Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Проверки и ответственность за нарушения в сфере применения РРО и расчетов: особенности военного периода

20.06.2023 206 0 0

Во время военного положения многие штрафы не налагаются на субъектов хозяйствования (далее – СХ). Освобождение от ответственности на этот период коснулось и порядка применения РРО, и порядка проведения расчетов. Однако законодательство сегодня постоянно меняется, и есть вероятность, что в ближайшее время освобождение от штрафов будет отменено. Именно поэтому у многих возникают вопросы, связанные с проверками и ответственностью за нарушение порядка расчетов.

В консультации расскажем, какие меры ответственности могут быть применены за различные нарушения в сфере применения РРО, осуществления расчетов, каковы правила «военного» освобождения от штрафов и будущие перспективы в этих вопросах.


Виды ответственности

Сначала напомним, какие виды ответственности установлены за нарушение порядка применения РРО и осуществления наличных расчетов. Это:

  • финансовая ответственность, которая налагается на СХ;
  • административная ответственность, к которой привлекаются должностные лица предприятий, а также физлица-предприниматели.

Финансовая ответственность

Финансовая ответственность применяется на основании ст. 17 Закона от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265).

Для удобства информацию об этом виде ответственности приведем в табл. 1.

Таблица 1. Финансовые санкции за нарушения в сфере применения РРО

№ п/п

Суть правонарушения

Размер санкции

Норма
Закона № 265

1

2

3

4

1

Установление в ходе проверки фактов:

– проведения расчетных операций с использованием РРО, программных РРО (далее – ПРРО) или расчетных книжек (далее – РК) на неполную сумму стоимости проданных товаров (оказанных услуг);

– непроведение расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы;

– невыдача (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте такого СХ

100 % стоимости проданных
с нарушениями товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые.

150 % указанной стоимости – за каждое последующее нарушение

П. 1 ст. 17

2

1. Осуществление расчетных операций:

– без использования РК и/или книги учета расчетных операций (далее – КУРО) в случаях, когда необходимость их использования предусмотрена законом;

– с использованием незарегистрированной надлежащим образом РК и/или КУРО.

2. Нарушение установленного порядка использования КУРО/РК.

3. Нехранение РК и/или КУРО в течение установлен-ного законом срока

50 НМДГ
 (850 грн)

П. 3 ст. 17

3

Нераспечатывание или несоздание контрольной ленты в электронной форме на РРО, выявление искажения данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на такой контрольной ленте

30 НМДГ
(510 грн)

П. 5 ст. 17

4

Проведение расчетных операций через РРО и/или ПРРО без использования режима программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТВЭД, цены товара и учета его количества

300 НМДГ
(5 100 грн)

П. 7 ст. 17

5

1. Нарушение установленного п. 1 ст. 9 Закона № 265 порядка проведения расчетов (при торговле продукцией собственного производства) через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций в установленном порядке.

2. Нарушение порядка оформления расчетных и отчетных документов при продаже проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте

20 НМДГ

(340 грн)

П. 8 ст. 17

6

Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя

300 НМДГ
(5 100 грн)

П. 9 ст. 17

7

Неподача в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО через проводные или беспроводные каналы связи в случае обязательности ее подачи

30 НМДГ

(510 грн)

П. 10 ст. 17

8

Реализация товаров, которые не учтены в установленном порядке, и/или неподача СХ в ходе проверки документов, подтверждающих учет товаров, находящихся в месте продажи (на хозяйственном объекте)*

В размере стоимости товаров, которые не учтены в установленном порядке, по ценам реализации, но не менее 10 НМДГ (170 грн)

Ст. 20

* Штраф не применяется к физлицам-предпринимателям, которые уплачивают единый налог и не зарегистрированы плательщиками НДС, кроме тех, кто осуществляет деятельность по реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

Согласно ст. 15 Закона № 265 штрафы за нарушения в сфере применения РРО налагают органы ГНС по результатам документальных и фактических проверок, проводимых в соответствии с нормами Налогового кодекса (далее – НК).

Уплатить штраф следует в течение 10 календарных дней со дня вынесения решения о применении санкции (ст. 25 Закона № 265). В течение этого же срока можно обжаловать вынесенное решение.

Административная ответственность

Административная ответственность в сфере применения РРО и наличных расчетов установлена КУоАП.

Для удобства информацию об этом виде ответственности приведем в табл. 2.

Таблица 2. Меры административного воздействия за нарушения в сфере расчетов

№ п/п

Суть правонарушения

Размер санкции

Норма КУоАП

1

2

3

4

1

Нарушение установленного законом порядка осуществления расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг

Для лиц, осуществляющих расчетные операции:

– за первое нарушение – от 2 до 5 НМДГ (от 34 до 85 грн);

– за повторное нарушение в течение года –
от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн).

Для должностных лиц предприятия:

– за первое нарушение – от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн);

– за повторное нарушение в течение года –
от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн)

Ч. 1, 2
ст. 1551

2

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в т. ч.:

– превышение предельных сумм расчетов наличными;

– несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств

Для физлица-предпринимателя, должностных лиц юрлица:

– за первое нарушение в течение года –
от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн),

– за повторное нарушение в течение года –
от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн)

Ст. 16315

3

Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, реализующими товары за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций

Для лиц, ответственных за сдачу выручки:

– за первое нарушение – от 17 до 88 НМДГ (от 289 до 1 496 грн);

– за повторное нарушение в течение года –
от 43 до 175 НМДГ (от 731 до 2 975 грн)

Ст. 1644

Налагать административные штрафы, перечисленные в табл. 2, уполномочены следующие органы:

  • на основании ст. 1551 КУоАП – суды (ст. 221 КоУАП), админпротоколы по таким делам составляют органы ГНС (ст. 255 КУоАП);
  • на основании ст. 16315 КУоАП – органы ГНС (ст. 2342 КУоАП);
  • на основании ст. 1644 КУоАП – органы Национальной полиции (ст. 222 КУоАП).

При наложении админштрафов должны соблюдаться сроки давности, установленные ст. 38 КУоАП. Так, штрафы, предусмотренные:

  • ст. 16315 и 1644 КУоАП, могут быть применены не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его выявления (ч. 1 ст. 38 КУоАП);
  • ст. 1551 КУоАП – не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее трех месяцев со дня его выявления (ч. 2 ст. 38 КУоАП).

Напомним, согласно п. 111.5 НК длящееся правонарушение – это непрерывное невыполнение норм НК налогоплательщиком, который совершил определенные действия или допустил бездействие и не совершал дальнейших действий по его устранению до момента выявления такого правонарушения контролирующим органом.

К сведению: на практике суды считают непроведение расчетов через РРО разовым правонарушением. Следовательно, админштраф на основании ст. 1551 КУоАП может быть наложен не позднее трех месяцев с момента проведения такого расчета с нарушением (см., например, постановление Машевского районного суда Полтавской обл. от 30.01.2023, ЕГРСР, рег. № 108657580; постановление Киевского районного суда г. Полтавы от 29.03.2023, ЕГРСР, рег. № 109881830).

От каких штрафов освобождены СХ на период военного положения

Освобождение от штрафов за нарушение порядка применения РРО предусмотрено п. 12 разд. II Закона № 265: временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за несоблюдение требований Закона № 265 не применяются.

Исключение: санкции за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров (см. также ОИР, категория 109.18).

Напомним, перечень подакцизных товаров приведен в п. 215.1 НК. К ним относятся:

1) этиловый спирт и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво (кроме кваса «живого» брожения);

2) табачные изделия, табак и промышленные заменители табака;

3) жидкости, используемые в электронных сигаретах;

4) горючее;

5) автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек, транспортные средства для перевозки грузов;

6) электрическая энергия.

А вот освобождение от административных штрафов (см. табл. 2) законодательством не предусмотрено. Разъяснения налоговиков на этот счет приведены в ОИР (категория 109.18, а также по ссылке).

То есть если в ходе проверки выявлено нарушение порядка применения РРО или проведения наличных расчетов, допущенное в период военного положения, то штраф, установленный Законом № 265, не применят, а вот админштраф на основании КУоАП будет наложен.

Имейте в виду! Если при проверке, которая проводится во время военного положения, будет установлено нарушение, допущенное до введения военного положения (т. е. до 24.02.2022), то могут быть применены как административные штрафы, так и финансовые санкции в соответствии с Законом № 265.

Могут ли применить к СХ финансовые санкции, предусмотренные Законом № 265, за нарушения, допущенные в период военного положения, если проверка будет проводиться уже после отмены военного положения?

Мы считаем, что налоговики не вправе применять санкции, установленные Законом № 265, за нарушения, допущенные в период военного положения. Ведь смысл п. 12 разд. II Закона № 265 как раз и заключается в освобождении от ответственности за такие нарушения.

Однако у налоговиков иное мнение по этому вопросу. Согласно их разъяснениям (ОИР, категория 109.18) контролирующие органы имеют право проводить проверки СХ как во время действия военного положения, так и после его завершения, при этом период хозяйственной деятельности с 24 февраля 2022 года по день отмены военного положения проверяется в общем порядке.

В случае выявления нарушений норм Закона № 265, допущенных в этот период, ГНС будет применять штрафные санкции и после прекращения или отмены военного положения на территории Украины.

В индивидуальной налоговой консультации от 13.12.2022 № 16673/6/99-00-07-04-01-06 ГНС отмечает, что штрафы за неприменение РРО были отменены на период военного положения для адаптации СХ к условиям войны. Однако при установлении ответственности за нарушения порядка применения РРО, допущенные в военное время, каждый случай должен рассматриваться отдельно. При этом нужно учитывать обстоятельства непреодолимой силы (например, на конкретной территории ведутся боевые действия), которые сделали невозможным выполнение СХ отдельных требований законодательства, в частности порядка проведения расчетных операций. Однако такие форс-мажорные обстоятельства должны быть документально подтверждены.

Ближайшие перспективы

В настоящее время на рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект от 31.01.2023 № 8401 (далее – законопроект № 8401). Этим документом, в частности, предусмотрено внесение изменений в п. 12 разд. ІІ Закона № 265, который освобождает от штрафов за нарушение порядка применения РРО на период военного положения.

Если законопроект № 8401 будет принят, то эта норма будет иметь следующую формулировку: «Временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, но не дольше чем до 1 июля 2023 года, санкции за нарушение требований Закона № 265 не применяются, кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров».

То есть фактически освобождение от штрафов, установленных Законом № 265, перестанет действовать с 01.07.2023 (даже если до этой даты военное положение не отменят). А вероятность принятия Верховной Радой законопроекта № 8401 достаточно высока. Так что этот момент следует учитывать при рассмотрении вопроса о применении финансовых санкций.

Какие проверки сегодня могут проводить органы ГНС

Это один из наиболее распространенных вопросов, касающихся применения ответственности за нарушения в сфере применения РРО и наличных расчетов. Ведь чаще всего такие нарушения можно выявить только по результатам проведенной проверки. Как известно, на период военного положения многие виды налоговых проверок были запрещены нормами НК. Тем не менее некоторые из них разрешены и сейчас. Напомним, какие именно.

В вопросах моратория на налоговые проверки следует руководствоваться пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК. Так, в военное время налоговикам разрешено проводить:

  • камеральные проверки;
  • фактические проверки;
  • внеплановые проверки по отдельным основаниям, перечисленным в пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК.

Подробнее о том, какие проверки можно проводить в 2023 году, читайте по ссылке.

Внимание! Упомянутый выше законопроект № 8401 также предполагает с 01.07.2023 отменить запрет на проверки, введенный пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК. Если законопроект будет принят, то с этой даты все налоговые проверки будут разрешены.

Однако пока будем рассматривать проверки в правовом поле, действующем на сегодня. Так, в анализируемом нами случае штрафы за нарушение порядка применения РРО и наличных расчетов чаще всего применяются на основании фактических проверок. Как видим, во время военного положения они разрешены.

Напомним основные правила проведения таких проверок.

Согласно пп. 75.1.3 НК фактической является проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика.

Предметом этих проверок является:

  • соблюдение норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличных;
  • порядок осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций;
  • наличие лицензий, свидетельств, в том числе на производство и обращение подакцизных товаров;
  • соблюдение работодателем норм законодательства по заключению трудового договора, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Также в период военного положения налоговые органы вправе контролировать вопросы ценообразования путем проведения проверок на основании пп. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НК.

То есть именно во время фактических проверок осуществляется контроль вопросов применения РРО и осуществления расчетов.

Фактические проверки проводятся в порядке, определенном ст. 80 НК. Главное правило – проверка может проводиться только по основаниям, указанным в п. 80.2 НК.

Продолжительность таких проверок не должна превышать 10 суток (п. 82.3 НК). Срок проверки может быть продлен, но не более чем на 5 суток. Однако продление возможно только при наличии соответствующих законных оснований.

Фактическая проверка должна проводиться двумя или более должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц СХ, его представителя или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции (п. 80.7 НК).

Согласно п. 80.4 НК перед началом проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностные лица контролирующих органов на основании пп. 20.1.10 НК могут выполнить контрольную расчетную операцию.

Порядок проведения таких операций закреплен в пп. 20.1.11 НК. В соответствии с этим пунктом товары, полученные должностными лицами контролирующих органов при проведении указанной операции, подлежат возврату налогоплательщику в неповрежденном виде.

Если вернуть товар невозможно, расходы возмещаются согласно законодательству по защите прав потребителей.

Перед началом фактической проверки контролеры обязаны предъявить такие документы (п. 81.1 НК):

1) направление на проверку, подписанное руководителем органа ГНС или его заместителем и скрепленное печатью. Оно должно содержать все необходимые сведения, установленные п. 81.1 НК;

2) служебные удостоверения;

3) копию приказа о проведении проверки.

Если эти документы не предъявлены до начала проверки либо оформлены с нарушениями законодательства, то СХ вправе не допустить контролеров к проверке.

Ответы на актуальные вопросы

Могут ли налоговые органы в военное время проверить у СХ наличие платежного терминала на торговой точке и оштрафовать за его отсутствие?

Да, могут. Согласно пп. 20.1.10 НК налоговые органы вправе контролировать, в частности, соблюдение СХ установленных законодательством обязательных требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств.

Такой контроль осуществляется путем проведения фактической проверки по основаниям, перечисленным в п. 80.2 НК. Как было отмечено выше, эти проверки разрешены в период военного положения. Например, фактическая проверка может быть проведена, если в орган ГНС поступила жалоба от покупателя (потребителя) на основании пп. 80.2.3 НК.

Подробнее о том, в каких случаях СХ в обязательном порядке должен иметь платежный терминал, читайте в материале «Обеспечение безналичных расчетов с 2023 года: кого это касается».

Имейте в виду! За отсутствие платежного терминала в случаях, когда он должен быть у СХ, физлицу-предпринимателю и должностным лицам юрлица грозит административный штраф на основании ст. 16315 КУоАП в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн) (см. табл. 2).

Установлен еще один штраф для СХ за отсутствие платежного терминала. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона от 12.05.1991 № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 1023) потребитель имеет право на свободное использование электронных платежных средств с учетом режима работы и обязательных для продавца (исполнителя) форм (видов) расчетов.

А за ограничение или отказ в реализации этого права потребителя на основании п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 применяется штраф в размере 500 НМДГ (8 500 грн). Налагать штраф уполномочена Госпотребслужба (п. 13 ч. 1 ст. 26 Закона № 1023). То есть налоговики штрафовать за это нарушение не имеют права.

Какая ответственность может быть применена к предприятию за несоздание им Z-отчета? Освобождается ли СХ от ответственности, если ежедневный Z-отчет не создан по уважительной причине?

За такое нарушение на предприятие, а вернее, на его работников налагается административный штраф, установленный ст. 1551 КУоАП, а именно:

  • на лиц, осуществляющих расчетные операции, – в размере от 2 до 5 НМДГ (от 34 до 85 грн), а за повторное нарушение в течение года – от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн);
  • должностных лиц предприятия – в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн), а за повторное нарушение в течение года – от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).

Разъяснение ГНС по этому вопросу можно найти в ОИР, категория 109.18.

А вот освобождение от ответственности за несоздание Z-отчета по уважительной причине возможно, в частности, если такое нарушение произошло из-за отключения электроэнергии. Однако в этом случае СХ следует запастись доказательствами такого отключения.

Как разъясняет ГНС (ОИР, категория 109.18), СХ не будут нести ответственности, если подтвердят такой факт надлежащими доказательствами, в частности, информацией, размещенной на веб-порталах энергоснабжающих компаний об отключении электроэнергии в соответствующей местности или невозможности ее поставки из-за повреждений энергетических сетей и т. п.

Размер штрафа за непроведение расчетной операции через РРО/ПРРО, установленного п. 1 ст. 17 Закона № 265, зависит от того, совершено ли нарушение впервые или является повторным. Какие нарушения считаются повторными для применения повышенного размера штрафа – если они выявлены во время новых проверок или если в ходе одной проверки выявлено несколько фактов непроведения расчетов через РРО и первый из них будет считаться совершенным впервые, а все последующие – повторными?

К сожалению, позиция налоговиков в данном вопросе неутешительна для налогоплательщиков. Каждое выявленное в ходе одной проверки нарушение будет считаться отдельным правонарушением, за которое будет налагаться штраф. Соответственно, одно из нарушений будет считаться совершенным впервые (штраф за него составит 100 % стоимости проданных с нарушением товаров, работ, услуг), а все последующие – повторными, причем штраф за каждое из них составит 150 % указанной стоимости. Разъяснения специалистов ГНС по этому вопросу можно найти в ОИР, категория 109.18, а также по ссылке.

Позиция налоговиков такова: поскольку продажа товара без применения РРО и/или ПРРО не является длящимся нарушением и невыдача кассового чека во время каждой продажи товара признается отдельным нарушением, следующее неприменение РРО и/или ПРРО при продаже товаров (оказании услуг) является отдельным нарушением. То есть следующее неприменение РРО и/или ПРРО или невыдача чека при продаже товара будет считаться повторным нарушением.

Это значит, что при выявлении в ходе проверки предприятия фактов неоднократных нарушений требований по применению РРО и/или ПРРО на СХ наложат финансовые санкции в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (работ, услуг), а за каждое последующее нарушение – в размере 150 % такой стоимости.

Отметим также, что Верховный Суд по данному вопросу принял сторону органов ГНС (см. постановление от 22.02.2022 по делу № 640/4426/19, ЕГРСР, рег. № 104112881). В этом судебном решении отмечается, что каждый установленный контролирующим органом факт непроведения расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы – это отдельное правонарушение. Квалифицирующим признаком такого правонарушения является повторность совершения соответствующего деяния, которая устанавливается при совершении лицом нескольких правонарушений.

Таким образом, размер финансовых санкций в данном случае следует определять с учетом количества допущенных правонарушений, независимо от того, что выявлены они контролирующим органом в рамках одной проверки.

Таблица 1. Финансовые санкции за нарушения в сфере применения РРО.doc
Скачать
Таблица 2. Меры административного воздействия за нарушения в сфере расчетов.doc
Скачать

Комментарии к материалу