Фактические проверки являются важным инструментом контроля и регулирования различных сфер деятельности субъектов хозяйствования (далее – СХ). В этой статье мы ответим на следующие вопросы:
Как известно, в период военного положения некоторые виды налоговых проверок были запрещены нормами Налогового кодекса (далее – НК). Вместе с тем согласно пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК в военный период налоговым органам разрешено проводить фактические проверки.
Налоговики могут проводить такую проверку по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика (пп. 75.1.3 НК).
Предметом этих проверок является:
Также в период военного положения налоговые органы вправе контролировать вопросы ценообразования путем проведения проверок на основании пп. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НК.
Отметим, что именно во время фактических проверок осуществляется контроль за применением РРО и осуществлением расчетов.
Имейте в виду! В ходе проверки проверяющие могут проводить хронометраж хозяйственных операций. По его результатам составляется справка, которую подписывают как должностные лица налогового органа, так и должностные лица СХ (его представителя) и/или лица, которые фактически осуществляют хозяйственные операции (п. 80.8 НК).
При проведении фактической проверки налоговые органы имеют право получать от СХ документы и/или информацию, подтверждающие стоимость приобретения товара, который является предметом проверки.
Для этого вида проверок не предусмотрено заблаговременное уведомление плательщика о ее проведении в целях использования фактора внезапности (п. 80.1 НК).
Обратите внимание: перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностные лица ГНС на основании пп. 20.1.10 НК могут произвести контрольную расчетную операцию (п. 80.4 НК).
Законодательством не ограничена периодичность проведения фактических проверок. При наличии соответствующих оснований они могут проводиться несколько раз в течение месяца.
Фактические проверки проводятся в порядке, определенном ст. 80 НК. Главное правило – наличие оснований, указанных в п. 80.2 НК (см. таблицу).
№ |
Основание |
Норма НК |
1 |
2 |
3 |
1 |
Выявление по результатам проверок других налогоплательщиков фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях плательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС, и необходимость проверки таких фактов |
Пп. 80.2.1 |
2 |
Наличие и/или получение в установленном законодательством порядке от госорганов или органов местного самоуправления информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы ГНС, в частности относительно проведения расчетных и кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС, производства и оборота подакцизных товаров |
Пп. 80.2.2 |
3 |
Письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное согласно закону, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка ведения расчетных и кассовых операций, патентования или лицензирования |
Пп. 80.2.3 |
4 |
Неподача СХ в установленный законом срок обязательной отчетности о применении РРО и/или ПРРО, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, подача их с нулевыми показателями |
Пп. 80.2.4 |
5 |
Наличие и/или получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части: – производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах; – целевого использования спирта налогоплательщиками, оборудования акцизных складов счетчиками-расходомерами и/или счетчиками-уровнемерами; – осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, горючего |
Пп. 80.2.5 |
6 |
Выявление по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в пп. 75.1.3 НК |
Пп. 80.2.6 |
7 |
Наличие и/или получение в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплате работодателями доходов в виде зарплаты без уплаты налогов в бюджет, а также осуществлении физлицом предпринимательской деятельности без госрегистрации |
Пп. 80.2.7 |
Обратите внимание! Недавно ГНС запустила в мессенджере Telegram новый сервис для граждан – чат-бот StopViolationBot, с помощью которого любое лицо в режиме 24/7 может оперативно информировать ГНС о выявленных нарушениях законодательства, в частности:
Информация, полученная ГНС из внешних источников, в том числе чат-бота «StopViolationBot», может служить основанием для проведения фактической проверки.
Фактическая проверка не должна превышать 10 суток (п. 82.3 НК). Продлить этот срок можно не более чем на 5 суток при наличии соответствующих оснований, а именно:
Фактическая проверка должна проводиться двумя или более должностными лицами налогового органа в присутствии должностных лиц СХ, его представителя или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции (п. 80.7 НК).
Перед началом фактической проверки проверяющие обязаны предъявить (п. 81.1 НК):
1) направление на проверку, подписанное руководителем органа ГНС или его заместителем и скрепленное печатью. Оно должно содержать все необходимые сведения, установленные п. 81.1 НК;
2) служебные удостоверения;
3) копию приказа о проведении проверки.
Если эти документы не предъявлены до начала проверки либо оформлены с нарушениями законодательства, то СХ вправе не допустить проверяющих к проверке.
Требования к оформлению документов для проведения проверки приведены в п. 81.1 НК. Так, приказ о назначении проверки должен содержать:
Приказ о проведении проверки действителен при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и печати.
Если предприятие (его представители или работники, участвующие в расчетных операциях) отказываются допускать должностных лиц ГНС к проверке, составляется акт, который подтверждает факт отказа и содержит заявленные причины отказа (п. 81.2 НК). Один экземпляр акта вручается должностному лицу предприятия под подпись. При этом должностные лица предприятия могут предоставить свои письменные пояснения по составленному акту.
Нет, не могут. Такие проверки проводятся с учетом правил внутреннего распорядка предприятия или объекта, который проверяется. В НК на этот счет ничего не сказано. Однако сами налоговики, ссылаясь на нормы КЗоТа (см. ОИР, категория 130.03), делают вывод, что фактические проверки должны проводиться в течение срока, определенного в направлении на проверку, с учетом правил внутреннего трудового распорядка налогоплательщика.
Порядок оформления результатов проверки установлен ст. 86 НК. В зависимости от результатов проверки составляется (п. 86.1 НК):
Акт (справка) составляется в двух экземплярах (п. 86.5 НК) и подписывается в месте проведения проверки или в помещении налогового органа (третий абзац п. 86.5 НК).
Если вы не согласны с заключениями акта (справки), то можете подписать его с возражениями. Эти возражения можно предоставить вместе с подписанным экземпляром акта (справки) или отдельно в сроки, предусмотренные НК.
К сведению: время составления акта (справки) о результатах проверки не включается в срок проведения проверки, установленный НК (с учетом его продления).
Да, можно. Если предприятие или его представители не согласны с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, оно имеет право подать свои возражения, дополнительные документы и пояснения в налоговый орган, проводивший проверку (п. 86.7 НК).
Это могут быть, в частности, документы, подтверждающие отсутствие вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности согласно НК. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (см. ОИР, категория 130.06).
Такие возражения, дополнительные документы и пояснения являются неотъемлемой частью материалов проверки.