• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Участники оборота горючего в будущей СЭАРГ и СЭ: кто они?

06.06.2019 1000 0 0

Лицензия на горючее: сколько стоит и какие штрафы при ее отсутствии


Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 24.04.19 г. № 408 (далее – Порядок № 408), – это основной подзаконный акт, которым регулируется работа обновленной системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (СЭАРГ и СЭ). Какие именно вопросы им регламентируются – см. в «Об электронном администрировании реализации горючего и спирта этилового». О том, кому и к чему готовиться в сфере администрирования реализации спирта, – см. в «Администрирование реализации спирта: к чему готовиться?». Здесь же мы расскажем о том, кто будет участником новой системы в части реализации горючего. И кому, соответственно, нужно ознакомиться с Порядком № 408.

Плательщики акциза с реализации горючего по-новому

К плательщикам акциза относятся лица, которые реализуют горючее (пп. 212.1.15 Налогового кодекса, далее – НК). Но если вы не торговец горючим, то это не значит, что вы не попадете в число этих лиц. Ведь реализация горючего – это только термин, который в новой СЭАРГ и СЭ будет включать и операции, далекие от общепринятого понятия «реализация». Так, к участникам действующей системы относятся все, кто передает право собственности и право распоряжения на горючее, и производители из сырья заказчика. А участниками новой системы будут и те, кто участвует в физической передаче горючего (обновленный пп. 14.1.212 НК). Иными словами, обновленная система предусматривает контроль за оборотом горючего. А уплачивать акцизный налог нужно только с объемов передачи горючего, превышающих объемы его получения.

Какие же операции субъекта хозяйствования (далее – СХ) с горючим подпадают под «реализацию горючего», кроме его передачи с переходом права собственности или распоряжения? Разберем несколько операций.

1. Хранение горючего

Как разъясняет ГФС (ОИР, категория 116.01), СХ, который использует горючее для собственных нужд, будет признан лицом, реализующим горючее, при условии, что он причислен к распорядителям акцизного склада. Ведь есть только два исключения из понятия «реализация горючего»: физическая передача горючего в емкостях до 5 л включительно (кроме реализации горючего его производителями) и использование для собственных нужд или промышленной переработки теми, кто не является распорядителями акцизных складов. В свою очередь, распорядитель акцизного склада – это такой СХ, который осуществляет производство, обработку (переработку), смешивание, розлив, погрузку-разгрузку, хранение, реализацию горючего на акцизном складе и имеет документы на право собственности или распоряжения помещениями и/или территорией, относящейся к акцизному складу (новый пп. 14.1.224 НК).

Не относятся к акцизным складам помещения и/или территория (ОИР, категория 116.11):

  • в (на) которых общий объем емкостей для погрузки-разгрузки и хранения горючего не превышает 200 м3 (в литрах это составляет 200 000 л: 200 м3 х 1 000 л/м3), а СХ (кроме плательщиков единого налога четвертой группы) – собственник или пользователь получает на протяжении календарного года горючее в объемах, не превышающих 1 000 м3 (1 000 000 л), и использует горючее исключительно для собственных нужд или промышленной переработки, а операций по реализации горючего другим лицам и хранению чужого горючего он не осуществляет;
  • для плательщиков ЕН четвертой группы – независимо от объема емкостей, если они получают на протяжении календарного года горючее в объемах, не превышающих 10 000 м3 (10 000 000 л), и используют его исключительно для собственных нужд, а операций по реализации горючего другим лицам и хранению чужого горючего они не осуществляют.

Если хотя бы один из критериев (общий объем емкостей, объемы полученного за календарный год горючего и направление его использования) не соблюдается, помещение/территория будет акцизным складом. А его владелец – распорядителем. Как и остальные плательщики акциза с реализации горючего, такие хранители должны зарегистрироваться в СЭАРГ и СЭ в качестве плательщиков акцизного налога и провести регистрацию своих акцизных складов. О регистрации см. на с. 8 этого номера. Для подсчета объемов емкостей важно понимать, что помещения/территории будут относиться к одному акцизному складу, если находятся по одному адресу. По крайней мере так это трактуют налоговики (см. например, Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 29.03.19 г. № 1363/6/99-99-12-01-02-15/ІПК). То есть для подсчета предельного объема емкостей нужно сложить объем всех емкостей, находящиеся по одному адресу. А для расчета объема получения горючего за календарный год объемы скорее всего должны браться в целом по СХ. При этом в расчет не включаются приобретения через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены лицензии. Вот только, за какой именно календарный год следует брать объемы, в НК не написано. Логично было бы – за предыдущий, ведь плановые цифры станут фактом только по завершении календарного года. А о регистрации в системе задним числом нет речи. Тем не менее налоговики рекомендуют плательщикам регистрироваться на основании плановых цифр (см., например, Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 14.05.19 г. № 2142/6/99-99-12-02-02-15/IПК).

Таким образом, хранители по договору с третьими лицами и пользователи сохраненного свыше установленных пределов по размеру емкостей и объемам приобретения должны быть плательщиками акциза с горючего. И только для пользователей, запасающих горючее в указанных размерах исключительно для потребления внутри СХ, сделано исключение.

2. Заправка транспорта для собственных нужд

Топливный бак транспортного средства, даже если его рассматривать как емкость для хранения, не является акцизным складом (пп. «г» нового пп. 14.1.6 НК). А пользователь транспортного средства не является распорядителем акцизного склада в понимании нового пп. 14.1.224 НК. И действий, подпадающих под понятие «реализация горючего», при заправке транспорта он не осуществляет. Значит, плательщиком акцизного налога не является.

3. Транспортировка горючего

Транспортное средство, на котором перемещается или хранится горючее, получает статус акцизного склада передвижного на время его использования для перемещения или хранения горючего. Исключение: случай, когда транспорт используется СХ, который не является распорядителем акцизного склада, для перемещения собственного горючего для собственных нужд (новый пп. 14.1.61 НК). Акцизные склады передвижные будут регистрировать в СЭАРГ и СЭ на основании акцизной накладной. Никаких заявлений тут не нужно. При этом распорядителями таких акцизных складов передвижных является не перевозчик или экспедитор, а владелец горючего, который и является плательщиком акцизного налога (новый пп. 14.1.2241 НК). То есть перевозчики чужого горючего плательщиками акцизного налога не являются. Причем когда одно транспортное средство перевозит горючее, принадлежащее нескольким СХ, оно будет считаться несколькими передвижными акцизными складами – по количеству собственников горючего (п. 14 Порядка № 408).

Когда заработает СЭАРГ и СЭ

НК предусмотрено, что система должна стартовать 1 июля 2019 года. Но обсуждается отсрочка ее введения. Зарегистрирован в Верховной Раде и соответствующий законопроект. При обсуждении в комитете по вопросам налоговой и таможенной политики, на котором присутствовал и наш представитель, речь шла об отсрочке введения изменений до начала следующего года. Основная причина: нормы НК предусматривают оснащение акцизных складов уровнемерами (расходомерами), что повлечет за собой дорогостоящее переоборудование существующих емкостей для хранения горючего, изменение системы учета топлива на предприятиях. Запаздывает и принятие нормативных подзаконных документов. Так что надежда на отсрочку еще есть.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы