Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Новые требования к ТТН: что изменилось


Законом от 03.06.2021 № 1534-IX внесены изменения в Закон от 05.04.2001 № 2344-ІІІ (далее - Закон № 2344), которые касаются порядка применения ТТН и правил ее оформления. Они вступили в силу с 01.10.2021. Поэтому с этой даты ТТН должна соответствовать новым требованиям. Проанализируем, как эти изменения воплотить на практике.


Составление ТТН – обязанность грузоотправителя

Еще до рассматриваемых нами изменений согласно п. 11.3 Правил, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.1997 № 363 (далее - Правила № 363), ТТН на перевозку грузов автотранспортом должен был выписывать заказчик (грузоотправитель). В настоящий момент эта обязанность закреплена за грузоотправителем на уровне закона.

А именно: ст. 1 Закона № 2344 дополнена термином, который определяет такую обязанность: грузоотправитель – физлицо, физлицо-предприниматель или юрлицо, которое предоставляет перевозчику груз для перевозки и вносит соответствующие сведения в ТТН или другой определенный законодательством документ на груз.

Поэтому предприниматель, юрлицо или физлицо в случае передачи перевозчику груза должны составить ТТН.

ТТН на перевозку груза для собственных потребностей

Порядок составления ТТН во внутренних перевозках регулируется Законом № 2344, Правилами № 363 и Перечнем, утвержденным постановлением КМУ от 25.02.2009 № 207 (далее – Перечень № 207).

До изменений (до 1 октября этого года) из норм Перечня № 207 следовал вывод, что для перевозки груза для собственных потребностей ТТН не нужна. Он базировался на том, что ТТН не указана среди документов, которые понадобятся водителю юрлица или физлица-предпринимателя, которые осуществляют грузовые перевозки для собственных потребностей (п. 2 Перечня № 207, письмо Мининфраструктуры от 03.09.2013 № 10092/25/10-13).

Что же изменилось?

В Закон № 2344 внесено определение ТТН (ранее оно было только в Правилах № 363).

ТТН – единый для всех участников транспортного процесса (кроме физлиц, которые перевозят груз за собственные средства и для собственных потребностей) документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы, который может использоваться для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, составляется в бумажной и/или электронной форме и содержит обязательные реквизиты, предусмотренные данным Зако-ном и Правилами № 363 (ст. 1 Закона № 2344).

Кстати, определение ТТН практически в такой же редакции с 2019 года содержится в Правилах № 363. Для сравнения: ТТН – единый для всех участников транспортного процесса документ, который предназначен для учета ТМЦ на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы, и является одним из документов, который может использоваться для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные данными Правилами.

Впрочем, в Законе № 2344 речь идет о ТТН как едином для всех участников транспортного процесса на пути перемещения груза, за исключением физлиц, которые осуществляют перевозку груза за собственные средства и для собственных потребностей, то есть обычных физлиц.

Поэтому из определения ТТН вытекает, что накладную обязательно применяют физлица-предприниматели и юрлица, даже когда автотранспортом перевозится груз для их собственных потребностей! Это на сегодня уже не согласуется с п. 2 Перечня № 207, который не предусматривает наличие ТТН при перевозке грузов физлицом-предпринимателем и юрлицом для собственных потребностей. Но, ввиду того что закон имеет более высокую юридическую силу, субъекты хозяйствования вынуждены ориентироваться именно на требования обновленного Закона № 2344.

Обратите внимание! Не применять ТТН при перевозке грузов могут только обычные физлица, которые осуществляют перевозку за собственные средства и для собственных потребностей.

ТТН как первичный документ бухучета

В ст. 1 Закона № 2344 в первый раз на уровне закона определено, что ТТН может использоваться в бухгалтерском учете как первичный документ для списания и оприходования ТМЦ. Правда, и раньше об этом шла речь, однако лишь на уровне приказа Минтранса (Правила № 363). Но Минтранс не устанавливает правила бухучета.

Кроме того, согласно п. 3.6 Методрекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 № 2, ТТН как была, так и является основой для оприходования ТМЦ.

Однако налоговики предупреждали быть осторожными в оптимизации количества первичных документов. Так, в свое время в ИНК ГНС от 25.06.2021 № 2533/ІПК/99-00-21-02-02-06 на вопрос: «Достаточно ли ООО как покупателю для оприходования товаров, приобретенных у контрагентов-поставщиков, оформления и подписания только ТТН, то есть без отдельного составления расходных накладных и им подобных?» они отвечали следующим образом: в зависимости от направления получения или выдачи ТМЦ, материальных активов юрлицо должно оформлять первичные учетные документы (ТТН, накладные на отпуск ТМЦ, акты приемки материалов и т. п.). При этом одни первичные документы не могут заменять другие, которые отличаются по сути и форме, если это не предусмотрено Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.1995 № 88. Для окончательного решения вопроса оптимизации первички налоговики рекомендовали обращаться в Минфин.

Поэтому на сегодня однозначно можно сделать вывод: если предприятие признало ТТН первичным документом для оформления операции по реализации/приобретению ТМЦ, расходные накладные уже можно не составлять.

Важная деталь: из определения, приведенного в ст. 1 Закона № 2344, следует, что ТТН может использоваться для целей бухучета, если содержит все реквизиты, предусмотренные данным Законом. Хотя обязательные реквизиты первичных документов устанавливает ст. 9 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV (далее - Закон № 996), но их перечень однозначно меньше, чем тот, который устанавливает Закон № 2344 для ТТН.

Если какого-то из реквизитов не будет или будут несущественные ошибки, которые не препятствуют идентифицировать операцию, дату составления и стороны, осуществившие операцию, документ для учетных целей считается действующим.

Обратимся к ч. 2 ст. 9 Закона № 996: «Несущественные недостатки в документах, которые содержат сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и т. п.».

То есть если в ТТН не будет указано удостоверение водителя, для целей бухучета ТТН не будет считаться дефектной, ведь этот недостаток не мешает отразить операцию в учете.

Другой извечный вопрос: если ТТН нет?

Можно ли на основании акта предоставленных услуг по перевозке и расходной накладной показать расходы и оприходовать товары, если ТТН отсутствует?

В этом плане ничего не изменилось. В бухучете отразить услуги по перевозке можно на основании акта предоставленных услуг. Главное, чтобы сами услуги фактически были предоставлены. Расходная накладная или другой документ подойдет для оприходования товаров.

Обратите внимание! В случаях, если наличие ТТН является обязательным, контролеры настаивают на бестоварности операции, выстраивая цепочку «нет ТТН – не было перевозки – услуги по перевозке не предоставлялись – товар не покупался». Поэтому под риск попадают расходы на перевозку (ведь выходит, что без ТТН ее не было) и расходы по приобретенным товарам (если не доставлялись, то и не покупались).

По убеждению налоговиков, именно ТТН подтверждает факт предоставления услуг по перевозке товаров и является одним из дополнительных документальных свидетельств реальности осуществления хозяйственной операции по поставке товаров (Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 17.04.2019 № 1637/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

В суде удается отстоять реальность операции, если на основании других документов (инвентаризационные документы, документы на отпуск этих товаров в производство или их продажу с надлежащим оформлением первичных документов) продемонстрировать их дальнейшую жизнь. Например:

  • «Товарно-транспортная накладная не является документом, подтверждающим факт приобретения или продажи товарно-материальных ценностей, наличие или отсутствие товарно-транспортных накладных и недостатки в их оформлении не являются основанием для выводов о бестоварности хозяйственной операции, если из других данных усматривается фактическое движение активов или изменения в обязательствах налогоплательщика» (постановления Верховного Суда от 11.12.2018 по делу № 807/143/16, от 11.09.2018 по делу № 804/4787/16);
  • «Доводы налогового органа относительно недостатков товарно-транспортных накладных как обстоятельства, которое свидетельствует о нереальности хозяйственных операций, являются безосновательными, поскольку товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом, то есть товарно-транспортная накладная является доказательством, которое подтверждает факт предоставления/получения транспортных услуг, а не реальность хозяйственной операции в целом» (постановление Верховного Суда от 13.11.2018 по делу № 822/6312/15);
  • «Товарно-транспортные накладные или путевые листы не являются исключительными первичными бухгалтерскими документами, которые подтверждают факт реальности осуществления хозяйственной операции по договору и при отсутствии которых плательщик лишается права на формирование налогового кредита, а также отнесение к составу доходов и расходов сумм по договорам в случае наличия других первичных бухгалтерских документов, оформленных в соответствии с положениями действующего законодательства, а именно: договоров, расходных накладных, налоговых накладных, регистров бухгалтерских документов, платежных поручений, сведений о движении активов, товара и других документов» (постановление Кассационного административного суда Верховного Суда от 30.08.2019 по делу № 804/17176/14 (№ К/9901/7254/18).

Поэтому после внесения изменений роль ТТН для целей бухучета фактически не изменилась. Однако, вероятнее всего, налоговики еще более придирчиво будут изучать реквизиты ТТН и ее наличие. Не исключаем, что без какого-то реквизита (например, того же удостоверения водителя или габарита транспортного средства) ТТН не будут признавать, а следовательно, и будут ставить под сомнение реальность операции.

Поэтому в статье «Реквизиты ТТН: как выполнить новые требования закона?» рассмотрим, какие именно реквизиты должна содержать ТТН, потому что в них также произошли изменения.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
17.03.2025
Первичные документы для операций с основными средствами: нюансы применения коммерческими предприятиями
Первичные документы являются основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций (ч. 1 ст. 9 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV, далее – Закон № 996). При этом, как следует из п. 2.7 Положения, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 № 88 (далее – Положение № 88), первичные ...
04.02.2025
Расходы на услуги нотариуса при покупке сельхозземли: как отразить в учете предприятия
Сельхозпредприятие приобрело в собственность земельный участок. При заключении сделки были понесены расходы на оплату услуг частного нотариуса. На какой счет бухучета отнести эти расходы и какими первичными документами их подтвердить? Может ли справка от нотариуса считаться расчетным документом? При...
03.02.2025
Что указывать в ТТН при перевозке сельхозживотных в живом весе?
Сельхозпредприятие реализует 10 голов КРС живой массой 1 000 кг. Нужно ли указывать в товарно-транспортной накладной идентификационные номера животных? Для ответа на этот вопрос проанализируем действующие требования законодательства. Новая форма ТТН: обзор изменений Новая форма товарно-транспортно...
Популярное
03.02.2025
Подача декларации единщиками четвертой группы – юрлицами
До 20 февраля сельхозпредприятия для подтверждения статуса плательщика единого налога (далее – ЕН) или перехода в четвертую группу единщиков должны подать отчетность по этому налогу. Отметим, что, по уведомлению Минфина и ГНС с 2025 года должна действовать новая форма декларации единщиков и пр...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
06.02.2025
Плата за землю: отчитываемся за 2025 год
Плата за землю состоит из земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности (далее – арендная плата). То есть, если в собственности субъекта хозяйствования есть земельные участки либо он арендует земли государственной или коммунальной собственности, ему н...
Новое
10.04.2025
Как обжаловать индивидуальную налоговую консультацию: практические советы
Индивидуальная налоговая консультация (далее – ИНК) является важным инструментом взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом, который должен обеспечить предсказуемость и стабильность налоговых правоотношений. Однако на практике бывают случаи, когда выданная ИНК противоречи...
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
04.04.2025
Предприниматель мобилизован, но продолжает вести деятельность через представителя: как оформлять договоры?
Предприниматель был мобилизован, но продолжает вести предпринимательскую деятельность, выдав для этих целей доверенность своей жене. Доверенность предусматривает, в частности, право на заключение договоров от имени предпринимателя. В связи с этим возник вопрос: как нужно оформлять договоры, которые ...
Лучшие материалы