Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Старосты в деревнях объединенных общин: что меняет новый закон (инфографика)

Редакция

22.02.2017 251 0 0

В 366 созданных объединенных территориальных общинах избраны уже 330 старост, еще около 1000 человек исполняют обязанности старост. Несмотря на то, что они оказывают услуги сотням тысяч людей в селах и поселках объединенных общин, статус старост и их функции до последнего времени были нечеткими и окончательно не закрепленными в законодательстве.

Законопроект № 4742 относительно статуса старосты села, поселка, принятый Верховной Радой 9 февраля этого года, вносит изменения в законодательство и предоставляет сельским старостам в объединенных общинах четкий статус путем определения пространственных границ их деятельности, круга полномочий, оснований и порядка досрочного прекращения их полномочий, гарантий деятельности.

В частности, в действующее законодательство вводится понятие «старостинский округ» – это одно или несколько сел (поселков) на территории объединенной общины, интересы жителей которых представляет староста.

Совет общины самостоятельно формирует старостинські округа, устанавливает их количество и границы, чем вводит повсеместность института старост на территории объединенной общины, что является гарантией защиты прав и интересов жителей всех сел и поселков.

На территории населенного пункта, являющегося административным центром объединенной общины, староста не избирается, следовательно и старостинского округа там не будет.

Староста, согласно законопроекту, как и раньше, является выборным должностным лицом местного самоуправления. Он избирается жителями старостинского округа на пять лет, тогда как ранее предусматривалось, что он избирается на срок действия полномочий совета объединенной общины.

Староста является членом исполнительного комитета совета объединенной общины по должности.

В законопроекте говорится, что полномочия старосты начинаются с момента принесения им присяги на заседании совета объединенной общины, на котором предварительно соответствующей территориальной избирательной комиссией объявляется решение о его избрании и регистрации.

В полномочиях старосты есть только две контролирующие функции. В законопроекте говорится, что староста участвует в осуществлении контроля за состоянием благоустройства, а также за использованием объектов коммунальной собственности, расположенных на территории соответствующего старостинского округа. О результатах этого контроля он информирует председателя общины и исполком.

Среди других полномочий стоит выделить такие:

• принимает участие и имеет гарантированное право выступления на заседаниях совета объединенной общины и заседаниях ее постоянных комиссий в вопросах, затрагивающих интересы жителей соответствующего старостинского округа;

• способствует жителям села, поселка в подготовке документов, которые подаются в органы местного самоуправления;

• участвует в подготовке проекта местного бюджета, а также проектов решений совета объединенной общины, касающиеся имущества общества, расположенного на территории соответствующего старостинского округа;

• способствует образованию и деятельности органов самоорганизации населения, организации и проведению общих собраний, общественных слушаний и иных форм участия граждан в решении вопросов местного значения.

В законопроекте также указано, что староста осуществляет другие полномочия, определенные этим и другими законами. Следовательно, функции старосты не ограничиваются и могут расширяться, в том числе, решением совета общины.

Здесь следует отметить, что порядок организации работы старосты определяется не только законодательно, но и Положением о старосте, которое утверждается советом объединенной общины. Предполагается, что в Положении будут более подробно расписаны графики работы, отчеты старосты, формат работы с избирателями, будет подаваться полный перечень услуг, конкретизируется его дисциплинарная ответственность в случае невыполнения обязанностей. Например, в некоторых действующих объединенных общинах староста уполномоченный местным советом совершать нотариальные действия и регистрировать акты гражданского состояния.

Подается в законопроекте № 4742 и исключительный перечень оснований для досрочного прекращения полномочий старосты. Кроме прочего, указано, что отзыв старосты с должности может произойти по народной инициативе.

Право досрочно прекратить полномочия старосты остается и за советом объединенной общины – большинством голосов от общего состава совета. Это может произойти, если староста нарушает Конституцию или законы Украины, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществление предоставленных ему полномочий.

Напомним, что этот законопроект принят во втором чтении, а в силу он вступит со дня, следующего за днем его опубликования.

Больше о институт старост в объединенных общинах читайте ЗДЕСЬ.

Источник: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publ...

1 из 2

Комментарии к материалу

Лучшие материалы