Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Гибель посевов: оформление, учет и налогообложение


Для кого эта статья: для тех сельхозпредприятий, у которых частично или полностью погибли посевы зерновых или других сельскохозяйственных культур.


Документальное оформление

Прежде всего руководитель сельхозпредприятия должен издать приказ о создании комиссии по обследованию посевов. В приказе указывается состав комиссии, ее обязанности и полномочия. В состав комиссии, как правило, включается специалист по объекту исследования (например, агроном сельхозпредприятия), руководитель хозяйства или производственного подразделения, представители управления сельского хозяйства и продовольствия райгосадминистрации и сельского совета и т. п.

Если посевы погибли на значительной территории, то к работе комиссии привлекают еще и представителя территориальных органов госслужбы по чрезвычайным ситуациям. А в случае гибели посевов, которые были застрахованы, в состав комиссии необходимо включить представителя страховой компании.

Комиссия осматривает посевы, оценивает их состояние и выясняет причины гибели, после чего разрабатывает предложения по их дальнейшему использованию и принятию дополнительных технологических мер. Результаты деятельности комиссии оформляются актом обследования и списания погибших посевов (далее – Акт) произвольной формы (действующим законодательством форма такого акта не утверждена), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем.

Указанный Акт должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, приведенные в ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», а также: состав комиссии, обследовавшей посевы; координаты поля или его номер; данные о виде погибшей культуры; площадь, на которой погибли посевы; степень их гибели (полная или частичная); рекомендации по дальнейшим действиям (см. образец 1 в конце консультации). К акту целесообразно приложить фотографии поля, справку центра гидрометеорологии и т. п.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 8.2 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий, утвержденных приказом Минагрополитики от 18.05.01 г. № 132 (далее – Методрекомендации № 132), расходы на обработку площадей, на которых полностью погиб урожай в результате стихийного бедствия, списываются (Дт 977 – Кт 23).

Однако если поле, на котором погибли посевы, пересевается, то расходы следует разделить на две группы:

  • повторяемые расходы – это те расходы, которые были понесены сельхозпредприятием в целях получения урожая и которые необходимо понести опять, чтобы вместо погибших посевов вырастить новую поросль и получить урожай. К таким расходам, в частности, относятся: стоимость семян, расходы на предпосевную обработку почвы, сев и другие работы, которые выполняются повторно при пересеве площадей под погибшими культурами;
  • неповторяемые расходы – это расходы, в повторном осуществлении которых нет необходимости для того, чтобы получить урожай. Примером таких расходов являются расходы на лущение стерни, стоимость удобрений и расходы на их внесение и т. п., которые списываются в разрезе статей на пересеянную культуру.

Итак, в случае пересева площадей, на которых погибли посевы, сельхозпредприятие должно в Дт субсчета 977 с Кт счета 23 списать только повторяемые расходы. Неповторяемые расходы списываются с Кт счета 23 в Дт счета 23 в разрезе аналитических статей на пересеянную культуру.

Оформить приведенное распределение можно бухгалтерской справкой или актом, которые составляются в произвольной форме (см. образец 2 в конце консультации).

Если посевы на поле погибли частично и сельхозпредприятием принято решение не проводить пересев другой культуры, а продолжить выращивание уже высеянной культуры, то считаем, что в таком случае списывать расходы не нужно. Такие расходы целесообразно оставить в составе себестоимости урожая, который будет собран с такого поля.

Последствия по НДС

Исчисление суммы налоговых обязательств

Согласно п. 198.5 Налогового кодекса (далее – НК) налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с п. 189.1 НК, составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН) сводную налоговую накладную по товарам/услугам, необоротным активам (для товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных или произведенных до 01.07.15 г. – если во время такого приобретения или производства суммы НДС были включены в состав налогового кредита), в случае если такие товары/услуги, необоротные активы предназначаются для их использования или начинают использоваться, в частности:

  • в операциях, осуществляемых в пределах баланса налогоплательщика, в том числе передача для непроизводственного использования;
  • операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

Утверждение, что расходы, понесенные на выращивание погибших посевов, не связаны с хозяйственной деятельностью, довольно спорное. Ведь сельхозпредприятие засеяло поля и имело намерение собрать урожай, а гибель посевов произошла по не зависящим от сельхозпредприятия причинам. Однако налоговики (ОИР, категория 101.24) настаивают на том, чтобы указанные расходы рассматривать именно как использованные в нехозяйственной деятельности, ведь из погибших посевов уже не будет собран урожай и соответственно не появится доход от реализации сельхозпродукции.

Для тех сельхозпредприятий, которые не хотят спорить с налоговиками (в т. ч. даже в судах), предлагаем все же начислить налоговые обязательства в соответствии с вышеприведенной нормой п. 198.5 НК.

Следует обратить внимание: начисление налоговых обязательств (условную продажу) следует осуществлять только касательно повторяемых расходов, да и то не всех, а только тех, по которым был сформирован налоговый кредит. То есть товары (услуги), которые входят в повторяемые расходы, но были приобретены без НДС (в частности, у неплательщиков НДС) условно «продавать» не нужно, ведь при их приобретении не был сформирован налоговый кредит. Не подлежат условной продаже и расходы на заработную плату, амортизацию и т. п., поскольку они не связаны с приобретением товаров и услуг и не содержат НДС. Для правильного определения суммы НДС, которая подлежит начислению, рекомендуем оформить бухгалтерскую справку (см. образец 3 в конце консультации).

Налоговая накладная и отчетность

Согласно п. 11 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307 (далее – Порядок № 1307), в случае начисления налоговых обязательств в соответствии с п. 198.5 НК налогоплательщик составляет отдельные сводные НН по товарам/услугам, необоротным активам, которые предназначаются для их использования/начинают использоваться, в частности, в операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью налогоплательщика. Такие сводные НН составляются не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода.

В таких сводных НН в графе «Получатель (покупатель)» налогоплательщик указывает свое наименование (Ф. И. О.), в строке «Индивидуальный налоговый номер получателя (покупателя)» проставляется условный ИНН «600000000000», а в верхней левой части указывается тип причины – «13 – Составлена в связи с использованием производственных или непроизводственных средств, прочих товаров/услуг не в хозяйственной деятельности)».

В п. 16 Порядка № 1307 отмечено, что в случае составления сводных НН, особенности заполнения которых изложены в п. 11 данного Порядка, в графе 2 «номенклатура товаров (услуг)» указываются даты составления и порядковые номера налоговых накладных, составленных на такого налогоплательщика при поставке ему товаров/услуг, необоротных активов, по которым он определяет налоговые обязательства в соответствии с п. 198.5 НК. В таком случае в графе 6 следует указать «1», а в графах 7 и 10 (показатели в них будут одинаковыми) – общий объем поставки без НДС (или его часть, если для выращивания погибших посевов был использован не весь приобретенный товар (услуга)). В графе 8 указывается – «20» (код ставки налогообложения – 20 %).

Следует обратить внимание: номер такой НН следует проставлять без «/2», поскольку отражаться она будет в общей декларации по НДС. Это связано с тем, что согласно п. 3 разд. V Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 28.01.16 г. № 21, строки 4.1, 4.2 (предусмотренные для отражения налогового обязательства, которое начисляется, в частности, согласно п. 198.5 НК) могут заполняться только в общей декларации по НДС (0110).

В то же время на эту же сумму можно увеличить налоговый кредит общей декларации по НДС. А именно: в строке 13 спецрежимной декларации и в строке 8 таблицы 1 приложения 10 к этой декларации следует указать соответствующую сумму НДС (по данным Образца 3 – 35 400 грн.) со знаком «–», а в этой же строке общей декларации – со знаком «+».

В итоге в спецрежимной декларации по НДС будет уменьшен налоговый кредит (что, собственно, и должно было произойти), а в общей декларации по НДС будут отражены одинаковые суммы и налогового обязательства, и налогового кредита.

Следует отметить, что такой способ отражения операций по условной поставки сельхозпредприятиями – спецрежимщиками ничем не регламентирован (то есть не прописан ни в одном нормативном документе), но именно так рекомендует ее отражать специалист ГФС (см. ответ в статье «Как сельхозпредприятию-спецрежимщику отразить «условную продажу» в отчетности по НДС?»).

Операцию по списанию погибших посевов (или их части) сельхозпредприятиям приходится проводить, к сожалению, едва ли не ежегодно. Процедура такого списания не изменилась, за исключением его отражения в отчетности по НДС. Это связано с изменением с 01.01.16 г. порядка применения спецрежима и формы декларации по НДС. Если в прошлые годы операция по условной продаже отражалась в спецрежимной декларации по НДС, то в 2016 году ее следует отражать в общей декларации с одновременным переносом налогового кредита.

Образец 1

СОГЛАСОВАНО                                                                УТВЕРЖДАЮ 
Начальник управления сельского                                   Директор (руководитель) ООО «Подснежник»
хозяйства и продовольствия                                           Петренко В. И.
Волочиской райгосадминистрации
Хмельницкой обл.

18.04.16 г.                                                                          18.04.16 г.
М. П.                                                                                  М. П.

Акт № 1
обследования и списания погибших посевов в ООО «Подснежник»
Волочиского района Хмельницкой области от 18.04.16 г.

Комиссия в составе заместителя директора Антонюка П. А. и членов комиссии – агронома предприятия Шевченко В. П., бригадира Коломийца В. И., агронома сельского совета Короленко М. И., главного специалиста управления сельского хозяйства и продовольствия Волочиской райгосадминистрации Хмельницкой обл. Овсиенко Л. А., назначенная приказом от 07.04.16 г. № 23, осмотрела посевы сельскохозяйственных культур, принадлежащие ООО «Подснежник», и выявила следующее:

№ п/п

№ поля

Вид культуры

Сорт

Площадь, га

Состояние посевов

1

2

3

4

5

6

1

1

Озимая пшеница

Одесская

10

Полная гибель (100 % посевов)

2

2

Озимая пшеница

Одесская

6

Частичная гибель (15 % посевов)

3

3

Озимый ячмень

Буран

12

Полная гибель (100 % посевов)

Гибель перечисленных культур вызвана заморозками.

К акту прилагается: справка областного центра гидрометеорологии.

Предложения комиссии: на площади 10 га провести пересев овсом, на площади 12 га – ячменем яровым, на площади 6 га выращивать оставшиеся посевы (не пересевать).

Председатель комиссии   (подпись)    П. А. Антонюк

Члены комиссии                (подпись)    В. И. Коломиец
                                            (подпись)    М. И. Короленко
                                            (подпись)    Л. А. Овсиенко

Образец 2

ООО «Подснежник», код ЕГРПОУ 1111111111

Акт № 2
распределения расходов на выращивание
погибшей культуры от 25.04.16 г.

Культура, расходы на выращивание которой подлежат списанию: озимая пшеница

Поле № 1, площадь 10 га

Общая сумма расходов на выращивание – 300 000 грн.

Распределение расходов

(грн.)

№ п/п

Статьи расходов

С Кт счета 23/аналитический счет «озимая пшеница» на Дт счетов

977 (повторяемые расходы)

23/аналитический счет «овес» (неповторяемые расходы)

1

2

3

4

1

Расходы на оплату труда:

30 000

12 000

– лущение стерни

6 000

– внесение удобрений

6 000

– предпосевная обработка

30 000

2

Отчисления на ЕСВ:

11 100

4 440

– лущение стерни

2 220

– внесение удобрений

2 220

– предпосевная обработка

11 100

3

Материальные расходы:

178 000

64 460

– топливо на лущение стерни

22 500

– топливо на внесение удобрений

20 360

– топливо на предпосевную обработку

80 000

– удобрения

20 000

– семена

97 000

– прочие

1 000

1 600

Итого расходы

219 100

80 900

Неповторяемые расходы в сумме 80 900 000 грн. списываются на расходы по выращиванию овса (новой культуры, которую высевают).

Бухгалтер по производству  (подпись)    П. А. Антонюк

Главный бухгалтер                (подпись)    М. И. Короленко

Образец 3

ООО «Подснежник», код ЕГРПОУ 1111111111                                                                26.05.16 г.

Бухгалтерская справка

В соответствии с Актом № 2 распределения расходов на выращивание погибшей культуры от 25.04.16 г. сумма повторяемых расходов составила 219 100 грн., из которых стоимость товаров и услуг, по которым формировался налоговый кредит, составляет 177 000 грн., а именно:

(грн.)

№ п/п

Название товара (услуги)

Количество

Цена (без НДС)

Сумма (без НДС)

Номер и дата налоговой накладной от поставщика

1

2

3

4

5

6

1

Дизтопливо

1 000 л

14,00

14 000,00

№ 52 от 28.08.15 г.

2

Дизтопливо

3 000 л

15,00

45 000,00

№ 68 от 30.09.15 г.

3

Дизтопливо

1 272,7 л

16,50

21 000,00

№ 72 от 05.10.15 г.

4

Семена пшеницы

10 т

4 000,00

40 000,00

№ 15 от 15.08.15 г.

5

Семена пшеницы

13,7 т

4 160,00

57 000,00

№ 28 от 25.08.15 г.

Итого

177 000,00

Сумма НДС со 177 000 грн. (20 %) составляет 35 400 грн.

Главный бухгалтер    (подпись)    М. И. Короленко

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Статьи по теме
11.08.2025
Купля-продажа недвижимости: какие налоги следует уплатить и как отразить в бухучете
В статье расскажем о налогообложении и учете операций по купле-продаже недвижимости. Ситуация. Сельхозпредприятие – собственник здания сельхозназначения (зернохранилище) решило продать его другому сельхозпредприятию по договору купли-продажи. При этом у сторон договора возникает множество вопр...
28.07.2025
Справка от нерезидента: форма, перевод, легализация
Выплачиваете доходы нерезидентам и применяете нормы Конвенции об избежании двойного налогообложения? А справка от нерезидента есть? В статье мы рассказываем, кто выдает нерезиденту справку о его резидентском статусе и какие требования к ее оформлению выдвигает законодательство. В случае выплаты дохо...
15.07.2025
Как оформить расчет корректировки к сводной налоговой накладной
Рассмотрим порядок оформления расчетов корректировки к сводным компенсирующим и распределяющим налоговым накладным. В некоторых случаях плательщики НДС обязаны составлять не обычные налоговые накладные, а сводные. Иногда возникает необходимость оформить к ним расчеты корректировки. Об определенных о...
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
08.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
11.08.2025
Купля-продажа недвижимости: какие налоги следует уплатить и как отразить в бухучете
В статье расскажем о налогообложении и учете операций по купле-продаже недвижимости. Ситуация. Сельхозпредприятие – собственник здания сельхозназначения (зернохранилище) решило продать его другому сельхозпредприятию по договору купли-продажи. При этом у сторон договора возникает множество вопр...
05.08.2025
Изменения в Расчете доли сельхозтоваропроизводства: новые правила для сельхозпредприятий
В статье рассмотрим, какие изменения внесены в Расчет доли сельхозтоваропроизводства. Приказом Минагрополитики от 26.06.2025 № 1900 (далее – Приказ № 1900) внесены изменения в Расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства, форма которого утверждена приказом Минагрополитики от 26.12.2011...
04.08.2025
Подготовка к не начавшемуся производству: как учитывать расходы?
В статье рассмотрено, как учитывать расходы на аренду помещения и амортизацию станка, если производство еще не началось. Практическая ситуация: предприятие арендовало помещение, приобрело производственный станок и ввело его в эксплуатацию, но производить продукцию в этом помещении с использованием д...
Лучшие материалы