Если вас проверяет пожарный инспектор
17.10.2016 29600 0 2
На сегодня контроль за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляет Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС). Рассмотрим, каким образом проводят проверки пожарные и какие предусмотрены меры ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.
Правила проведения проверок
При проведении проверок, которые могут быть плановыми и внеплановыми, органы ГСЧС руководствуются следующими нормативными документами: Кодекс гражданской защиты Украины от 02.10.12 г. № 5403-VI (далее – КГЗ), Законом № 877, Постановлением № 306, Порядком № 1337.
Официальный сайт ГСЧС.
Целью проверок является контроль за соблюдением субъектами хозяйствования (далее – СХ) требований законодательства по вопросам гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности, выявление нарушений и предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, защита жизни и здоровья людей.
Проверки проводятся по месту нахождения объектов проверок СХ в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, в присутствии руководителя или его заместителя либо уполномоченного представителя СХ (см. табл. 1).
При проведении проверки СХ обязан:
- беспрепятственно допускать должностных лиц ГСЧС для осуществления осмотра (обследования) зданий, помещений, сооружений, оборудования, территории;
- предоставлять для ознакомления документы, образцы продукции, пояснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим в ходе проверок.
Таблица 1. Основная информация о плановых и внеплановых проверках пожарных
Показатель |
Характеризующие признаки проверок |
1 |
2 |
Плановые проверки |
|
Основания для проведения |
Плановые проверки проводятся в соответствии с планами проверок, которые ежеквартально утверждаются ГСЧС Украины или ее территориальными органами и публикуются на их официальном сайте до 25-го числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому (п. 1 разд. II Порядка № 1337). |
Периодичность |
Согласно п. 6 Критериев № 306 плановые проверки проводятся: |
Продолжительность |
Срок плановой проверки определяется в зависимости от площади (территории) проверяемого объекта, количества зданий, помещений и участков, находящихся в собственности или пользовании СХ, а также степени риска от осуществления хозяйственной деятельности, но не может превышать 15 рабочих дней (далее – р. д.), а для субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) – 5 р. д. (п. 10 разд. II Порядка № 1337). |
Уведомление о проверке |
Не позднее чем за 10 дней до начала проверки СХ должен быть письменно уведомлен о ее проведении (п. 9 разд. II Порядка № 1337). |
Условия допуска к проверке |
Согласно п. 4 разд. IIІ Порядка № 1337 перед началом проверки проверяющие обязаны предъявить СХ*: |
Внеплановые проверки |
|
Основания для проведения |
К основаниям для проведения внеплановой проверки п. 13 разд. II Порядка № 1337 отнесены: |
Продолжительность |
Не может превышать 10 р. д., а для СМП – 2 р. д. (п. 18 разд. II Порядка № 1337) |
Условия допуска к проверке |
Перед началом проверки проверяющие обязаны предъявить*: |
* СХ имеет право не допускать проверяющих к проверке, если они не предъявят указанные документы (п. 5 разд. IIІ Порядка № 1337). В случае недопуска проверяющих к проверке составляется акт по форме приложения 4 к Порядку № 1337. |
Полномочия должностных лиц ГСЧС при проверках
В соответствии с п. 9 разд. IIІ Порядка № 1337, ст. 67 КГЗ должностные лица ГСЧС имеют право:
- проводить осмотр (обследование) объекта проверки, проверять организацию работы и выполнение требований законодательства в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности;
- получать от должностных лиц СХ документы, в том числе проектную документацию по объекту проверки и другие материалы, пояснения и информацию по вопросам, возникающим в ходе проверки;
- требовать от СХ устранения выявленных нарушений и прекращения действий, препятствующих проведению проверки;
- обращаться в установленном законом порядке в суд в случае недопуска к проверке должностных лиц ГСЧС в целом или к отдельным помещениям проверяемого объекта;
- фиксировать процесс проверки с помощью средств аудио- и видеотехники с представлением копии записи руководителю или уполномоченному представителю СХ.
Оформление результатов проверки
При выявлении нарушений проверяющие составляют акт по форме, утвержденной Приказом № 1337. Не отказывайтесь от подписания акта, а в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, подпишите его с возражениями. Подготовьте в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения и приложите их к акту проверки – они являются его неотъемлемой частью. Во избежание дописок без вашего ведома незаполненные места в акте перечеркивайте буквой «Z». Один экземпляр акта в обязательном порядке вручается СХ.
Если СХ отказывается от получения акта проверки, тогда он направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 14 разд. IIІ Порядка № 1337).
Если по результатам проверки нарушения не выявлены, тогда проверяющие составляют рапорт. На основании этого документа руководитель ГСЧС или ее территориального органа либо заместитель руководителя, в полномочия которого входят вопросы государственного контроля, письмом уведомляет СХ об отсутствии нарушений по результатам проведенной проверки (п. 17 разд. IIІ Порядка № 1337).
На основании акта проверяющие могут вынести предписание об устранении нарушений по форме приложения 6 к Порядку № 1337. При проведении плановой или внеплановой проверки должностное лицо ГСЧС обязано сделать отметки в предыдущем предписании, если таковое имеется. При устранении нарушений в предписании напротив каждого из них пишется «выполнено», ставится дата проверки и подпись проверяющего, а при невыполнении – в конце предписания указываются порядковые номера невыполненных пунктов и меры, принятые по результатам проверки.
Сроки устранения нарушений, перечисленных в предписании, устанавливаются должностными лицами ГСЧС, осуществляющими проверку, в зависимости от выявленных нарушений законодательства в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности (п. 26 разд. IIІ Порядка № 1337).
Контроль за выполнением предписаний осуществляется органом ГСЧС, который его выдал.
Обратите внимание: наличие предписания, составленного на основании акта проверки, не лишает ГСЧС права обратиться в административный суд с иском о применении мер реагирования в сфере государственного надзора (контроля) при наличии нарушений, создающих угрозу жизни и/или здоровью людей (п. 28 разд. IIІ Порядка № 1337).
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 68 КГЗ должностные лица центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в сфере техногенной и пожарной безопасности (далее – центральный орган), в случае нарушения законодательства по вопросам техногенной и пожарной безопасности, в том числе невыполнение их законных требований, обязаны применять санкции, определенные законом.
На основании акта проверки должностные лица центрального органа обращаются в административный суд. Так, согласно п. 12 ст. 67 КГЗ они имеют право требовать применения мер реагирования в виде: полного или частичного приостановления до полного устранения нарушений работы предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, объектов, сооружений, цехов, участков, отдельных помещений, а также машин, механизмов, оборудования, транспортных средств; остановки проведения работ, в том числе строительно-монтажных, выпуска и реализации пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, оказания услуг, если эти нарушения создают угрозу жизни и/или здоровью людей.
В ст. 67, 68, 69, 70 КГЗ приведен перечень оснований для полной или частичной остановки деятельности СХ.
Кроме того, должностные лица СХ могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (см. табл. 2).
Таблица 2. Административная ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности
Суть правонарушения |
Санкция |
Норма КУоАП |
1 |
2 |
3 |
Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, применение пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению |
Предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятия в размере |
Ст. 175 |
Начало работы вновь созданного предприятия или начало использования СХ недвижимости без регистрации декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности, для которых подача такой декларации является обязательной |
Штраф на должностных лиц предприятия в размере |
Ст. 1752 |
Невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов пожарного надзора или создание препятствий в их деятельности |
Предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятия в размере |
Ст. 1888 |
Меры административного воздействия могут быть применены к нарушителям не позже чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позже чем через 2 месяца со дня его выявления (ст. 38 КУоАП).
Кроме того, действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность в сфере пожарной безопасности на основании ч. 1 и 2 ст. 270 Уголовного кодекса Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.
Выводы
Если к вам пришли с проверкой пожарные, они должны предъявить:
- удостоверение на проведение проверки (по форме приложения 1 к Порядку № 1337);
- служебные удостоверения.
Помните, что о плановой проверке вас должны предупредить не позднее чем за 10 дней до ее начала, а вот о внеплановой проверке уведомлять не обязаны.
Обратите внимание! На проверки по пожарной безопасности распространяется мораторий: «Мораторий-2017: кто и когда может прийти к вам с проверкой»
Комментарии к материалу