Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Когда ФЛП могут оштрафовать за использование наемного труда

26.02.2021

Использование ФЛП наемного труда: в КАС ВСУ рассказали о штрафах.

19 февраля КАС ВС пересмотрел в порядке судебное решение по делу № 823/328/18 по иску физического лица - предпринимателя, обжаловала постановление областного управления Гоструда о наложении штрафа за нарушение минимальных государственных гарантий по оплате труда. Истец считал, что его незаконно наложены санкции, поскольку во исполнение предписания контролирующего органа он устранил нарушения.

КАС ВС отметил: «анализ законодательства дает основания для вывода, что минимальная заработная плата и индексация заработной платы являются минимальными государственными гарантиями в оплате труда, и государственными социальными гарантиями, поскольку касается работников и их семей».

Суд отметил, что выполнение требований предписания в установленный законодательством срок не является основанием для неприменения ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины, которой установлено, в частности, что юридические и физические лица - предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда - в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Согласно части 11 статьи 7 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности »в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, иного распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия надзора (контроля), финансовые и административные санкции, меры реагирования к субъекта хозяйствования, его должностных лиц не применяются.

Согласно ч. 4, 5 статьи 2 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», меры контроля осуществляются органами Государственной фискальной службы (кроме таможенного контроля на границе), государственного надзора за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (кроме осуществления государственного надзора за осуществлением деятельности с источниками ионизирующего излучения, деятельность по использованию которых не подлежит лицензированию), государственного архитектурно-строительного контроля (надзора), государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме деятельности по переводу средств, финансовых услуг по рынку ценных бумаг, производных ценных бумаг (деривативов) и рынка банковских услуг), государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами, в частности государственного надзора (ко нтролю) в области гражданской авиации - с учетом особенностей, установленных Воздушным кодексом Украины, нормативно-правовыми актами, принятыми в его исполнение (авиационные правила Украины) и международными договорами в области гражданской авиации.

Указанные в части четвертой настоящей статьи органы, осуществляющие государственный надзор (контроль) в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами, обязаны обеспечить соблюдение требований статьи 1, статьи 3, частей первой, четвертой, шестой - восьмой, абзаца второго части десятой, частей тринадцатой и четырнадцатой статьи 4, частей первой - четвертой статьи 5, части третьей статьи 6, части первой - четвертой и шестой статьи 7, статей 9, 10, 19, 20, 21, части третьей статьи 22 настоящего Закона.

Исходя из анализа указанных норм, суды пришли к выводу, что все другие нормы Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» не распространяются на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, в том числе и положение пункта 11 статьи 7 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Таким образом, выполнение требований предписания в установленный законодательством срок не является основанием для неприменения ответственности предусмотренной статьей 265 Кодекса законов о труде Украины.

Следовательно, безосновательными являются ссылки суда апелляционной инстанции на тот факт, что ответчиком были применены штрафные санкции за нарушения, которые были устранены во исполнение предписания, поскольку штрафные санкции применены спорными постановлениями никоим образом не касаются невыполнения предписания. Ответственность за такие нарушения предусмотрена статьей 265 КЗоТ Украины, а устранение выявленных нарушений при проведении проверки не является основанием для отмены штрафных санкций, которые применены за сам факт совершения нарушения в сфере законодательства о труде.

Верховным Судом уже была высказана правовая позиция в аналогичных правоотношениях в частности в постановлении от 25.04.2018 по делу № 804/2806/17, от 28.02.2020 года по делу № 818/584/17.

Коллегия судей КАС ВС согласился с решением суда первой инстанции о том, что ответчик правомерно привлек истца к ответственности в связи с нарушением минимальных государственных гарантий в оплате труда и за нарушение требований трудового законодательства.

sud.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
07.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025) ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 26.09.2025 Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии ГНС отвечает на актуальные вопрос...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
08.10.2025
Изменены подходы к оцениванию банками должников-предпринимателей на прифронтовых территориях
Установлен подход к оцениванию банком способности должника выполнять обязательства перед кредиторами, если такой должник осуществляет хозяйственную деятельность преимущественно на территории, относительно которой не определена дата прекращения возможности или завершения боевых действий. Больше по те...
08.10.2025
Верховная Рада приняла за основу законопроект об основных принципах госнадзора
Законопроект № 14030 является частью евроинтеграционного пакета Ukraine Facility и отвечает европейским подходам к риск-ориентированному контролю – когда главная цель государства не наказывать, а поддерживать. Больше по теме: Налоговые риски по учету транспортно-заготовительных расходов: анал...
08.10.2025
Принят за основу законопроект о кредитной истории
Принятие законопроекта будет способствовать уменьшению доли просроченных кредитов, усилению финансовой дисциплины и обеспечению соблюдения международных стандартов защиты данных.  Больше по теме: Как показать в учете возврат комиссии банком? Банковская тайна: имеют ли доступ налоговики? С да...
Лучшие материалы