Списание топлива: единый подход для всех субъектов хозяйствования
В комментируемом письме Мининфраструктуры делает безапелляционный вывод о том, что все субъекты хозяйствования (далее – СХ) должны списывать горюче-смазочные материалы (далее –
ГСМ), беря за основу Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее – Приказ № 43, Нормы № 43).
Однако данный документ имеет несколько противоречивых моментов. С одной стороны, Нормами № 43 четко не оговорено, какие именно предприятия должны их применять. В общих положениях документа указывается, что он предназначен для планирования потребностей предприятий, организаций и учреждений в ГСМ и контроля за их расходованием. При этом, несмотря на мнение КРУ об отсутствии госрегистрации Приказа № 43 в Минюсте и, как следствие, необходимость для учреждений, которые не входят в сферу управления Минтранса, утверждать собственные документы о нормировании расходов ГСМ (письмо от 11.08.10 г. № 02-14/1232), Минюст настаивает на том, что этот приказ является актом нормативно-технического характера, не подлежит государственной регистрации и является действительным без таковой (письмо
от 28.02.14 г. № 1112-0-4-14/10.1).
Мининфраструктуры в комментируемом письме разъясняет, что Нормы № 43 обеспечивают единый подход к проведению СХ расчетов нормативных расходов топлива для транспортных средств (далее – ТС), и настаивает, что списание ГСМ дорожным транспортом СХ независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности или формы налогообложения целесообразно осуществлять в соответствии с Нормами № 43 по единой прозрачной системе.
Введение временных норм расходов
На практике достаточно часто учреждение сталкивается с проблемой отсутствия конкретных
моделей ТС в Нормах № 43 или перерасходом указанных норм. В этих случаях необходимо
принять во внимание следующие моменты.
Если модель (модификация) ТС не имеет существенных конструктивных отличий (модель двигателя и конструкция трансмиссии) и не отличается от базовой модели снаряженной массой
и габаритными размерами, учреждение может установить временную линейную норму расхода топлива в том же размере, что и для базовой модели.
Для моделей (модификаций) ТС, которые не имеют существенных конструктивных отличий, но отличаются от базовой модели снаряженной массой (установлены фургоны, кунги, дополнительное оборудование, бронирование и т. п.) и не являются серийными, временная линейная норма расхода топлива может устанавливаться в том же размере, что и для базовой модели, но разница в потреблении топлива учитывается путем применения нормы на 1 т снаряженной массы согласно п. 1.4 Норм № 43.
Для новых моделей (модификаций) ТС, которые не вошли в Нормы № 43, нормы расходов топлива разрабатываются главным институтом Мининфраструктуры ГосавтотрансНИИпроект по заявкам заводов-производителей или предприятий – владельцев ТС на договорных началах. Форма заявки приведена в приложении Д к Приказу № 43. Временные индивидуальные нормы действуют для конкретного СХ, который заказал их разработку для использования в период апробации (сроком до одного года) в определенном регионе и условиях эксплуатации ТС, без права распространения на ТС других СХ, в том числе тех, которые входят в состав одного учреждения, ведомства и т. п. (пп. 2.1.5 Норм № 43).
Применение корректирующих коэффициентов
В определенных условиях эксплуатации допустимые размеры потребления ГСМ могут увеличиваться или уменьшаться. Для этого используют корректирующие коэффициенты Норм № 43
в процентах от базовой нормы.
Нормы расходов топлива повышаются в следующих случаях:
при работе в холодное время года (в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды: от 0 °C до –5 °C – до 2 %, ниже –5 °C до –10 °C – до 4 %, ниже –10 °C
до –15 °C – до 6 %, ниже –15 °C до –20 °C – до 8 %, ниже –20 °C до –25 °C – до 10 %,
ниже –25 °C – до 12 %);
работе в горной местности и/или на дорогах со сложным планом (в зависимости от высоты над уровнем моря: от 300 до 800 м – до 5 %, от 801 до 2 000 м – до 10 %, от 2 001 до
3 000 м – до 15 %, выше 3 001 м – до 20 %; при наличии в среднем на 1 км пути более
5 изгибов радиусом менее 40 м – до 10 % (этот коэффициент не применяется во время
работы в условиях города);
работе в городских условиях (в зависимости от наличия регулируемых перекрестков и чис-
ленности населения – от 5 до 15 %);
работе, которая требует частых остановок, сниженных скоростей и/или проводится в тяжелых дорожных условиях (при наличии в среднем более одной остановки на 1 км пробега без учета остановки на светофорах, перекрестках и переездах или во время выполнения работ, требующих сниженных скоростей (до 20 км/час), — до 10 %);
в зависимости от срока эксплуатации ТС (более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км –
до 3 %, более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс. км – до 5 %, более 11 лет или
с общим пробегом более 250 тыс. км – до 7 %, более 14 лет или с общим пробегом более 400 тыс. км – до 9 %, в случае пробега первой 1 000 км новыми автомобилями, а также
теми, которые вышли из капитального ремонта, – до 10 %);
при почасовой работе грузовых и грузопассажирских ТС (до 10 %);
во время учебной езды (в пределах города – до 20 %, вне пределов города – до 5 %, на
специально отведенных площадках – до 40 %);
на поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля
(на обогрев салона в зависимости от фактической температуры воздуха: ниже +15 °C до +5 °C –
до 2 %, ниже +5 °C до –5 °C – до 4 %, ниже –5 °C до –15 °C – до 6 %, ниже –15 °C до –25° C –
до 8 %, ниже –25 °C – до 10 %; на охлаждение салона в случае использования кондиционера или установки «климат-контроль» в зависимости от фактической температуры воздуха:
от +20 °C до +25 °C – до 5 %, выше +25 °C до +30 °C – до 7 %, выше +30 °C – до 10 %).
Нормы расходов топлива уменьшаются в следующих случаях:
при работе за пределами населенных пунктов (на дорогах с максимально разрешенной скоростью движения более 90 км/час: для легковых автомобилей – от –15 % до –30 %, для всех других автомобилей – от –5 % до –20 %; в случае передвижения с разрешенными скоростями более 90 км/час и до 110 км/час – от –10 % до –20 %, более 110 км/час – от –5 % до
–10 %);
по решению руководства учреждения может быть установлен дополнительный коэффициент, который уменьшает норму в соответствии с фактическими потребностями.
Конкретные размеры корректирующих коэффициентов и условия их применения устанавливает главный распорядитель или руководитель учреждения в распорядительном документе. В таком документе целесообразно определить порядок измерения температуры, которая принимается в расчеты. Это может быть среднее значение температуры воздуха окружающей среды за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер).
Значение температуры воздуха фиксируется по данным Украинского гидрометцентра Государственной гидрометслужбы, других достоверных официальных источников или по результатам собственных измерений. В последнем случае руководство учреждения назначает ответственное лицо и организует ведение на постоянной основе соответствующего журнала. Рекомендовано использование термометров с абсолютной погрешностью измерения температуры не более
±1 °C. При этом температура измеряется в месте, защищенном от влияния прямого солнечного луча, на высоте около 2 м от поверхности земли.
Допускается использование штатного указателя температуры воздуха (в случае оснащения им ТС) или переносных термометров (предоставляются водителям) при условии отсутствия существенных расхождений в результатах измерения с данными Украинского гидрометцентра.
Такая погрешность не должна превышать 5 °С.
С учетом вышеуказанного считаем целесообразным бюджетным учреждениям собственными распорядительными документами утвердить базовые линейные нормы расходов топлива
и коэффициенты их корректировки, опираясь на Нормы № 43.
ПИСЬМО Министерства инфраструктуры Украины от 21.02.17 г. № 1441/18/10-17
Ольга ДОРОФЕЕВА, редактор направления
Комментарии к материалу