Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Когда ФЛП могут оштрафовать за использование наемного труда

26.02.2021

Использование ФЛП наемного труда: в КАС ВСУ рассказали о штрафах.

19 февраля КАС ВС пересмотрел в порядке судебное решение по делу № 823/328/18 по иску физического лица - предпринимателя, обжаловала постановление областного управления Гоструда о наложении штрафа за нарушение минимальных государственных гарантий по оплате труда. Истец считал, что его незаконно наложены санкции, поскольку во исполнение предписания контролирующего органа он устранил нарушения.

КАС ВС отметил: «анализ законодательства дает основания для вывода, что минимальная заработная плата и индексация заработной платы являются минимальными государственными гарантиями в оплате труда, и государственными социальными гарантиями, поскольку касается работников и их семей».

Суд отметил, что выполнение требований предписания в установленный законодательством срок не является основанием для неприменения ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины, которой установлено, в частности, что юридические и физические лица - предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда - в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Согласно части 11 статьи 7 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности »в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, иного распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия надзора (контроля), финансовые и административные санкции, меры реагирования к субъекта хозяйствования, его должностных лиц не применяются.

Согласно ч. 4, 5 статьи 2 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», меры контроля осуществляются органами Государственной фискальной службы (кроме таможенного контроля на границе), государственного надзора за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (кроме осуществления государственного надзора за осуществлением деятельности с источниками ионизирующего излучения, деятельность по использованию которых не подлежит лицензированию), государственного архитектурно-строительного контроля (надзора), государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме деятельности по переводу средств, финансовых услуг по рынку ценных бумаг, производных ценных бумаг (деривативов) и рынка банковских услуг), государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами, в частности государственного надзора (ко нтролю) в области гражданской авиации - с учетом особенностей, установленных Воздушным кодексом Украины, нормативно-правовыми актами, принятыми в его исполнение (авиационные правила Украины) и международными договорами в области гражданской авиации.

Указанные в части четвертой настоящей статьи органы, осуществляющие государственный надзор (контроль) в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами, обязаны обеспечить соблюдение требований статьи 1, статьи 3, частей первой, четвертой, шестой - восьмой, абзаца второго части десятой, частей тринадцатой и четырнадцатой статьи 4, частей первой - четвертой статьи 5, части третьей статьи 6, части первой - четвертой и шестой статьи 7, статей 9, 10, 19, 20, 21, части третьей статьи 22 настоящего Закона.

Исходя из анализа указанных норм, суды пришли к выводу, что все другие нормы Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» не распространяются на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, в том числе и положение пункта 11 статьи 7 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Таким образом, выполнение требований предписания в установленный законодательством срок не является основанием для неприменения ответственности предусмотренной статьей 265 Кодекса законов о труде Украины.

Следовательно, безосновательными являются ссылки суда апелляционной инстанции на тот факт, что ответчиком были применены штрафные санкции за нарушения, которые были устранены во исполнение предписания, поскольку штрафные санкции применены спорными постановлениями никоим образом не касаются невыполнения предписания. Ответственность за такие нарушения предусмотрена статьей 265 КЗоТ Украины, а устранение выявленных нарушений при проведении проверки не является основанием для отмены штрафных санкций, которые применены за сам факт совершения нарушения в сфере законодательства о труде.

Верховным Судом уже была высказана правовая позиция в аналогичных правоотношениях в частности в постановлении от 25.04.2018 по делу № 804/2806/17, от 28.02.2020 года по делу № 818/584/17.

Коллегия судей КАС ВС согласился с решением суда первой инстанции о том, что ответчик правомерно привлек истца к ответственности в связи с нарушением минимальных государственных гарантий в оплате труда и за нарушение требований трудового законодательства.

sud.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
24.02.2025
До 31 марта продолжат процедуру перебронирования и подтверждения критичности
Больше по теме: Спецтема «Бронирование работников: условия, порядок и оформление» Как перебронировать работников до 01.03.2025? Бронирование работников: изменения с 1 декабря 2024 года Бронирование работников: пошаговые действия Правительство продлит сроки подтверждения предприятия к...
Новое
19.05.2025
Запланировали очередные изменения к форме декларации об имущественном состоянии и доходах и Инструкции по ее заполнению
Уведомление об обнародовании проекта приказа Минфина «О внесении Изменений в форму налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и Инструкцию по заполнению налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах». ГНС уведомляет об обнародовании Минфином проекта приказа Мин...
19.05.2025
Утвержден Порядок предоставления СХД и физлицам компенсации при временном размещении ВПЛ
Правительством 16 мая утвержден Порядок предоставления заведениям, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, физическим лицам – предпринимателям компенсации за потребленные жилищно-коммунальные услуги, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бы...
19.05.2025
Изменен Порядок согласования Минфином отдельных показателей в рамках учетных политик госпредприятий и хозобществ
Кабмином 16 мая принято решение о внесении изменения в Порядок согласования Министерством финансов определения методов исчисления величины резерва сомнительных долгов (резерва ожидаемых кредитных убытков) и способа определения коэффициента сомнительности в пределах учетных политик государственных ун...
Лучшие материалы