Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Землю арендует председатель фермерского хозяйства, а пользуется ею хозяйство: кто должен платить арендную плату?

14.02.2018 3442 2 2


Фермерское хозяйство (далее – ФХ) пользуется земельным участком, который предоставлен в аренду председателю этого хозяйства из земель государственной собственности для ведения ФХ. Договор субаренды участка между ФХ и его председателем не заключен. Отсюда возникает ряд вопросов, ответы на которые даем в этой статье.


Кто является плательщиком арендной платы за такой земельный участок?

Плательщиком арендной платы за земельные участки государственной собственности является арендатор земельного участка, то есть лицо, с которым орган исполнительной власти или местного самоуправления заключил договор аренды согласно п. 288.2 Налогового кодекса (далее – НК).

Поскольку договор аренды земельного участка, о котором идет речь, заключен не с ФХ, а с его председателем, именно он как физическое лицо является плательщиком арендной платы. Кстати, в соответствии со ст. 12 Закона от 19.06.03 г. № 973-IV «О фермерском хозяйстве» земельные участки, которые принадлежат членам ФХ на праве аренды, не относятся автоматически к землям ФХ (в отличие от земельных участков, которые принадлежат членам ФХ на праве собственности).

О правовых нюансах пользования ФХ землей, арендатором которой является председатель (или другой член) хозяйства, см. в консультации «Земельный участок учредителя: может ли им пользоваться хозяйство».

Должно ли ФХ как юрлицо подавать налоговую декларацию по плате за землю (далее – декларация) и включать в нее такой земельный участок?

Нет, не должно. Объясним почему.

Как было указано, плательщиком арендной платы является председатель ФХ. Поэтому ФХ как юрлицо не должно подавать декларацию с расчетом арендной платы за такой участок. Если же ФХ подает декларацию за другие участки, арендатором (или собственником) которых оно является, то в декларацию не нужно включать земельный участок, договор аренды которого заключен с председателем ФХ.

В каком порядке платит арендную плату физическое лицо?

По общему правилу размер и условия уплаты арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (в данном случае сельсоветом) и арендатором (председателем ФХ). Но, поскольку арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является составляющей платы за землю (т. е. по сути, налоговым платежом), порядок ее исчисления, срок уплаты и перечисления в бюджет регулируются теми же нормами, что и уплата земельного налога (п. 288.7 НК). Так, согласно п. 288.4 и 288.5 НК размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но не может быть:

  • меньше размера земельного налога (для сельхозугодий – не менее 0,3 % и не более 1 % их нормативной денежной оценки, далее – НДО);
  • больше 12 % НДО.

Если арендатором является физическое лицо (как в нашей ситуации), арендную плату начисляет налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Информацию о заключенных договорах аренды предоставляют налоговикам органы исполнительной власти и местного самоуправления, которые заключили такие договоры с физическими лицами, до 1 февраля.

Орган ГФС обязан начислить арендную плату до 1 мая и до 1 июля отправить плательщику налоговое уведомление-решение (далее – НУР) о ее уплате. В свою очередь, плательщик должен внести арендную плату в течение 60 дней со дня вручения НУР.

Обратите внимание: с 1 января 2018 года в соответствии с п. 287.9 и 287.10 НК физлица, которым налоговый орган не направил/ не вручил НУР об уплате налога на землю в определенный срок (до 1 июля), освобождаются от ответственности за его неуплату.

Важно также знать, когда НУР считается врученным налогоплательщику. Эти случаи и условия приведены в п. 58.3 НК. Так, НУР считается отправленным (врученным) физлицу, если оно вручено ему лично или его представителю, отправлено по адресу по месту жительства или последнему известному местонахождению физлица с уведомлением о вручении. Также предусмотрено, что налоговое обязательство может быть начислено физлицу в сроки, установленные п. 102.1 НК, то есть в течение 1 095 дней.

Может ли хозяйство платить арендную плату со своего расчетного счета вместо председателя ФХ?

Теоретически может. Но просто перечислить арендную плату за физлицо (председателя ФХ) хозяйство не может. Ведь согласно п. 38.2 НК налогоплательщик (а арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности приравнивается к налогу) должен осуществить платеж или самостоятельно, или через своего представителя.

При этом, как определено п. 19.2 НК, представителями налогоплательщика признаются лица, которые могут осуществлять представительство его законных интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности.

В соответствии со ст. 242 Гражданского кодекса (далее – ГК) другое лицо может быть законным представителем только в случаях, установленных законом. Случаи, когда одно лицо может платить арендную плату (как налоговый платеж) за другое, законодательством не предусмотрены.

Однако председатель ФХ может выдать хозяйству доверенность на уплату арендной платы от его имени. Эта доверенность должна быть удостоверена или нотариально, или другим должностным лицом, которое согласно закону имеет право на совершение такого нотариального действия (п. 19.2 НК, ст. 209 ГК).

Впрочем, даже если председатель ФХ оформит на хозяйство доверенность на уплату арендной платы вместо себя, возникает другая проблема. Уплачивая налог за физлицо и не требуя за это компенсации, ФХ тем самым предоставляет доход такому физлицу. По нашему мнению, этот доход следует классифицировать как безвозвратную финансовую помощь, которая в составе дополнительного блага включается в общий налогооблагаемый доход председателя ФХ (пп. «ґ» пп. 164.2.17 НК). Поэтому ФХ, как налоговый агент, должно удержать и уплатить в бюджет НДФЛ и военный сбор.

Арендная плата, уплаченная хозяйством, считается чистым доходом председателя ФХ, поэтому для расчета НДФЛ и военного сбора ее сумму следует увеличить на натуральный коэффициент, определенный п. 164.5 НК.

Такой же подход к классификации дохода и его налогообложению действует и в случае, если ФХ выдает средства председателю хозяйства на уплату арендной платы из кассы или перечисляет на его карточный счет и не требует за это компенсации.

Можно ли избежать налогообложения в данном случае?

Да, можно. Предлагаем вашему вниманию два варианта. А окончательный выбор вы сделаете сами.

Вариант 1. Предоставить председателю ФХ заем для уплаты арендной платы. То есть председатель ФХ пишет заявление с просьбой выдать ему определенную сумму денег взаем. На основании такого заявления заключается договор займа. Не рекомендуем указывать в договоре, на какие цели будет использован заем. Срок возврата займа действующим законодательством не ограничен – это может быть 10, 20 и более лет. Средства, полученные взаем, не являются налогооблагаемым доходом физлица. Следовательно, обязанность по удержанию НДФЛ и военного сбора возникнет только после истечения срока возврата займа хозяйству (т. е. когда заем станет безнадежной задолженностью).

Если же председатель вернет заем ФХ, то удерживать налоги не придется вообще. Кстати, такой вариант привлекателен также тем, что в случае возврата займа через несколько лет реальная стоимость долга снизится, например, из-за инфляции.

О порядке и нюансах заключения договора займа в случае предоставления займа председателю ФХ, а также порядке налогообложения и отражения в бухучете таких операций мы напишем в следующем номере журнала.

Вариант 2. Предоставить председателю ФХ нецелевую благотворительную помощь для уплаты арендной платы. Напомним, согласно пп. 170.7.3 НК не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется юридическими или физическими лицами в интересах налогоплательщика в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем предельный размер дохода, определенный согласно абзацу первому пп. 169.4.1 НК.

Так, в 2018 году ФХ может выдать директору без удержания НДФЛ и военного сбора такую помощь в сумме 2 470 грн. Сумма помощи, превышающая эту величину, подлежит налогообложению на общих основаниях (о порядке предоставления и отражения такой помощи в форме № 1ДФ см. в статье «Налогообложение благотворительной помощи»).

В рассматривавшейся ситуации плательщиком арендной платы является председатель ФХ, поскольку именно с ним заключен договор аренды земельного участка государственной собственности. ФХ может уплатить арендную плату вместо председателя только после оформления соответствующей доверенности, удостоверенной нотариусом. Но тогда такая уплата будет расцениваться как предоставление председателю дохода в виде безвозвратной финансовой помощи. Поэтому хозяйству придется уплатить в бюджет с ее суммы НДФЛ и военный сбор. Чтобы избежать уплаты НДФЛ и военного сбора, можно выдать директору для уплаты арендной платы заем или предоставить ему нецелевую благотворительную помощь. В 2018 году размер такой не облагаемой налогом помощи составляет 2 470 грн.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 2

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы