Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Правительство защищает право детей на воспитание в семьях и реформирует систему институционального ухода

Редакция

10.08.2017 244 0 0

В рамках выполнения Национальной стратегии в области прав человека на период до 2020 года и Плана приоритетных действий правительства, 9 августа на заседании Кабинета Министров Украины утверждена Национальная стратегия реформирования системы институционального ухода и воспитания детей на 2017-2026 годы и План мероприятий по реализации ее I этапа .

Главной целью принятия акта является утверждение стратегии и мероприятий, направленных на изменение системы институционального ухода и воспитания детей на систему, которая обеспечивает уход и воспитание ребенка в семейном или приближенном к семейному среде.

По состоянию на 1 сентября 2016 года в Украине функционирует 751 заведение институционального ухода детей, из которых 39 заведений принадлежат к сфере управления Министерства здравоохранения, 132 учреждения (дома-интернаты, центры социально-психологической реабилитации детей, приюты для детей) относятся к сфере управления Министерства социальной политики; 580 заведений разных типов относятся к сфере управления Министерства образования и науки. Кроме того, в Украине существуют учреждения институционального ухода за детьми, образованные общественными объединениями, благотворительными фондами, религиозными организациями.

Отсутствие надлежащей профессиональной поддержки семей с детьми, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, медленные темпы развития инклюзивного обучения приводят к тому, что десятки тысяч детей ежегодно попадают в учреждения институционального ухода за детьми. С 105783 детей, которые по состоянию на 1 сентября 2016 находились в таких заведениях, только 8741 ребенок (8%) имела статус сироты или лишенного родительской опеки, в остальных 97 042 детей (92%) являются родители. Кроме того, только 18 054 воспитанников (17%) имеют инвалидность.

Система институционального ухода и воспитания детей является не только затратной, но и неэффективной и вредной как для самого ребенка, так и для его семьи и общества в целом. Особенно негативные последствия такой уход и воспитание имеют для детей до 3 лет, в которых больше всего наблюдается задержка физического и психоэмоционального развития. Большинство детей находятся в учреждениях длительное время - более трех, а иногда и более 10 лет. Длительное пребывание ребенка за пределами семьи приводит к разрушению личностных связей ребенка с родителями. Дети вырастают неподготовленными к жизни за пределами заведения, не имея необходимых социальных умений и навыков.

Отсутствие единого видения реформирования системы институционального ухода и воспитания детей приводит к тому, что на практике меняется только название или тип заведения, "реформированы" заведения остаются заведениями круглосуточного и длительного пребывания детей, а категории и возраст детей, которые могут к ним направляться, расширяются.

Чтобы изменить ситуацию нужно консолидировать усилия государства, институтов гражданского общества и начать реформирование системы институционального ухода и воспитания детей.

Государство должно принять меры по предотвращению разводу детей со своими родителями, способствовать развитию на уровне территориальных общин услуг, направленных на раннее выявление проблем в семье и оказания помощи. Бедность и сложные жизненные обстоятельства не должны быть причиной для изъятия ребенка из семьи.

Именно на это направлена утвержденная Национальная стратегия реформирования системы институционального ухода и воспитания детей на 2017-2026 годы и План мероприятий по реализации ее I этапа, реализация которых позволит до 2019 году:

- разработать и принять нормативно-правовые акты, организовать методическое обеспечение, необходимые для внедрения реформы системы институционального ухода и воспитания детей;

- проанализировать существующую сеть заведений институционального ухода за детьми, оценить обеспечения прав детей в каждом регионе и утвердить региональные планы реформирования системы институционального ухода и воспитания детей;

- сформировать и научить региональные команды по внедрению вышеупомянутой стратегии;

- разработать учебные программы для подготовки, переподготовки специалистов, в частности тех, которые работают с детьми с инвалидностью;

- разработать критерии мониторинга процесса реформирования системы институционального ухода и воспитания детей;

- привлечь инвестиции для внедрения реформы системы институционального ухода и воспитания детей.

Источник: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publ...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы