Определен порядок создания инклюзивно-ресурсного центра (обзор Постановления № 545)
16.08.2017 7216 0 0
Постановлением КМУ от 12.07.17 г. № 545 утверждено Положение об инклюзивно-ресурсном центре (далее – Постановление № 545, Положение № 545), в котором определен порядок создания
и прекращения, принципы деятельности и статус такого центра. Документ вступил в силу 26.07.17 г. (опубликован в «Урядовому кур’єрі» от 26.07.17 г. № 137).
Напомним, что благодаря Конвенции о правах лиц с инвалидностью и Факультативному протоколу к ней, ратифицированным Законом от 16.12.09 г. № 1767-VІ (далее – Конвенция, вступила в силу
с 06.03.10 г.), нашей страной, среди прочих государств – участниц этой Конвенции, признано,
в частности, право инвалидов на образование путем обеспечения инклюзивного образования.
Так, согласно ч. 2 ст. 24 Конвенции взяты обязательства в том, чтобы инвалиды не исключались из системы общего образования, а дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательного начального или среднего образования. Эти постулаты теперь закреплены в Законе от 23.05.91 г. № 1060-ХІІ «Об образовании».
Итак, определено, что инклюзивно-ресурсный центр (далее – ИРЦ) является учреждением с правом юрлица, которое должно обеспечить права детей с особыми образовательными потребностями
в возрасте от 2 до 18 лет в части получения ими дошкольного и общего среднего образования (включая профессионально-техническое) посредством оценки развития ребенка, предоставления психолого-педагогической помощи и обеспечения квалифицированного сопровождения. Определено, что учредителями ИРЦ являются представительские органы местного самоуправления объединенных территориальных громад (далее – ОТГ), районные, городские советы.
Критерии для создания ИРЦ – проживание на территории ОТГ района не более чем 7 тыс. детей,
в городе – возможно, более 12 тыс. детей. Если детей окажется больше, к работе в центре привле-
каются дополнительные специалисты.
Педнагрузка специалистов центра будет равна 18 ч в неделю для непосредственной работы с особенными детьми. Кроме выполнения этой функции, также ими должна проводиться иная деятельность, в том числе предоставление родителям или законным представителям, педработникам, принимающим участие в инклюзивном обучении, консультаций.
Согласно Положению № 545 на должности руководителя и педработников ИРЦ лица назначаются по конкурсу. Необходимо будет соблюдать и квалификационные требования, определенные этим документом. Должности директора и специалистов центра приравнены к должностям педработников специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) согласно Перечню педагогических должностей. Общая численность работающих в ИРЦ не должна превышать 12 человек. С дополни-
тельно привлеченными специалистами будут заключаться не трудовые договоры, а договоры гражданско-правового характера (далее – ГПД).
Согласно п. 49 Положения № 545 функции в части предоставления психолого-педагогической помощи будут выполняться учителями-логопедами, учителями-дефектологами, практическими психологами, учителями лечебной физкультуры. Количество штатных должностей упомянутых специ-
алистов определяется в зависимости от количества детей и наличия у них:
нарушений речи;
тяжелых нарушений речи;
у детей дошкольного возраста – фонетико-фонематического недоразвития речи;
нарушения слуха/зрения/интеллектуального развития;
нарушения эмоционально-волевой сферы/познавательных процессов;
нарушения опорно-двигательного аппарата.
Утверждение штатного расписания ИРЦ, режима его работы, а также финансирование возлагается на его учредителя.
Обращаем внимание, что органы местного самоуправления в соответствии с Положением № 545 осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию центров, изменяют их состав, график работы, назначают и увольняют с должности директора, заключают ГПД с привлеченными к работе в центрах специалистами и т. п.
Важно то, что согласно Постановлению № 545 органам местного самоуправления в течение двух месяцев рекомендовано создать такие структуры, как ИРЦ и областные, Киевский и Севастопольский городские ресурсные центры по поддержке инклюзивного образования путем реорганизации психолого-медико-педагогических консультаций.
Отметим, что в соответствии с ч. 30 ст. 26 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» решение о реорганизации и перепрофилировании учреждений, организаций
коммунальной собственности соответствующей тергромады принимается исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета. Реорганизация же учебных заведений коммунальной формы собственности проводится по решению местного совета.
Комментарии к материалу