Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Порядок страхования поездок в автомобильном и электрическом транспорте обновлен (текст)

05.09.2024

В рамках реформы пассажирских перевозок Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры обновило механизм страхования поездки на автомобильном и городском электрическом транспорте.

Так, приказом Министерства от 22.07.2024 № 671 утвержден обновленный Порядок и условия страхования пассажирских перевозок. Рассказываем подробнее, о чем идет речь.

Как было раньше?

Механизм страхования строился по принципу того, что перевозчик играл роль посредника между пассажиром и страховой компанией.

Так, пассажир покупал билет на поездку, который включал оплату страхового полиса, страхуя сам себя за свой счет. Соответствующая информация указывалась в билете.

Как стало?

Перевозчик страхует свою ответственность за ущерб, причиненный пассажиру, багажу и грузу, заключая со страховой компанией соответствующий договор страхования без привлечения к этим отношениям пассажира. Таким образом, пассажир не является стороной договора для возмещения причиненного ущерба в случае наступления страхового случая.

При наступлении страхового случая соответствующее возмещение может осуществляться страховой компанией именно по непосредственному обращению пассажира. Перевозчик также вправе инициировать процесс возмещения.

То есть если раньше сам страховал себя, ведь в стоимость билета был включен страховой полис, то теперь речь идет о страховании ответственности именно перевозчиком, который должен обеспечить соответствующий договор с компанией без необходимости привлекать в эти отношения пассажира.

Что еще важно знать об обновленном Порядке пассажиру и перевозчику?

Порядок распространяется на страхование ответственности автомобильного перевозчика, кроме такси и перевозки пассажиров легковым транспортом на заказ, и городского электрического транспорта за ущерб, причиненный пассажиру и багажу.

Для перевозок на такси и легковыми автомобилями под заказ также следует заключать договоры страхования. Эта норма обязательна. Если же договора страхования нет, то это нарушение Закона от 05.04.2001 № 2344-III «Об автомобильном транспорте» и лицензионных условий. Однако содержание таких договоров определяется по усмотрению перевозчика и страховой компании и не регулируется утвержденным Порядком.

Обновленные условия страхования регулируют ответственность за вред жизни и здоровью пассажира, а также вред багажа. В то же время вопрос вреда грузу соответствующим Порядком не регулируется. Для страхования перевозки груза также следует заключать соответствующие договоры, а их отсутствие – нарушение закона и лицензионных условий. Однако содержание таких договоров определяется по усмотрению перевозчика и страховой компании.

Важно, что при каждой перевозке на борту транспорта у водителя должен быть страховой полис или заверенная перевозчиком копия договора ответственности.

Кроме этого, перевозчик обязан информировать пассажира о реквизитах заключенного договора между перевозчиком и страховой компанией, размере страховой суммы в билетах и в салонах транспортных средств.

Кроме того, Порядок устанавливает минимальную страховую сумму, на которую перевозчик обязан застраховать ответственность в расчете на одного потерпевшего. Она составляет 320 тыс. грн за ущерб жизни и здоровью. Указанная сумма рассчитана на основе автогражданки, поэтому их увеличение будет происходить синхронно. Если же размер страховой суммы в автогражданке превысит 140 минимальных заработных плат, то рост прекратится. По желанию, перевозчик может страховать свою ответственность и на большую сумму.

В то же время минимальные размеры страхования ответственности за ущерб, причиненный багажу, не устанавливаются. Перевозчик сможет выбирать себе оптимальный вариант с учетом своих возможностей и конкуренции за пассажира.

За вред здоровью и жизни пассажира устанавливаются порядок расчета размеров страховых выплат для разных случаев. Порядок расчетов выплат за ущерб багажу остается на усмотрении перевозчика и страховой компании.

Каким образом страхование водителей и машинистов происходит от несчастных случаев?

Первое, что важно знать о страховании водителей и машинистов от несчастных случаев: оно распространяется на все предприятия независимо от формы собственности. К примеру, это может быть коммунальное предприятие. Таким образом, страхование распространяется на все предприятия, имеющие в штате водителей или машинистов автомобильного и городского электрического транспорта.

Договор о страховании заключается между предприятием и страховой компанией в пользу работника.

Минимальный размер страховой суммы составляет 60 минимальных заработных плат на начало года заключения договора, сейчас это 426 тыс. грн. Однако предприятие вправе заключать договоры и на большие суммы.

Также установлен порядок расчета страховых выплат в зависимости от причиненного ущерба.

Как получить возмещение в случае страхового случая?

Обновленный порядок также устанавливает механизм получения возмещения потерпевшим пассажиром и застрахованным водителем или машинистом в случае страхового случая.

Для этого определено содержание заявления о страховой выплате. Оно подается непосредственно человеком, имеющим на него право. Например, пассажиром, водителем или машинистом, их наследниками или законными представителями.

Заявление о выплате подается непосредственно страховой компании. Форма заявления может быть бумажной или электронной, в зависимости от выбора заявителя.

Порядком также определены документы, которые следует приложить к заявлению о страховой выплате, связанном с ущербом, причиненным пассажиру.

Так, пассажир может подтвердить свое пребывание в транспортном средстве во время перевозки:

  • билетом, другим документом, на основании которого выполнялась перевозка;
  • справкой, предоставленной перевозчиком;
  • любыми другими официальными документами, подтверждающими такой факт, например договором для некоммерческих перевозок.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о страховой выплате, связанной с ущербом, причиненным работнику, определяются самостоятельно работодателем и страховой компанией в договоре.

Утвержденный механизм также не ограничивает человека в представлении других дополнительных документов, подтверждающих причинение вреда и его размер.

В то же время страховые компании обязаны оказывать консультационную помощь заявителю. Также по требованию заявителя, страховые должны предоставить информацию о документах, которые должны быть приобщены к заявлению, их форме, способе и порядке их получения.

Установлен и срок рассмотрения заявления о страховой выплате – до 30 дней. Способ уведомления о результатах рассмотрения заявления должен быть избран по усмотрению заявителя.

Предусмотрена также необходимость уведомить заявителя в случае несоответствия заявления или прилагаемых документов требованиям законодательства. Соответствующее уведомление должно содержать информацию о необходимых изменениях и отсутствующих документах или причинах их несоответствия законодательству, порядке получения необходимых документов. Когда заявитель подаст исправленный пакет документов, его должны рассмотреть в течение 15 дней.

Если страховая компания несвоевременно сообщила заявителю о несоответствии документов, это приравнивается к выполнению всех требований заявителем.

В случае судебного разбирательства сроки рассмотрения заявления о страховой выплате останавливаются.

Правительственный портал


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Гоструда утвердила новые нормативно-правовые акты по охране труда Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии Планируют утвердить примерные формы и описания унифицированных форм типовых документов, создаваемы...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
Новое
02.12.2025
Базовая военная служба и трудовые гарантии: предлагают новые изменения
Верховной Раде предлагают внести изменения в законодательство, касающиеся прохождения базовой военной службы, а также гарантий в социальной сфере и сфере трудовых отношений. Рассмотрим изменения в этом материале. Больше по теме: Возвращение работника на работу после военной службы: действия работод...
02.12.2025
Бизнес сможет лучше контролировать выполнение расчетов с контрагентами
Национальный банк Украины с 1 декабря 2025 вводит в системе электронных платежей НБУ трекинг-сервис платежных операций. Больше по теме: Ошибочный перевод средств контрагенту: как вернуть деньги? Национальный банк Украины с 1 декабря 2025 вводит в системе электронных платежей НБУ (далее – СЕП)...
02.12.2025
Конечный срок подачи трудовых книжек в ПФУ предлагают отсрочить
Верховной Раде предлагают продлить сроки оцифровки трудовых книжек работников как гарантию защиты трудовых прав граждан в условиях военного положения. Что предполагает предложенный законопроект? Больше по теме: Как оформить требование работника о внесении записи в трудовую книжку? Электронная и бу...
Лучшие материалы