Подписан Закон о Госбюджете-2025 и налоговые изменения
Президент Украины подписал Закон о Государственном бюджете на 2025 год и внесение изменений в Налоговый кодекс для финансирования сил обороны и обеспечения финансовой стабильности.
Государственный бюджет с начала полномасштабного вторжения России в Украину фактически делится на две основные части – военную и социально-гуманитарную.
Все военные расходы, которые в 2025 году составят 2,23 трлн. грн. или 26,3 % ВВП, финансируются за счет внутренних доходов и заимствований.
Все невоенные расходы госбюджета обеспечиваются посредством поддержки международных партнеров Украины. Это и соцвыплаты, и программы поддержки экономики, и зарплаты учителей и врачей. Указанные средства не могут использовать для финансирования потребностей обороны.
Поэтому важно было принять изменения в Налоговый кодекс, чтобы сбалансировать внутренние поступления и профинансировать все необходимые военные расходы как в 2024, так и в 2025 году. К концу 2024 года от налоговых изменений дополнительный ресурс составит 8 млрд грн, а в 2025 году – 140 млрд грн.
В 2024 году дополнительная потребность в финансировании Сил обороны составила около 500 млрд грн. Для ее покрытия был реализован комплексный подход, где основной акцент сделан не на налоговых изменениях, а на перевыполнении доходов госбюджета, в том числе благодаря детенизации, экономии на обслуживании и погашении госдолга, перераспределении расходов и увеличении внутренних заимствований.
В то же время налоговыми изменениями предусмотрено:
1. Повышение ставки военного сбора для физических лиц и установление военного сбора для физических лиц-предпринимателей.
Важно, что учитывая изменения, поддержанные Комитетом по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики и направленные в Верховную Раду (законопроект№ 9319), налоговый закон не будет предусматривать начисление плательщикам военного сбора «задним числом».
Изменение ставки военного сбора для физических лиц на заработную плату, доходы по банковским депозитам, аренде недвижимости, выигрышей и других доходов увеличивается с 1,5 % до 5 % и вступает в силу с 1 декабря 2024 года.
Для ФЛП первой, второй и четвертой групп плательщиков единого налога обязанность уплаты военного сбора появляется с 1 января 2025 года. Ставка сбора составляет 10 % минимальной заработной платы, установленной на начало 2025 года (8 000 грн). Соответственно, военный сбор будет рассчитываться на основе этой суммы, то есть составит 800 грн. в месяц.
ФЛП – плательщики единого налога третьей группы будут уплачивать военный сбор в размере 1 % от своего оборота по итогам первого квартала 2025 года.
В то же время ОВГЗ, в частности военные облигации, для физических лиц продолжают не облагаться налогом ни НДФЛ, ни военным сбором.
Социальные выплаты, пенсии, стипендии и другие доходы, не подпадающие под налогообложение НДФЛ, также не облагаются налогом военным сбором.
Ставка военного сбора для военнослужащих и работников силовых структур, определенных в законе, остается на уровне 1,5 %.
Военный сбор для плательщиков единого налога устанавливается на время военного положения.
2. Повышение ставки налога на прибыль для финансовых компаний до 25 % с 2025 года.
3. Налог на прибыль от банков за 2024 год в размере 50%.
Кроме сугубо финансовых изменений, принятый закон содержит также некоторые принципиальные вещи, которые придают экономике и общественным отношениям прозрачности.
Первое – закон вводит месячную отчетность по НДФЛ и ЕСВ вместо квартальной, и это необходимо для обеспечения прозрачности существующей системы бронирования.
Второе – по просьбе Всеукраинского аграрного совета законом повышается размер минимального налогового обязательства (минимальная сумма налоговых платежей с одного гектара сельскохозяйственной земли) до 1 400 гривен за гектар. Это позволит увеличить прозрачность отношений в аграрном секторе.
Третье – по просьбе представителей сектора нефти и газа законом вводится авансовый взнос по налогу на прибыль на каждую отдельную АЗС. Это позволит увеличить прозрачность отношений на топливном рынке и сделает конкурентными легальных участников рынка.
Четвертый – по просьбе представителей украинского виноделия законом повышаются минимальные цены на вино и винодельческую продукцию. Было много нареканий от украинских производителей вина, которым сложно конкурировать с продающими вино из порошков. Такая мера придаст больше возможностей легальным производителям украинского вина.
Пятое – закон делает шаг к справедливому налогообложению недр. В частности, повышается рента на песок, щебень и каолин. К примеру, если государство получает за тонну щебня 5 гривен, то будет получать 13 гривен.
Такие меры позволят повысить доходы государства и направить их на обеспечение обороны.
В то же время не будут облагаться рентной платой объемы добытого песчано – гравийного сырья, такого как галька, гравий, щебень или измельченные камни, которые используются в качестве наполнителя для бетона и для мощения дорог, которые безвозмездно передаются в пользу ВСУ и других органов для обеспечения обороны государства.
Правительственный портал
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу