Регистрация НН/РК и ее приостановка: как это должно работать
17.07.2017 9450 0 2
Принятые сокращения:
- НК – Налоговый кодекс;
- Порядок № 1246 – Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.10 г. № 1246;
- Порядок № 1307 – Порядок, утвержденный приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307;
- Критерии № 567, Перечень № 567 – приказ Минфина от 13.06.17 г. № 567 «Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Исчерпывающего перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных»;
- НН – налоговая накладная;
- РК – расчет корректировки;
- ЕРНН – Единый реестр налоговых накладных.
Акценты этой статьи:
- обновленный механизм регистрации НН/РК В ЕРНН;
- проверки, которые проводятся в автоматическом режиме при отправке НН/РК на регистрацию;
- алгоритм приостановки регистрации.
Порядок регистрации НН/РК
Чем регламентирован порядок регистрации НН/РК?
Регистрация НН и РК в ЕРНН осуществляется согласно требованиям НК и Порядка № 1246.
С 20.05.17 г. действует новая редакция Порядка № 1246, утвержденная постановлением КМУ от 26.04.17 г. № 341. Документ приведен в соответствие с нормами НК, в нем изложен порядок действий органов ГФС при регистрации НН и РК. Основные новшества – добавлен раздел с определениями терминов; указано, что автоматически проверяется в поступивших на регистрацию электронных НН и РК (дан расширенный перечень); какие квитанции отправляются плательщикам по результатам этих проверок; как действует ГФС в случае приостановки регистрации НН и РК; каков порядок получения НН по запросу плательщика.
Что именно автоматически проверяется в НН/РК?
После подачи НН/РК плательщиком и их расшифровки орган ГФС проверяет такие моменты, как (п. 12 Порядка № 1246):
1. Соответствие НН/РК утвержденному формату (стандарту).
Как показала практика марта 2017 года («скоропостижное» утверждение новой формы НН/РК), этот пункт может и не помешать успешной регистрации документа в ЕРНН. Конечно, с разрешения ГФС – при наличии на то технических причин (новый утвержденный формат не был готов).
2. Действительность электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), порядок ее наложения и наличие права подписи у должностного лица налогоплательщика.
Последовательность наложения подписей на документ приведена в п. 10 Порядка № 1246. ЭЦП должностных лиц поставщика (продавца) налагается в следующем порядке:
- сначала ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера) или ЭЦП руководителя (в случае отсутствия у поставщика должности бухгалтера);
- затем ЭЦП печати (при наличии).
Право подписывать НН/РК с помощью ЭЦП может быть и у иного должностного лица (не бухгалтера и не руководителя). Это право не должно вызывать сомнений, если соблюден порядок его делегирования (т. е. если налогоплательщик получил ЭЦП в аккредитованных центрах сертификации ключей для такого должностного лица и подал в орган ГФС усиленные сертификаты его ЭЦП).
Обратите внимание! Допустим, вы хотите сменить ЭЦП (например, в связи с последствиями кибератаки). Тогда вам придется перезаключать договор о признании электронных документов с ГФС.
3. Наличие у предприятия регистрации плательщиком НДС на момент составления и регистрации НН/РК.
Это значит, что в случае аннулирования НДС-регистрации можно зарегистрировать НН/РК не позже даты такого аннулирования (ранее об этом ГФС говорила в своих разъяснениях, а из нормативных актов этого не вытекало).
4. Соблюдение требований, установленных п. 192.1 и 201.10 НК.
Конкретного списка таких требований, на которые «настроен» проверочный алгоритм в ЕРНН, нет в нормативных документах. Но тенденция к увеличению количества автоматических проверочных алгоритмов – налицо. Поэтому можно предположить, что ЕРНН теперь не будет пропускать какие-то НН/РК, которые раньше проходили регистрацию без проблем.
5. Наличие ошибок при заполнении обязательных реквизитов, установленных п. 201.1 НК.
Не все ошибки в обязательных реквизитах можно выявить при автоматизированной проверке (подробнее см. «Налоговая накладная с ошибкой зарегистрирована: нужно ли исправлять ошибку?»). А те, что выявить можно, должны быть выявлены, кроме таких, которые не мешают идентифицировать операцию. Ведь должны быть учтены нормы абзаца одиннадцатого п. 201.10 НК (о том, что ошибки в обязательных реквизитах (кроме кода товара согласно УКТВЭД), которые не мешают идентифицировать операцию, ее содержание (поставляемые товар/услугу), период, стороны и сумму налоговых обязательств, не могут быть причиной неприема НН в ЕРНН. Вот только конкретного перечня таких простительных ошибок в нормативных документах и разъяснениях госорганов – нет.
6. Наличие достаточной для регистрации суммы НДС в формулах (п. 2001.3 и 2001.9 НК).
Напомним, что кроме показателя ∑Накл для расчета суммы НДС, на которую можно зарегистрировать НН/РК, с 01.01.17 г. добавили еще один показатель. Напомним, откуда он берется и как его рассчитать.
Допустим, у плательщика общая сумма налоговых обязательств в представленных налоговых декларациях (с учетом поданных к ним уточняющих расчетов) превышает сумму НДС в НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН (т. е. имеется показатель ∑Перевищ). А значения ∑Накл недостаточно для регистрации НН/РК за отчетные периоды, в которых возникло такое превышение.
В таком случае налогоплательщик имеет право независимо от значения показателя ∑Накл зарегистрировать эти документы в ЕРНН на сумму НДС, равную значению показателя ∑Перевищ:
- уменьшенному на сумму задекларированных к уплате налоговых обязательств за периоды начиная с 1 июля 2015 года (как уплаченные, так и не уплаченные);
- увеличенному на значение показателя ∑ПопРах.
Этот расчетный показатель (откорректированный ∑Перевищ) используется для регистрации НН/РК только за те отчетные периоды, в которых возникло ∑Перевищ.
7. При подаче на регистрацию РК – наличие в ЕРНН сведений, содержащихся в НН, которая корректируется.
Напомним, что РК к НН, составленной до 1 февраля 2015 года и не подлежащей на тот момент регистрации в ЕРНН, регистрируется только после регистрации такой НН. Зарегистрировать такой комплект (старую НН независимо от даты ее составления с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК, и свежий РК) поставщик должен в течение одного операционного дня.
8. Факт регистрации/приостановки регистрации/отказа в регистрации НН/РК с такими же реквизитами.
Вероятно, речь вот о чем. Допустим, при попытке зарегистрировать НН/РК документ на регистрацию не был принят (например, из-за ошибки в обязательных реквизитах). Тогда документ с исправленными показателями нужно отправлять на регистрацию с другим номером.
А если плательщик направил на регистрацию несколько экземпляров одной НН/РК, то зарегистрированными считаются документы, данные которых внесены в ЕРНН, о чем налогоплательщику направлена квитанция (п. 16 Порядка № 1246).
9. Соответствие НН/РК критериям оценки степени рисков, достаточным для остановки их регистрации на основании п. 201.16 НК.
До проведения мониторинга все НН/РК должны тестироваться на наличие четырех признаков из п. 5 Критериев № 567. Если документ соответствует хотя бы одному из них, он мониторингу не подлежит. Подробнее см. «Какие НН/РК не подлежат мониторингу».
10. Соблюдение требований Законов от 22.05.03 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте», от 22.05.03 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного в установленном порядке.
Проект Порядка обнародован для обсуждения на сайте Минфина еще 06.02.17 г., но пока не утвержден. На сегодня же действует Инструкция, утвержденная приказом ГНАУ от 10.04.08 г. № 233, которая регулирует порядок подачи налоговой отчетности в электронном виде. Она была принята еще до вступления в силу НК, ее нормы не приведены в соответствие с действующим законодательством и, кроме того, они не соответствуют действующему механизму приема документов в электронном виде в контролирующих органах. Об этом сказано в пояснительной записке к проекту (Анализ регуляторного влияния акта).
Что происходит в результате автоматической проверок?
По результатам таких проверок формируется квитанция о приеме или неприеме либо об остановке регистрации НН/Р. Квитанция присылается плательщику на протяжении операционного дня работы ЕРНН (с 0.00 до 23.00).
Если в НН/РК выявлены нарушения требований, приведенных в п. 1–8 и 10 (см. выше нашу нумерацию), тогда налогоплательщику направляется квитанция о неприеме этих документов с указанием причины.
А если НН/РК подпадают под критерии оценки степени рисков, то придет квитанция о приостановке их регистрации. В ней должны быть указаны сведения и перечень документов, определенных п. 201.16.1 НК (п. 17 Порядка № 1246). Обратите внимание! Такую квитанцию одновременно получают и поставщик, и покупатель – плательщик НДС.
Порядок регистрации НН/РК покажем на схеме (см. рис. 1).
Порядок приостановки регистрации НН/РК
Что предусмотрено в нормативных документах?
С 01.07.17 г. – в соответствии с п. 74.2 НК и Критериями № 567 – ГФС запущена система автоматизированного мониторинга соответствия НН/РК критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации таких НН/РК в ЕРНН (СМКОР). Тестовый режим перестал действовать.
Теперь, если поданные на регистрацию НН или РК соответствуют таким критериям (являются «рискованными»), то поставщику и покупателю придет соответствующая квитанция.
В ответ поставщик имеет право подать Таблицу данных, если он ее не подал до 01.07.17 г. или если у него появились новые операции. На основании этой информации, а также отчетности налогоплательщика и другой имеющейся налоговой информации и должен осуществляться мониторинг НН/РК (п. 2 Критериев № 567). Если контролирующий орган установит, что информация в Таблице недостоверная, он имеет право не учесть ее при мониторинге (п. 5 Критериев № 567). А НН/РК, подлежащие мониторингу, проверяются на соответствие критериям риска из п. 6 Критериев № 567.
Для принятия решения плательщик может также подать комиссии письменные пояснения и копии документов относительно приостановленной НН/РК (подробнее см. «Приостановка регистрации налоговых накладных: алгоритм действий плательщика НДС»).
На момент принятия комиссией решения о регистрации или об отказе в регистрации НН/РК еще раз проводятся проверки, предусмотренные положениями п. 12 Порядка № 1246, кроме абзаца десятого (п. 1–8 и 10 нашей нумерации). Поскольку по этим пунктам документ уже проверялся, этой проверкой, скорее всего, выявляется только наличие достаточной для регистрации суммы регистрационного лимита на данный момент. Ведь пока комиссия анализировала представленные документы и принимала решение, эта сумма могла измениться.
По результатам последней проверки формируется квитанция о регистрации или об отказе в регистрации НН/РК, которая направляется плательщику вместе с решением комиссии. Квитанция о регистрации тех НН/РК, по которым комиссией принято положительное решение, одновременно направляется поставщику и покупателю – плательщику НДС (п. 18 Порядка № 1246).
Если в ГФС поступит решение суда о регистрации или об отмене регистрации НН/РК, вступившее в законную силу, такие документы регистрируются опять же после проведения проверок, предусмотренных п. 12 Порядка № 1246 (кроме абзаца десятого, п. 9 нашей нумерации), или их регистрация отменяется. При этом датой регистрации или отмены регистрации считается день, указанный в таком решении, или день вступления в законную силу решения суда.
Что происходит на практике в случае приостановки регистрации НН/НК?
Согласно пп. 201.16.1 НК и п. 17 Порядка № 1246, квитанция о приостановке регистрации должна содержать следующие данные:
- порядковый номер и дату составления приостановленной НН/РК;
- определение критерия, на основании которого приостановлена регистрация НН/РК;
- предложение о предоставлении объяснений и/или копий документов (согласно Перечню № 567), достаточных для того, чтобы комиссия ГФС могла принять решение о регистрации НН/РК. Причем в п. 17 Порядка № 1246 написано, что в квитанции должны быть указаны информация и перечень документов, которые нужно представить.
На практике же плательшики НДС – поставщики получают (по крайней мере так было в первой декаде июля 2017 года) преимущественно квитанции с указанием реквизитов НН/РК следующего содержания:
«Документ прийнято. Реєстрація зупинена.
Виявлені помилки:
Відповідно до п. 201.16 ст. 201 ПК реєстрація ПН/РК зупинена. ПН/РК відповідає критеріям оцінки ступеня ризиків, визначеним п. 6 Критеріїв оцінки ступеня ризиків, достатніх для зупинення реєстрації ПН/РК в ЄРПН, затверджених наказом Мінфіну від 13.06.17 р. № 567. За результатами опрацювання СМКОР виявлено невідповідність обсягів постачання обсягам придбання по товарах згідно з УКТЗЕД: ...Пропонуємо надати пояснення та/або копії документів, достатні для прийняття рішення про реєстрацію ПН/РК в ЄРПН відповідно до пп. «в» пп. 201.16.1 п. 201.16 ст. 201 ПК, вичерпний перелік яких установлено наказом Мінфіну від 13.06.17 р. № 567, та/або Таблицю даних платника податків, яка передбачена п. 4 цього наказу».
По факту. Формулировка в квитанции не дает плательщику полного представления о том, под какой именно критерий риска из Критериев № 567 попал поданный на регистрацию в ЕРНН документ и какие конкретно документы нужно подать комиссии. И только перечисленные в квитанции коды дают информацию, по какому товару/услуге возникла проблема. |
На наш взгляд, ГФС обязана пояснить плательщикам, что именно от них требуется в каждом конкретном случае приостановки регистрации: только Таблица? Только пояснения? Только копии документов? Или все это, вместе взятое, или в каком-то сочетании? Что именно пояснять и документально подтверждать?
Что мы рекомендуем подать в орган ГФС в таком случае, читайте «Приостановка регистрации налоговых накладных: алгоритм действий плательщика НДС».
Что происходит, если по результатам работы комиссии принято решение о регистрации НН/РК, но на этот момент на электронном счете плательщика недостаточно суммы регистрационного лимита?
Из положений нормативных документов не ясно, что происходит в таком случае. В п. 18 Порядка № 1246 только написано, что после повторных автоматических проверок формируется квитанция о регистрации или отказе в регистрации НН/РК, которая отправляется плательщику с соответствующим решением комиссии.
Создается впечатление, что в этом случае (если лимита мало) придет отказ в регистрации. И после того, как суммы регистрационного лимита станет достаточно для регистрации «приостановленной» НН/РК, нужно отправлять документ на регистрацию повторно. Причем сочетание номера и даты повторить нельзя, ведь факт приостановки регистрации документа с такими реквизитами уже зафиксирован в системе (п. 12 Порядка № 1246). И тогда тестирование этого документа начнется сначала и продолжится по кругу.
На самом деле это не так. Как устно поясняют специалисты органов ГФС (а также это следует из презентации СМКОР, с которой можно ознакомиться на сайте ГФС), проверочные алгоритмы работают следующим образом. Допустим, лимита было достаточно на дату отправки НН/РК на регистрацию в ЕРНН, но по результатам мониторинга документ приостановлен, а затем по результатам работы комиссии принято решение о его регистрации. В этом случае документ становится в очередь и ожидает появления достаточной суммы регистрационного лимита.
С учетом сказанного порядок приостановки регистрации НН/РК покажем на схеме (см. рис. 2).
Комментарии к материалу