Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Гибель посевов: оформление, учет и налогообложение

03.06.2016 28814 1 9


Для кого эта статья: для тех сельхозпредприятий, у которых частично или полностью погибли посевы зерновых или других сельскохозяйственных культур.


Документальное оформление

Прежде всего руководитель сельхозпредприятия должен издать приказ о создании комиссии по обследованию посевов. В приказе указывается состав комиссии, ее обязанности и полномочия. В состав комиссии, как правило, включается специалист по объекту исследования (например, агроном сельхозпредприятия), руководитель хозяйства или производственного подразделения, представители управления сельского хозяйства и продовольствия райгосадминистрации и сельского совета и т. п.

Если посевы погибли на значительной территории, то к работе комиссии привлекают еще и представителя территориальных органов госслужбы по чрезвычайным ситуациям. А в случае гибели посевов, которые были застрахованы, в состав комиссии необходимо включить представителя страховой компании.

Комиссия осматривает посевы, оценивает их состояние и выясняет причины гибели, после чего разрабатывает предложения по их дальнейшему использованию и принятию дополнительных технологических мер. Результаты деятельности комиссии оформляются актом обследования и списания погибших посевов (далее – Акт) произвольной формы (действующим законодательством форма такого акта не утверждена), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем.

Указанный Акт должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, приведенные в ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», а также: состав комиссии, обследовавшей посевы; координаты поля или его номер; данные о виде погибшей культуры; площадь, на которой погибли посевы; степень их гибели (полная или частичная); рекомендации по дальнейшим действиям (см. образец 1 в конце консультации). К акту целесообразно приложить фотографии поля, справку центра гидрометеорологии и т. п.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 8.2 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий, утвержденных приказом Минагрополитики от 18.05.01 г. № 132 (далее – Методрекомендации № 132), расходы на обработку площадей, на которых полностью погиб урожай в результате стихийного бедствия, списываются (Дт 977 – Кт 23).

Однако если поле, на котором погибли посевы, пересевается, то расходы следует разделить на две группы:

  • повторяемые расходы – это те расходы, которые были понесены сельхозпредприятием в целях получения урожая и которые необходимо понести опять, чтобы вместо погибших посевов вырастить новую поросль и получить урожай. К таким расходам, в частности, относятся: стоимость семян, расходы на предпосевную обработку почвы, сев и другие работы, которые выполняются повторно при пересеве площадей под погибшими культурами;
  • неповторяемые расходы – это расходы, в повторном осуществлении которых нет необходимости для того, чтобы получить урожай. Примером таких расходов являются расходы на лущение стерни, стоимость удобрений и расходы на их внесение и т. п., которые списываются в разрезе статей на пересеянную культуру.

Итак, в случае пересева площадей, на которых погибли посевы, сельхозпредприятие должно в Дт субсчета 977 с Кт счета 23 списать только повторяемые расходы. Неповторяемые расходы списываются с Кт счета 23 в Дт счета 23 в разрезе аналитических статей на пересеянную культуру.

Оформить приведенное распределение можно бухгалтерской справкой или актом, которые составляются в произвольной форме (см. образец 2 в конце консультации).

Если посевы на поле погибли частично и сельхозпредприятием принято решение не проводить пересев другой культуры, а продолжить выращивание уже высеянной культуры, то считаем, что в таком случае списывать расходы не нужно. Такие расходы целесообразно оставить в составе себестоимости урожая, который будет собран с такого поля.

Последствия по НДС

Исчисление суммы налоговых обязательств

Согласно п. 198.5 Налогового кодекса (далее – НК) налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с п. 189.1 НК, составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН) сводную налоговую накладную по товарам/услугам, необоротным активам (для товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных или произведенных до 01.07.15 г. – если во время такого приобретения или производства суммы НДС были включены в состав налогового кредита), в случае если такие товары/услуги, необоротные активы предназначаются для их использования или начинают использоваться, в частности:

  • в операциях, осуществляемых в пределах баланса налогоплательщика, в том числе передача для непроизводственного использования;
  • операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

Утверждение, что расходы, понесенные на выращивание погибших посевов, не связаны с хозяйственной деятельностью, довольно спорное. Ведь сельхозпредприятие засеяло поля и имело намерение собрать урожай, а гибель посевов произошла по не зависящим от сельхозпредприятия причинам. Однако налоговики (ОИР, категория 101.24) настаивают на том, чтобы указанные расходы рассматривать именно как использованные в нехозяйственной деятельности, ведь из погибших посевов уже не будет собран урожай и соответственно не появится доход от реализации сельхозпродукции.

Для тех сельхозпредприятий, которые не хотят спорить с налоговиками (в т. ч. даже в судах), предлагаем все же начислить налоговые обязательства в соответствии с вышеприведенной нормой п. 198.5 НК.

Следует обратить внимание: начисление налоговых обязательств (условную продажу) следует осуществлять только касательно повторяемых расходов, да и то не всех, а только тех, по которым был сформирован налоговый кредит. То есть товары (услуги), которые входят в повторяемые расходы, но были приобретены без НДС (в частности, у неплательщиков НДС) условно «продавать» не нужно, ведь при их приобретении не был сформирован налоговый кредит. Не подлежат условной продаже и расходы на заработную плату, амортизацию и т. п., поскольку они не связаны с приобретением товаров и услуг и не содержат НДС. Для правильного определения суммы НДС, которая подлежит начислению, рекомендуем оформить бухгалтерскую справку (см. образец 3 в конце консультации).

Налоговая накладная и отчетность

Согласно п. 11 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307 (далее – Порядок № 1307), в случае начисления налоговых обязательств в соответствии с п. 198.5 НК налогоплательщик составляет отдельные сводные НН по товарам/услугам, необоротным активам, которые предназначаются для их использования/начинают использоваться, в частности, в операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью налогоплательщика. Такие сводные НН составляются не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода.

В таких сводных НН в графе «Получатель (покупатель)» налогоплательщик указывает свое наименование (Ф. И. О.), в строке «Индивидуальный налоговый номер получателя (покупателя)» проставляется условный ИНН «600000000000», а в верхней левой части указывается тип причины – «13 – Составлена в связи с использованием производственных или непроизводственных средств, прочих товаров/услуг не в хозяйственной деятельности)».

В п. 16 Порядка № 1307 отмечено, что в случае составления сводных НН, особенности заполнения которых изложены в п. 11 данного Порядка, в графе 2 «номенклатура товаров (услуг)» указываются даты составления и порядковые номера налоговых накладных, составленных на такого налогоплательщика при поставке ему товаров/услуг, необоротных активов, по которым он определяет налоговые обязательства в соответствии с п. 198.5 НК. В таком случае в графе 6 следует указать «1», а в графах 7 и 10 (показатели в них будут одинаковыми) – общий объем поставки без НДС (или его часть, если для выращивания погибших посевов был использован не весь приобретенный товар (услуга)). В графе 8 указывается – «20» (код ставки налогообложения – 20 %).

Следует обратить внимание: номер такой НН следует проставлять без «/2», поскольку отражаться она будет в общей декларации по НДС. Это связано с тем, что согласно п. 3 разд. V Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 28.01.16 г. № 21, строки 4.1, 4.2 (предусмотренные для отражения налогового обязательства, которое начисляется, в частности, согласно п. 198.5 НК) могут заполняться только в общей декларации по НДС (0110).

В то же время на эту же сумму можно увеличить налоговый кредит общей декларации по НДС. А именно: в строке 13 спецрежимной декларации и в строке 8 таблицы 1 приложения 10 к этой декларации следует указать соответствующую сумму НДС (по данным Образца 3 – 35 400 грн.) со знаком «–», а в этой же строке общей декларации – со знаком «+».

В итоге в спецрежимной декларации по НДС будет уменьшен налоговый кредит (что, собственно, и должно было произойти), а в общей декларации по НДС будут отражены одинаковые суммы и налогового обязательства, и налогового кредита.

Следует отметить, что такой способ отражения операций по условной поставки сельхозпредприятиями – спецрежимщиками ничем не регламентирован (то есть не прописан ни в одном нормативном документе), но именно так рекомендует ее отражать специалист ГФС (см. ответ в статье «Как сельхозпредприятию-спецрежимщику отразить «условную продажу» в отчетности по НДС?»).

Операцию по списанию погибших посевов (или их части) сельхозпредприятиям приходится проводить, к сожалению, едва ли не ежегодно. Процедура такого списания не изменилась, за исключением его отражения в отчетности по НДС. Это связано с изменением с 01.01.16 г. порядка применения спецрежима и формы декларации по НДС. Если в прошлые годы операция по условной продаже отражалась в спецрежимной декларации по НДС, то в 2016 году ее следует отражать в общей декларации с одновременным переносом налогового кредита.

Образец 1

СОГЛАСОВАНО                                                                УТВЕРЖДАЮ 
Начальник управления сельского                                   Директор (руководитель) ООО «Подснежник»
хозяйства и продовольствия                                           Петренко В. И.
Волочиской райгосадминистрации
Хмельницкой обл.

18.04.16 г.                                                                          18.04.16 г.
М. П.                                                                                  М. П.

Акт № 1
обследования и списания погибших посевов в ООО «Подснежник»
Волочиского района Хмельницкой области от 18.04.16 г.

Комиссия в составе заместителя директора Антонюка П. А. и членов комиссии – агронома предприятия Шевченко В. П., бригадира Коломийца В. И., агронома сельского совета Короленко М. И., главного специалиста управления сельского хозяйства и продовольствия Волочиской райгосадминистрации Хмельницкой обл. Овсиенко Л. А., назначенная приказом от 07.04.16 г. № 23, осмотрела посевы сельскохозяйственных культур, принадлежащие ООО «Подснежник», и выявила следующее:

№ п/п

№ поля

Вид культуры

Сорт

Площадь, га

Состояние посевов

1

2

3

4

5

6

1

1

Озимая пшеница

Одесская

10

Полная гибель (100 % посевов)

2

2

Озимая пшеница

Одесская

6

Частичная гибель (15 % посевов)

3

3

Озимый ячмень

Буран

12

Полная гибель (100 % посевов)

Гибель перечисленных культур вызвана заморозками.

К акту прилагается: справка областного центра гидрометеорологии.

Предложения комиссии: на площади 10 га провести пересев овсом, на площади 12 га – ячменем яровым, на площади 6 га выращивать оставшиеся посевы (не пересевать).

Председатель комиссии   (подпись)    П. А. Антонюк

Члены комиссии                (подпись)    В. И. Коломиец
                                            (подпись)    М. И. Короленко
                                            (подпись)    Л. А. Овсиенко

Образец 2

ООО «Подснежник», код ЕГРПОУ 1111111111

Акт № 2
распределения расходов на выращивание
погибшей культуры от 25.04.16 г.

Культура, расходы на выращивание которой подлежат списанию: озимая пшеница

Поле № 1, площадь 10 га

Общая сумма расходов на выращивание – 300 000 грн.

Распределение расходов

(грн.)

№ п/п

Статьи расходов

С Кт счета 23/аналитический счет «озимая пшеница» на Дт счетов

977 (повторяемые расходы)

23/аналитический счет «овес» (неповторяемые расходы)

1

2

3

4

1

Расходы на оплату труда:

30 000

12 000

– лущение стерни

6 000

– внесение удобрений

6 000

– предпосевная обработка

30 000

2

Отчисления на ЕСВ:

11 100

4 440

– лущение стерни

2 220

– внесение удобрений

2 220

– предпосевная обработка

11 100

3

Материальные расходы:

178 000

64 460

– топливо на лущение стерни

22 500

– топливо на внесение удобрений

20 360

– топливо на предпосевную обработку

80 000

– удобрения

20 000

– семена

97 000

– прочие

1 000

1 600

Итого расходы

219 100

80 900

Неповторяемые расходы в сумме 80 900 000 грн. списываются на расходы по выращиванию овса (новой культуры, которую высевают).

Бухгалтер по производству  (подпись)    П. А. Антонюк

Главный бухгалтер                (подпись)    М. И. Короленко

Образец 3

ООО «Подснежник», код ЕГРПОУ 1111111111                                                                26.05.16 г.

Бухгалтерская справка

В соответствии с Актом № 2 распределения расходов на выращивание погибшей культуры от 25.04.16 г. сумма повторяемых расходов составила 219 100 грн., из которых стоимость товаров и услуг, по которым формировался налоговый кредит, составляет 177 000 грн., а именно:

(грн.)

№ п/п

Название товара (услуги)

Количество

Цена (без НДС)

Сумма (без НДС)

Номер и дата налоговой накладной от поставщика

1

2

3

4

5

6

1

Дизтопливо

1 000 л

14,00

14 000,00

№ 52 от 28.08.15 г.

2

Дизтопливо

3 000 л

15,00

45 000,00

№ 68 от 30.09.15 г.

3

Дизтопливо

1 272,7 л

16,50

21 000,00

№ 72 от 05.10.15 г.

4

Семена пшеницы

10 т

4 000,00

40 000,00

№ 15 от 15.08.15 г.

5

Семена пшеницы

13,7 т

4 160,00

57 000,00

№ 28 от 25.08.15 г.

Итого

177 000,00

Сумма НДС со 177 000 грн. (20 %) составляет 35 400 грн.

Главный бухгалтер    (подпись)    М. И. Короленко

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы