Об изменениях в порядке ведения кассовых операций
06.03.2018 11737 0 5
В связи с многочисленными вопросами плательщиков Напоминаем об изменениях в порядке ведения кассовых операций.
1.Изменение в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, которые действуют с 5 января 2018 года.
2. Изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 23 августа 2000 г. № 1336.
3. Очередное напоминание, кому именно из физических лиц - плательщиков единого налога необходимо применять РРО.
4. С 20 февраля - пользуемся обновленным Государственным реестром регистраторов расчетных операций.
Теперь подробно об этом.
Об изменениях в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине
Постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.2017 №148 утверждено Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине. Постановление было обнародовано на сайте НБУ 4 января и вступило в силу 5 января.
Главное.
1. Оприходование наличности в кассах (пункты 11 и 12 Положения)
Изменилось определение «оприходования наличности».
Начиная с 5 января оприходованием наличности в кассах учреждений / предприятий / обособленных подразделений, проводящих наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги / применением ррот КОРО (в случае применения КОРО без применения РРО), является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров / фискальных отчетных чеков (или данных расчетных квитанций) - именно так указано в пункте 11 Положения.
И еще важно - теперь учреждение / предприятие обязано разработать и утвердить внутренним документом порядок оприходования наличности в кассе учреждения / предприятия на основании Положения №148, в котором максимально учесть особенности работы как учреждения / предприятия, так и его обособленных подразделений [внутренний трудовой распорядок, режим работы, графики сменности, порядок и особенности сдачи наличной выручки (Наличности) в банк].
А для обособленных подразделений учреждения / предприятия порядок оприходования наличности в кассе устанавливается и приходится внутренними документами учреждения / предприятия. Разработанный порядок должен отвечать требованиям настоящего Положения и не противоречить законодательству Украины.
2. О предельных суммах наличных расчетов
Они остались без изменений, то есть:
- между предприятиями (предпринимателями) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам - в размере 10 000 гривен;
- между предприятием (предпринимателем) и физическим лицом в течение одного дня -в размере 50 000 гривен;
- между физическими лицами по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению - в размере 50 000 гривен.
Новшеством является то, что указанная норма прямо предусмотрена в Положении (пункты 6 и 7), а до 5 января находилась лишь в постановлении Национального банка №210. Последняя утратившим силу согласно постановлению №148.
Приведенные выше ограничения, не касаются:
1) расчетов субъектов хозяйствования с бюджетами и государственными целевыми фондами;
2) добровольных пожертвований и благотворительной помощи;
3) использование наличности, выданной на командировку.
3. О формах кассовых документов, которые необходимо использовать
Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утверждены новые типовые формы кассовых документов, а именно:
- ведомости на выплату наличных;
-прибуткового кассового ордера (форма № КО-1);
-расходный кассового ордера (форма № КО-2)
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (формы № КО-3 и КО-3а); кассовой книги (форма № КО-4);
-книги учета выданных и принятых старшим кассиром наличных (форма № КО-5);
- акта о результатах инвентаризации имеющихся средств;
- акта о проверке соблюдения порядка ведения операций с наличностью.
Поэтому начиная с 5 января субъекты хозяйствования должны использовать для оформления кассовых операций кассовые документы, соответствуют требованиям типовых форм, утвержденных Постановлением № 148.
Соответствующая позиция Государственной фискальной службы Украины по данному поводу содержится в ЗІР, категория 109.15 - ответ на вопрос «имеют право СГ использовать кассовые документы, формы которых не утверждены постановлением Правления НБУ от 29 декабря 2017 № 148 ».
4. О лимит кассы для ФЛП
Банкам и физическим лицам-предпринимателям лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) не устанавливаются.
Также нормами Положения №148 предусмотрено в частности:
• сдачи наличной выручки (наличности) в банк через предприятия, которые получили лицензию НБУ на предоставление банкам услуг по инкассации;
• применение ЭЦП юридического лица при предоставлении услуг в электронной форме или при осуществлении информационного обмена с другими субъектами электронного взаимодействия;
• возложение функций кассира на работника другого предприятия, привлеченного на основании заключенного договора на оказание услуги по предоставлению персонала.
Следующая информация - об изменениях к постановлению Кабинета Министров Украины от 23 августа 2000 № 1336 «Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг ».
Они утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2017 №984. Постановление опубликовано в газете «Урядовый курьер» 20 декабря прошлого года и вступило в силу 20 декабря - с даты опубликования.
Главное
Увеличен предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (оказания услуг), в случае превышения которого применение регистраторов расчетных операций является обязательным, для форм и условий проведения деятельности, определенных в пунктах 2, 3, 5, 6, 13, 14, 17, 22, 23, 27 перечня до 500 тыс. гривен на один субъект хозяйствования (до 20 декабря - 200 тыс.грн.) Увеличен предельный размер по деятельности, определенной в пунктах 4 и 7 перечня, - до 250 тыс. гривен на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров (предоставления услуг) - ранее было 75 тыс. И для форм и условий проведения деятельности, определенных в пунктах 1, 8-11, 15, 19-21, 24-26 перечня, предельный размер годового объема расчетных операций не устанавливается.
Вид деятельности, при котором разрешается использовать РК и КОРО без применения РРО |
предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставления услуг), в случае превышение которого применения РРО является обязательным |
Розничная торговля продовольственными товарами (кроме подакцизных товаров), осуществляется физическими лицами - предпринимателями, которые платят единый налог |
Не установлюется
|
Розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки- прилавки, тележки, разноски, лотки, столики), расположенные за пределами стационарных помещений |
500 тыс. грн. |
Розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа) |
500 тыс. грн.
|
Розничная торговля и общественное питание на территории села, осуществляется предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими продукцию собственного производства |
250 тыс. грн.
|
Продажа блюд и безалкогольных напитков в буфетах высших учебных заведений, столовых и буфетах предприятий УТОС и УТОГ |
500 тыс. грн.
|
Розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание на территории закрытых военных гарнизонов и городков, а также воинских частей, расположенных в пределах сел |
500 тыс. грн.
|
Розничная торговля медицинскими и фармацевтическими товарами и предоставление медицинских и ветеринарных услуг на территории села |
250 тыс. грн.
|
Продажа товаров (согласно перечню, утвержденному Госкомсвязи и согласованному с Минэкономики Украины и ГНА Украины) и предоставление услуг почтовыми отделениями и пунктами связи в селах |
не устанавливается |
Продажа газет, журналов, конвертов, открыток, знаков оплаты почтовых услуг, другой печатной продукции на предприятиях почтовой связи, если удельный вес такой продукции составляет более 50% общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров |
не устанавливается |
Продажа талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимостью в киосках и салонах транспортных средств для проезда в электротранспорте, на морских и речных судах |
не устанавливается |
Предоставление бытовых услуг: на территории села; по ремонту и установке бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, телеантенн, ремонта и сборка мебели, уборка квартир, уходу за детьми, больными и престарелыми, фотографирование, Ремонт квартир, приготовления пищи, стирки белья, химической чистки, ремонта обуви, швейных и трикотажных изделий, изделий текстильной и кожаной галантереи, металлических изделий физическими лицами - предпринимателями, которые осуществляют хозяйственную деятельность (Кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения) и не используют труд наемных лиц. |
не устанавливается |
Предоставление услуг библиотеками |
500 тыс. грн.
|
Продажа предметов религиозно-обрядовой атрибутики и предоставление обрядовых услуг религиозными организациями |
500 тыс. грн.
|
Продажа товаров с разносок и ручных тележек, предоставление услуг в салонах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте по перечню, утвержденному Минтрансом Украины и согласованному с Минэкономики Украины и ГНА Украины, а на воздушных судах, задействованных в международных воздушных сообщениях, - также продажа алкогольных напитков и табачных изделий |
не устанавливается |
Розничная торговля семенами в киосках на территории сел и поселков городского типа |
500 тыс. грн.
|
Прием от населения вторичного сырья (кроме металлолома) |
не устанавливается |
Страхование имущественных и личных рисков физических лиц, которое проводится страховыми агентами за пределами помещения страховщика, кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по дополнительным договорам («Зеленая карта») |
не устанавливается |
Ритуальные услуги при условии проведения расчетов на дому у заказчика |
не устанавливается |
Осуществление деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг субъектами предпринимательской деятельности на территории сел и поселков городского типа, которым Законом Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине» предоставлен статус горных |
500 тыс. грн.
|
Предоставление медицинских услуг выездными бригадами и медицинское обслуживание на дому у заказчика |
500 тыс. грн.
|
Организация приема и обслуживания туристов в Украине, расчеты за которые производятся в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков), а также предоставление туристических и экскурсионных услуг при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений субъектов туристической и экскурсионной деятельности |
не устанавливается |
Предоставление услуг: по выдаче разрешений на право осуществления любительского и спортивного рыболовства на основе специального использования водных живых ресурсов и на добычу охотничьих животных (лицензия, отстрельная карта); по газоснабжению, водоснабжению, водоотведению и теплоснабжения в селах при условии проведения расчетов дома у потребителя |
не устанавливается |
Продажа булочных, кондитерских и порционных кулинарных изделий, мороженого, безалкогольных напитков, сувениров, игрушек и надувных шариков с разносок и ручных тележек в театрально-зрелищных и спортивных заведениях |
не устанавливается |
Прием от населения и реализация через пчеловодческие торгово-заготовительные пункты продуктов пчеловодства, оборудования и инвентаря для пасечников |
500 тыс. грн.
|
В случае превышения предельного размера годового объема расчетных операций субъекты хозяйствования имеют один месяц с даты превышения для перехода на учет расчетных операций в наличной и безналичной форме с применением РРО (ПКМУ от 07.02.2001 №121).
Еще важные новации по постановлению №984.
- указано, что для форм и условий проведения деятельности, определенных в перечне, плательщики единого налога второй и третьей групп (физические лица - предприниматели) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года превысил 1 млн. гривен, обязательно применяют регистраторы расчетных операций в соответствии с пунктом 296.10 статьи 296 Налогового кодекса Украины .;
- определено, что действие этого постановления не распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю подакцизными товарами;
- внесены изменения в Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций.
О применении РРО
Статьей 3 Закона Украины от 06.07.1995 №265 / 95-ВР «О применения регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг »предусмотрено, что применять РРО обязаны субъекты хозяйствования, осуществляющих:
- расчетные операции в наличной и / или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (Предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг;
- операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода.
В соответствии с п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса Украины РРО применяются плательщиками единого налога второй и третьей групп (физические лица - предприниматели) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года превышает 1 млн грн. плательщики единого налога первой - третьей групп, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, обязаны проводить расчеты за такие товары через зарегистрированные должным образом РРО. Указанная норма не зависит от объема дохода.
Особенности применения РРО упрощенцами - очередное напоминание и на конкретных примерах
Первый типичный случай: ФОП - плательщик единого налога второй / третьей группы превысил 1 млн. грн. В случае превышения в календарном году объема дохода более 1 000 000 гривен применения регистратора расчетных операций для такого плательщика единого налога является обязательным.
Как определяется объем дохода ФЛП - плательщиков единого налога второй и третьей групп для определения необходимости применения РРО? - Учитывается объем дохода за текущий отчетный налоговый год. Объем дохода с целью применения критерия (более 1 000 000 гривен) определяется с учетом всех доходов, которые в соответствии с п. 292.1 ст. 292 НКУ включаются в состав дохода плательщика единого налога - физического лица - предпринимателя.
Когда нужно начать применять РРО? - Применение регистратора расчетных операций начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается в последующих налоговых периодах в течение действия свидетельства плательщика единого налога.
Пример: Объем дохода ФЛП - плательщика единого налога третьей группы в августе 2017 превысил 1 000 000 грн. Такой предприниматель должен был применять регистратор расчетных операций с 1 октября 2017 года и применять РРО в последующих налоговых периодах в течение действия свидетельства плательщика единого налога.
Таким образом, применение регистратора расчетных операций для указанного плательщика единого налога является обязательным при проведении расчетов за наличные также в 2018 году и в последующих налоговых периодах в течение действия свидетельства плательщика единого налога.
Вопрос:
Имеет ли право ФЛП, который платит ЕП, применять РРО без их перевода в фискальный режим работы?
Физическое лицо - предприниматель - плательщик единого налога первой группы и плательщики второй и третьей групп, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн. гривен, имеют право проводить расчеты без применения регистраторов расчетных операций. Вместе с тем не запрещается по решению такого лица использовать РРО без их перевода в фискальный режим работы. При этом плательщики единого налога обязаны вести учет доходов и расходов в соответствующих Книгах.
Второй случай: продажа ФЛП - плательщиком единого налога 1, 2, 3 групп технически сложных бытовых товаров - с 8 мая 2017 года с обязательным применением РРО.
Технически сложные бытовые товары - непродовольственные товары широкого потребления (Приборы, машины, оборудование и др.), Которые состоят из узлов, блоков, комплектующих изделий, соответствуют требованиям нормативных документов, имеющих технические характеристики, сопровождаются эксплуатационными документами и на которые установлен гарантийный срок.
Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения регистраторов расчетных операций утвержден Постановлением №231. Он содержит восемь групп товаров:
группа 73 «Изделия из черных металлов»
группа 84 «Реакторы ядерные, котлы, машины, оборудование и механические устройства; их части»;
группа 85 «Электрические машины, оборудование и их части; аппаратура для записи и воспроизведения звука, телевизионная аппаратура для записи и воспроизведения изображения и звука, их части и принадлежности»;
группа 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и оборудование»;
группа 90 «Приборы и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, контрольные, измерительные, прецизионные; медицинские или хирургические; их части и принадлежности»;
группа 91 «Часы всех видов и их части»;
группа 92 «Музыкальные инструменты; их части и принадлежности »;
группа 95 «Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности».
Последнее сообщение - о новом реестр РРО.
Государственная фискальная служба Украины приказом от 20.02.2018 №79 утвердила новый Государственный реестр регистраторов расчетных операций.
Соответственно утратил силу предыдущий реестр, утвержденный приказом №854. Обновленный Государственный реестр содержит 160 моделей РРО и включает те, что разрешенные к первичной регистрации, а также первичная регистрация которых запрещена.
Отдельно приводится Перечень регистраторов, исключенных из Государственного реестра в 2016 и в 2017 годах, эксплуатация которых не допускается. Таких РРО 5.
Комментарии к материалу