• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Признание договоров аренды недействительными

В данной консультации мы рассмотрим, на какие нарушения законодательства прокуратура ссылается как на основание для иска о признании недействительными договоров аренды земельных участков, полученных гражданами для ведения фермерского хозяйства (далее – ФХ), и на что необходимо обратить внимание добросовестным фермерам-арендаторам.

Аргументы прокуратуры

Обращаясь в суд с исками о признании недействительными договоров аренды, органы прокуратуры, как правило, отмечают, что проверкой соблюдения норм действующего законодательства установлено нарушение ст. 7 Закона от 19.06.03 г. № 973-IV «О фермерском хозяйстве» (далее – Закон № 973) во время предоставления земельных участков в аренду для создания ФХ, поскольку в заявлении на получение земельных участков фермером не указаны необходимые для решения этого вопроса условия, не обоснованы размеры земельного участка с учетом перспектив деятельности ФХ, не обосновано предоставление нескольких отдельных земельных участков, тогда как для создания ФХ земля должна предоставляться единым массивом.

Аргументы суда

Часто суды поддерживают исковые требования и признают договоры недействительными. При этом суд отмечает, что при решении исковых требований по законности решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для ведения ФХ применению (как специальная норма относительно ст. 123 Земельного кодекса, далее – ЗК) подлежит порядок предоставления (передачи) земельных участков для ведения ФХ, определенный ст. 7 Закона № 973. А по содержанию ст. 1, 7, 8 Закона № 973 заявление гражданина о предоставлении земельного участка для ведения ФХ должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 7 данного Закона. В свою очередь, рассматривая заявление гражданина по сути, орган исполнительной власти или местного самоуправления (а в случае передачи на судебное разбирательство спора – суд) должен дать оценку указанным в заявлении обстоятельствам и фактам, проверить доводы заявителя, приведенные для обоснования размера земельного участка с учетом перспектив развития ФХ, в том числе о наличии трудовых и материальных ресурсов.

ВСУ при рассмотрении дел вышеупомянутой категории отмечает, что по результатам рассмотрения заявления фермера орган государственной исполнительной власти или орган местного самоуправления должен убедиться в:

Полная версия доступна только подписчикам

Лучшие материалы