Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Порядок страхования поездок в автомобильном и электрическом транспорте обновлен (текст)

05.09.2024

В рамках реформы пассажирских перевозок Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры обновило механизм страхования поездки на автомобильном и городском электрическом транспорте.

Так, приказом Министерства от 22.07.2024 № 671 утвержден обновленный Порядок и условия страхования пассажирских перевозок. Рассказываем подробнее, о чем идет речь.

Как было раньше?

Механизм страхования строился по принципу того, что перевозчик играл роль посредника между пассажиром и страховой компанией.

Так, пассажир покупал билет на поездку, который включал оплату страхового полиса, страхуя сам себя за свой счет. Соответствующая информация указывалась в билете.

Как стало?

Перевозчик страхует свою ответственность за ущерб, причиненный пассажиру, багажу и грузу, заключая со страховой компанией соответствующий договор страхования без привлечения к этим отношениям пассажира. Таким образом, пассажир не является стороной договора для возмещения причиненного ущерба в случае наступления страхового случая.

При наступлении страхового случая соответствующее возмещение может осуществляться страховой компанией именно по непосредственному обращению пассажира. Перевозчик также вправе инициировать процесс возмещения.

То есть если раньше сам страховал себя, ведь в стоимость билета был включен страховой полис, то теперь речь идет о страховании ответственности именно перевозчиком, который должен обеспечить соответствующий договор с компанией без необходимости привлекать в эти отношения пассажира.

Что еще важно знать об обновленном Порядке пассажиру и перевозчику?

Порядок распространяется на страхование ответственности автомобильного перевозчика, кроме такси и перевозки пассажиров легковым транспортом на заказ, и городского электрического транспорта за ущерб, причиненный пассажиру и багажу.

Для перевозок на такси и легковыми автомобилями под заказ также следует заключать договоры страхования. Эта норма обязательна. Если же договора страхования нет, то это нарушение Закона от 05.04.2001 № 2344-III «Об автомобильном транспорте» и лицензионных условий. Однако содержание таких договоров определяется по усмотрению перевозчика и страховой компании и не регулируется утвержденным Порядком.

Обновленные условия страхования регулируют ответственность за вред жизни и здоровью пассажира, а также вред багажа. В то же время вопрос вреда грузу соответствующим Порядком не регулируется. Для страхования перевозки груза также следует заключать соответствующие договоры, а их отсутствие – нарушение закона и лицензионных условий. Однако содержание таких договоров определяется по усмотрению перевозчика и страховой компании.

Важно, что при каждой перевозке на борту транспорта у водителя должен быть страховой полис или заверенная перевозчиком копия договора ответственности.

Кроме этого, перевозчик обязан информировать пассажира о реквизитах заключенного договора между перевозчиком и страховой компанией, размере страховой суммы в билетах и в салонах транспортных средств.

Кроме того, Порядок устанавливает минимальную страховую сумму, на которую перевозчик обязан застраховать ответственность в расчете на одного потерпевшего. Она составляет 320 тыс. грн за ущерб жизни и здоровью. Указанная сумма рассчитана на основе автогражданки, поэтому их увеличение будет происходить синхронно. Если же размер страховой суммы в автогражданке превысит 140 минимальных заработных плат, то рост прекратится. По желанию, перевозчик может страховать свою ответственность и на большую сумму.

В то же время минимальные размеры страхования ответственности за ущерб, причиненный багажу, не устанавливаются. Перевозчик сможет выбирать себе оптимальный вариант с учетом своих возможностей и конкуренции за пассажира.

За вред здоровью и жизни пассажира устанавливаются порядок расчета размеров страховых выплат для разных случаев. Порядок расчетов выплат за ущерб багажу остается на усмотрении перевозчика и страховой компании.

Каким образом страхование водителей и машинистов происходит от несчастных случаев?

Первое, что важно знать о страховании водителей и машинистов от несчастных случаев: оно распространяется на все предприятия независимо от формы собственности. К примеру, это может быть коммунальное предприятие. Таким образом, страхование распространяется на все предприятия, имеющие в штате водителей или машинистов автомобильного и городского электрического транспорта.

Договор о страховании заключается между предприятием и страховой компанией в пользу работника.

Минимальный размер страховой суммы составляет 60 минимальных заработных плат на начало года заключения договора, сейчас это 426 тыс. грн. Однако предприятие вправе заключать договоры и на большие суммы.

Также установлен порядок расчета страховых выплат в зависимости от причиненного ущерба.

Как получить возмещение в случае страхового случая?

Обновленный порядок также устанавливает механизм получения возмещения потерпевшим пассажиром и застрахованным водителем или машинистом в случае страхового случая.

Для этого определено содержание заявления о страховой выплате. Оно подается непосредственно человеком, имеющим на него право. Например, пассажиром, водителем или машинистом, их наследниками или законными представителями.

Заявление о выплате подается непосредственно страховой компании. Форма заявления может быть бумажной или электронной, в зависимости от выбора заявителя.

Порядком также определены документы, которые следует приложить к заявлению о страховой выплате, связанном с ущербом, причиненным пассажиру.

Так, пассажир может подтвердить свое пребывание в транспортном средстве во время перевозки:

  • билетом, другим документом, на основании которого выполнялась перевозка;
  • справкой, предоставленной перевозчиком;
  • любыми другими официальными документами, подтверждающими такой факт, например договором для некоммерческих перевозок.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о страховой выплате, связанной с ущербом, причиненным работнику, определяются самостоятельно работодателем и страховой компанией в договоре.

Утвержденный механизм также не ограничивает человека в представлении других дополнительных документов, подтверждающих причинение вреда и его размер.

В то же время страховые компании обязаны оказывать консультационную помощь заявителю. Также по требованию заявителя, страховые должны предоставить информацию о документах, которые должны быть приобщены к заявлению, их форме, способе и порядке их получения.

Установлен и срок рассмотрения заявления о страховой выплате – до 30 дней. Способ уведомления о результатах рассмотрения заявления должен быть избран по усмотрению заявителя.

Предусмотрена также необходимость уведомить заявителя в случае несоответствия заявления или прилагаемых документов требованиям законодательства. Соответствующее уведомление должно содержать информацию о необходимых изменениях и отсутствующих документах или причинах их несоответствия законодательству, порядке получения необходимых документов. Когда заявитель подаст исправленный пакет документов, его должны рассмотреть в течение 15 дней.

Если страховая компания несвоевременно сообщила заявителю о несоответствии документов, это приравнивается к выполнению всех требований заявителем.

В случае судебного разбирательства сроки рассмотрения заявления о страховой выплате останавливаются.

Правительственный портал


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
13.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Госстат планирует прекратить ЕГРПОУ: начато обсуждение Внесены изменения в Порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 02.05.2025 Работникам планируют предостави...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
14.02.2025
Изменения в законодательстве с 10 по 14 февраля 2025 года
Кабмин утвердил изменения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней Внесены изменения в постановление КМУ от 14.04.1997 № 346 «Об утверждении Порядка предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней рук...
Новое
13.05.2025
В Украине создадут реестр запрещенных программ
Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины работает над проектом постановления Кабинета Министров о создании и использовании реестра запрещенного программного обеспечения (ПО).  Об этом сказал Директор Департамента государственного контроля в сфере защиты информации и...
13.05.2025
Верховной Раде предлагают принять законопроект об отмене оплаты за ЖКУ при уничтожении недвижимого имущества
Нужно ли оплачивать жилищно-коммунальные услуги за недвижимое имущество, уничтоженное во время боевых действий? Больше по теме: Передача коммунального имущества: правовые основания и особенности оформления Аренда коммунального имущества: нюансы заключения договора Комитет по вопросам энергети...
12.05.2025
Доходы военнопленных планируют облагать налогом
Правительством на заседании 9 мая был одобрен законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно отражения в налоговом расчете сумм налога на доходы физических лиц и военного сбора, начисленных на вознаграждение за труд военнопленных».  Законопроектом предла...
Лучшие материалы