НБУ установил дополнительные требования по этическому поведению коллекторов
Национальный банк Украины установил дополнительные требования по этическому поведению при урегулировании просроченной задолженности (требования по этическому поведению). Целью этого шага является защита прав потребителей и других лиц через обеспечение ответственного отношения со стороны кредитодателя, нового кредитора или коллектора.
Несмотря на принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о защите потребителей при урегулировании просроченной задолженности» («коллекторский закон») более года назад, Национальный банк продолжает получать обращения от потребителей о действиях финансовых учреждений и коллекторских компаний, содержащих признаки нарушения законодательства Украины. Кроме того, вопрос урегулирования просроченной задолженности остается самым распространенным из обращений клиентов небанковских финучреждений.
Для усиления и однозначной трактовки норм «коллекторского закона» совместно с участниками рынка были разработаны дополнительные требования по этическому поведению.
В частности, детализируются отдельные процедурные вопросы, вводится запрет на получение согласия потребителя на обработку данных его телефонного справочника и журнала звонков с целью урегулирования просроченной задолженности. В то же время, потребители или другие лица имеют право фиксировать неправомерное взаимодействие, которое может быть передано в Национальный банк и использовано при проверке соблюдения требований по этическому поведению.
Кроме того, урегулирован вопрос передачи данных третьих лиц, не являющихся поручителями, имущественными поручителями или наследниками. Если потребитель предоставляет персональные данные третьих лиц, в частности близких, это не означает их непосредственное согласие на взаимодействие. Они должны предоставить такое разрешение самостоятельно.
Также уточнены нормы по личным встречам с потребителем или другими лицами. Такие встречи должны проходить добровольно после получения отдельного согласия на проведение каждой такой встречи. Встречаться по месту работы – запрещено. Под запрет также попал ряд некорректных практик, которые были выявлены Национальным банком в процессе рассмотрения обращений граждан.
Эти и другие требования утверждены постановлением Правления Национального банка Украины от 04 августа 2022 года № 170 "Об утверждении Положения об установлении дополнительных требований по взаимодействию с потребителями финансовых услуг и другими лицами при урегулировании просроченной задолженности (требований по этическому поведению)" и вступают в силу 05 августа 2022 года.
Справочно
Со дня введения в действие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о защите потребителей при урегулировании просроченной задолженности» наибольший процент обращений в Национальный банк по вопросам урегулирования просроченной задолженности зафиксирован по работе именно небанковских финучреждений, имеющих право предоставлять потребительские кредиты. Так, во втором квартале 2022 года обращения из-за нарушения требований по этическому поведению составляют более трети всех обращений по поводу деятельности таких финучреждений. В то же время, очень незначительный процент таких обращений был получен в отношении деятельности банков, по которым также практически не зафиксированы практики применения нецивилизованных методов урегулирования просроченной задолженности.
В связи с этим банки должны согласовать свою деятельность с указанным постановлением в течение трех месяцев, небанковские финучреждения и коллекторы – в течение двух.
https://bank.gov.ua
Комментарии к материалу