Предлагается отмена налогообложения процентов, начисленных на вклады физлиц
В ВРУ зарегистрирован законопроект №2498 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно освобождения от налогообложения некоторых доходов физических лиц».
Причины такой инициативы
Напомним, что до 1 января 2004 года суммы, полученные гражданами в результате размещения их собственных сбережений на текущих (депозитных) счетах банков Украины (в том числе в инвалюте) были исключены из состава совокупного налогооблагаемого дохода. С 1 января 2004 года Законом «О налоге с доходов физических лиц» была введена норма, согласно которой физическое лицо платило налог со своих доходов в виде процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет (в том числе карточный счет), процентного или дисконтного дохода по именным сберегательным (депозитным) сертификатом и процентов на вклад (взнос) в кредитный союз, по ставке 5%. Однако введение этой нормы было отсрочено до 1 января 2013 года.
С 1 января 2011 года вступил в силу Налоговый кодекс Украины, согласно которому ставка налога на доходы физических лиц, указанных выше, составляла также 5%. Однако вступление в силу этой нормы также было отсрочено до 1 января 2015 года. В дальнейшем в НКУ были внесены изменения, согласно которым с 1 июля 2014 был введен налог на доходы физических лиц, полученных в виде процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет, а также в виде процентного или дисконтного дохода по именным сберегательным (депозитным ) сертификатом и процентов на вклад (взнос) в кредитный союз. Такие доходы облагались по ставке 15% (в 2015 году - 20%). На сегодня в соответствии с НКУ ставка налога с пассивных доходов составляет 18% (с 2016 года).
Исключением являются доходы в виде процентов на текущие банковские счета, по которым в пользу физических лиц осуществляются исключительно выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, социальной помощи и др.
То есть каждое физическое лицо, размещающее в банковском учреждении депозит (вклад), либо просто имеет денежные средства на текущем (в том числе, карточном счете), если эти средства не являются заработной платой, пенсией, стипендией, социальной помощи и т.д., платит почти п пятку часть такого дохода в качестве налога.
Это не способствует укреплению доверия граждан к банковской системе, и так всячески взорванного на почве массового признания НБУ банков неплатежеспособными и их ликвидацией, которая имела место, начиная с 2013 года.
Кроме того, налогообложения процентов в 2014-2015 годах стало дополнительным фактором, побудившим процесс оттока депозитов из банковской системы, поскольку размер полученных физическими лицами процентов в то время не покрывал уровня официальной инфляции.
В то же время в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода не включаются сумма доходов, полученных налогоплательщиком в виде процентов, начисленных на государственные ценные бумаги, эмитированные центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику и на долговые обязательства Национального банка Украины, а также сумма доходов, полученных нерезидентами в виде процентов, начисленных на государственные ценные бумаги или облигации местных займов, или долговые ценные бумаги, исполнение обяза вязок по которым обеспечено государственными или местными гарантиями, если такие ценные бумаги приобретенные нерезидентами за пределами территории Украины через уполномоченных агентов - нерезидентов, или процентов, полученных нерезидентами за предоставленные государству или бюджета Автономной Республики Крым или городскому бюджету займы (кредиты или внешние заимствования) , которые отражаются в Государственном бюджете Украины или местных бюджетах или смете Национального банка Украины, или за предоставленные субъектам хозяйствования кредиты (займы), выполнение которых снабжена государственными или местными гарантиями.
По своей экономической сути покупка физическим лицом государственных ценных бумаг (в частности, ОВГЗ), является таким же размещением денежных средств, как и на банковском (депозитном) счете.
Однако есть одно существенное отличие - проценты, полученные физическим лицом в виде процентов, начисленных на, например, государственные ценные бумаги, эмитированные центральным органом исполнительной власти, не подлежат налогообложению, в то же время, как проценты, полученные физическим лицом от размещения средств на депозит (вклад) или хранения их на текущем (в том числе, карточном) счете, облагаются по ставке 18%. Кроме того, с этих доходов уплачивается еще и военный сбор 1,5%.
То есть, таким подходом к налогообложению доходов физических лиц государство нарушает один из своих основополагающих принципов - «принцип социального равенства».
Что предлагается?
Целью и задачей предложенного законопроекта является частичное снятие налоговой нагрузки с физических лиц, создание дополнительной мотивации для привлечения средств населения в банковскую систему Украины и кредитные союзы.
Проектом Закона предлагается не включать в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода доходы в виде процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет, на вклад (депозит) в кредитных союзах, процентный или дисконтный доход по именному сберегательным (депозитным) сертификатом. В новой редакции будет изложена пп. 165.1.41 НКУ.
В случае принятия этот Закон вступит в силу со дня его опубликования.
iportal.rada.gov.ua
Комментарии к материалу