Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Форс-мажор: когда возникает и как подтвердить

16.01.2019

Для кого эта статья: для сельхозтоваропроизводителей, у которых возникали форс-мажорные обстоятельства природного, техногенного или другого характера.

Из этой статьи вы узнаете: когда возникает форс-мажор, каковы его позитивные последствия для предприятия и чем подтвердить наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Общего и однозначного определения термина «форс-мажор» в действующем законодательстве нет. Зато принято употреблять термин, приведенный в ст. 141 Закона от 02.12.97 г. № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине» (далее – Закон № 671):

форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным выполнение обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам.

К форс-мажорным обстоятельствам относятся, в частности, но не исключительно: вооруженный конфликт, военные действия, акты терроризма, революция, исключительные погодные условия, стихийные бедствия, такие как землетрясение, гололед, град, заморозки, молния, пожар, засуха, проседание и сдвиг грунта и т. п.

Не считаются обстоятельствами непреодолимой силы финансовый и экономический кризис, дефолт, несоблюдение/нарушение своих обязанностей контрагентом должника, отсутствие на рынке необходимых для выполнения обязательств товаров, отсутствие средств и т. п. (ст. 617 Гражданского кодекса, далее – ГК; п. 3.2 Регламента удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины (далее – ТПП) и региональными ТПП форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденного решением Президиума ТПП от 18.12.14 г. № 44 (5), далее – Регламент № 44).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
23.10.2025
Инвентаризация денежных средств
Как провести инвентаризацию наличных денег на предприятии? В статье рассмотрим порядок организации проверки и оформления ее результатов, действия при смене материально ответственного лица и отражение полученных результатов в учете. Предприятия, осуществляющие наличные расчеты, должны проводить инв...
22.09.2025
Как получить сертификат ТПП о форс-мажоре по налоговым обязательствам
Из статьи вы узнаете, какие документы должен подать налогоплательщик, чтобы получить сертификат Торгово-промышленной палаты для подтверждения форс-мажорных обстоятельств по налоговым обязательствам. В статье рассмотрим, как субъекту хозяйствования получить сертификат Торгово-промышленной палаты о на...
22.09.2025
Как учитывать расходы на получение сертификата ТПП о форс-мажорных обстоятельствах?
Предприятие оплатило услуги Торгово-промышленной палаты по выдаче сертификата, удостоверяющего наступление форс-мажорных обстоятельств. На какие расходы и на какой бухгалтерский счет отнести сумму такой оплаты? Предприятие оплатило услуги Торгово-промышленной палаты (далее – ТПП) по выдаче сер...
Популярное
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
26.09.2025
Смена собственника земли посреди года: кому и как платить арендную плату
В статье расскажем, как арендатор должен уплачивать арендную плату, если арендодатель продал земельный участок новому собственнику. Этот вопрос время от времени возникает у арендаторов земли, которые платят арендную плату раз в году. Так, если одно физлицо продало другой земельный участок, например,...
Новое
23.10.2025
Инвентаризация денежных средств
Как провести инвентаризацию наличных денег на предприятии? В статье рассмотрим порядок организации проверки и оформления ее результатов, действия при смене материально ответственного лица и отражение полученных результатов в учете. Предприятия, осуществляющие наличные расчеты, должны проводить инв...
23.10.2025
Особенности инвентаризации в период военного положения
Есть ли какие-то особенности проведения инвентаризации в условиях военного положения? Можно ли вообще ее не проводить? Ответы на эти вопросы – в нашей статье. Проведение годовой инвентаризации перед составлением финотчетности – обязанность. Не является исключением из этого правила инвент...
23.10.2025
Недостачи и излишки ТМЦ, выявленные при инвентаризации: как облагаются НДС?
В статье расскажем, как облагаются НДС недостачи и излишки, обнаруженные при инвентаризации. При инвентаризации могут быть выявлены излишки и недостачи ТМЦ, приобретенные как с НДС, так и без него. Поэтому важно знать, какие последствия это будет иметь для налоговых обязательств и как оформить док...
Лучшие материалы