: «Достаточно ли ООО как покупателю для оприходования товаров, приобретенных у контрагентов-поставщиков, оформления и подписания только ТТН, то есть без отдельного составления расходных накладных и им подобных?» они отвечали следующим образом: в зависимости от направления получения или выдачи ТМЦ, материальных активов юрлицо должно оформлять первичные учетные документы (ТТН, накладные на отпуск ТМЦ, акты приемки материалов и т. п.). При этом одни первичные документы не могут заменять другие, которые отличаются по сути и форме, если это не предусмотрено Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.1995 № 88. Для окончательного решения вопроса оптимизации первички налоговики рекомендовали обращаться в Минфин.

Поэтому на сегодня однозначно можно сделать вывод: если предприятие признало ТТН первичным документом для оформления операции по реализации/приобретению ТМЦ, расходные накладные уже можно не составлять.

Важная деталь: из определения, приведенного в ст. 1 Закона № 2344, следует, что ТТН может использоваться для целей бухучета, если содержит все реквизиты, предусмотренные данным Законом. Хотя обязательные реквизиты первичных документов устанавливает ст. 9 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV (далее - Закон № 996), но их перечень однозначно меньше, чем тот, который устанавливает Закон № 2344 для ТТН.

Если какого-то из реквизитов не будет или будут несущественные ошибки, которые не препятствуют идентифицировать операцию, дату составления и стороны, осуществившие операцию, документ для учетных целей считается действующим.

Обратимся к ч. 2 ст. 9 Закона № 996: «Несущественные недостатки в документах, которые содержат сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и т. п.».

То есть если в ТТН не будет указано удостоверение водителя, для целей бухучета ТТН не будет считаться дефектной, ведь этот недостаток не мешает отразить операцию в учете.

Другой извечный вопрос: если ТТН нет?

Можно ли на основании акта предоставленных услуг по перевозке и расходной накладной показать расходы и оприходовать товары, если ТТН отсутствует?

В этом плане ничего не изменилось. В бухучете отразить услуги по перевозке можно на основании акта предоставленных услуг. Главное, чтобы сами услуги фактически были предоставлены. Расходная накладная или другой документ подойдет для оприходования товаров.

Обратите внимание! В случаях, если наличие ТТН является обязательным, контролеры настаивают на бестоварности операции, выстраивая цепочку «нет ТТН – не было перевозки – услуги по перевозке не предоставлялись – товар не покупался». Поэтому под риск попадают расходы на перевозку (ведь выходит, что без ТТН ее не было) и расходы по приобретенным товарам (если не доставлялись, то и не покупались).

По убеждению налоговиков, именно ТТН подтверждает факт предоставления услуг по перевозке товаров и является одним из дополнительных документальных свидетельств реальности осуществления хозяйственной операции по поставке товаров (Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 17.04.2019 № 1637/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

В суде удается отстоять реальность операции, если на основании других документов (инвентаризационные документы, документы на отпуск этих товаров в производство или их продажу с надлежащим оформлением первичных документов) продемонстрировать их дальнейшую жизнь. Например:

  • «Товарно-транспортная накладная не является документом, подтверждающим факт приобретения или продажи товарно-материальных ценностей, наличие или отсутствие товарно-транспортных накладных и недостатки в их оформлении не являются основанием для выводов о бестоварности хозяйственной операции, если из других данных усматривается фактическое движение активов или изменения в обязательствах налогоплательщика» (постановления Верховного Суда от 11.12.2018 по делу № 807/143/16, от 11.09.2018 по делу № 804/4787/16);
  • «Доводы налогового органа относительно недостатков товарно-транспортных накладных как обстоятельства, которое свидетельствует о нереальности хозяйственных операций, являются безосновательными, поскольку товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом, то есть товарно-транспортная накладная является доказательством, которое подтверждает факт предоставления/получения транспортных услуг, а не реальность хозяйственной операции в целом» (постановление Верховного Суда от 13.11.2018 по делу № 822/6312/15);
  • «Товарно-транспортные накладные или путевые листы не являются исключительными первичными бухгалтерскими документами, которые подтверждают факт реальности осуществления хозяйственной операции по договору и при отсутствии которых плательщик лишается права на формирование налогового кредита, а также отнесение к составу доходов и расходов сумм по договорам в случае наличия других первичных бухгалтерских документов, оформленных в соответствии с положениями действующего законодательства, а именно: договоров, расходных накладных, налоговых накладных, регистров бухгалтерских документов, платежных поручений, сведений о движении активов, товара и других документов» (постановление Кассационного административного суда Верховного Суда от 30.08.2019 по делу № 804/17176/14 (№ К/9901/7254/18).

Поэтому после внесения изменений роль ТТН для целей бухучета фактически не изменилась. Однако, вероятнее всего, налоговики еще более придирчиво будут изучать реквизиты ТТН и ее наличие. Не исключаем, что без какого-то реквизита (например, того же удостоверения водителя или габарита транспортного средства) ТТН не будут признавать, а следовательно, и будут ставить под сомнение реальность операции.

Поэтому в статье «Реквизиты ТТН: как выполнить новые требования закона?» рассмотрим, какие именно реквизиты должна содержать ТТН, потому что в них также произошли изменения.

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
07.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
04.08.2025
Особенности правового регулирования организации прудового рыбоводства
В статье рассмотрим, какие разрешительные документы нужно получить предприятию, взявшему в аренду пруд для выращивания рыбы. Рыбоводство, которое часто называют аквакультурой, – это искусство и наука выращивания рыбы в контролируемых условиях. О некоторых особенностях правового регулирования о...
28.07.2025
Как обосновать справедливую стоимость биологических активов и сельскохозяйственной продукции
В статье рассмотрены практические подходы к определению справедливой стоимости биологических активов и сельскохозяйственной продукции согласно действующим нормативам. Автор акцентирует внимание на источниках информации, документах и обосновании выбранного метода оценки. Применение справедливой стоим...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Лучшие материалы