Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Назрела реформа корпоративного управления госпредприятий – законопроект в Верховной Раде

24.10.2023 22 0 0

В Комитете по вопросам экономического развития готовится ко второму чтению законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию корпоративного управления юридических лиц, акционером (учредителем, участником) которых является государство (рег. № 5593-д). В настоящее время завершается работа по согласованию соответствия положений законопроекта с Руководящими принципами ОЭСР по корпоративному управлению. 

«99 % текста законопроекта за рег. № 5593-д готовы ко второму чтению, а это значит, что мы почти на финишной прямой для внедрения реформы корпоративного управления в государственных предприятиях на полную мощность», – информирует заместитель Председателя Комитета по вопросам экономического развития Алексей Мовчан. 

«Первое чтение законопроекта состоялось в 2021 году, депутаты его поддержали. Чтобы закон прошел второе чтение, мы должны были обработать ряд правок и адаптировать его текст к нормам ОЭСР, чем вместе с командой и международными партнерами занимаемся в последние месяцы. 

Государственные предприятия являются действенным инструментом привлечения инвестиций в экономику Украины. Это важно для военного и послевоенного восстановления страны, однако сейчас это невозможно, потому что инвесторы не доверяют системе управления ГП. Здесь причин много: 

  • большое влияние представителей государственных органов в управлении ГП, что позволяет им использовать предприятие ради своих интересов, в том числе при стратегическом планировании и назначении директоров. Кроме того, что это отпугивает инвесторов и не гарантирует им защищенности от рисков, это дополнительно способствует созданию сотни коррупционных схем, по которым ГП не могут развиваться; 
  • частое и внезапное изменение представителей власти влияет на постоянное изменение участников управления в ГП, что ставит под сомнение инвесторов стабильность и результативность планирования работы; 
  • конфликт интересов из-за миксов функций, которые КМУ и органы управления выполняют одновременно: собственник, управленец. Эти роли нужно распределять по разным органам управления, ведь их одновременное выполнение уменьшает эффективность управления ГП; 
  • нехватка специфических навыков у представителей государства для эффективного управления ГП. Политики должны заниматься политикой, профессиональные управленцы, то есть члены Наблюдательного Совета – управлением предприятием и улучшением его доходности. 

Принятие указанного Закона Верховной Радой в этом году – требование МВФ для получения финансовой помощи для возобновления и реализации будущих реформ. Украина подписала меморандум, а значит, должна (то есть мы имеем) выполнить это требование. Нет реформ – нет денег. Мы проходим много этапов переговоров, чтобы прийти к общим позициям с органами управления ГП и международными партнерами по каждому положению законопроекта и его соответствию нормам ОЭСР. 

Это немного замедляет работу над законом, но я вижу в этом предмет заинтересованности в качественном результате всех сторон. В работу над текстом законопроекта вовлечены международные партнеры стран с развитыми экономиками, в частности ОЭСР, благодаря которым мы имеем уникальную возможность получить практический опыт в осуществлении реформы. 

Партнеры хотят видеть Украину в кругу стран с развитой экономикой и высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Поэтому выдвигают конкретные требования и оказывают свою поддержку для их выполнения. 

Если мы сделаем этот шаг качественно и вовремя, то сможем перезапустить систему управления госпредприятиями, чтобы она на практике начала работу по нормам ОЭСР и показала свою максимальную эффективность», – отметил А. Мовчан. 

https://www.rada.gov.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы