Когда ФЛП могут оштрафовать за использование наемного труда
Использование ФЛП наемного труда: в КАС ВСУ рассказали о штрафах.
19 февраля КАС ВС пересмотрел в порядке судебное решение по делу № 823/328/18 по иску физического лица - предпринимателя, обжаловала постановление областного управления Гоструда о наложении штрафа за нарушение минимальных государственных гарантий по оплате труда. Истец считал, что его незаконно наложены санкции, поскольку во исполнение предписания контролирующего органа он устранил нарушения.
КАС ВС отметил: «анализ законодательства дает основания для вывода, что минимальная заработная плата и индексация заработной платы являются минимальными государственными гарантиями в оплате труда, и государственными социальными гарантиями, поскольку касается работников и их семей».
Суд отметил, что выполнение требований предписания в установленный законодательством срок не является основанием для неприменения ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины, которой установлено, в частности, что юридические и физические лица - предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда - в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
Согласно части 11 статьи 7 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности »в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, иного распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия надзора (контроля), финансовые и административные санкции, меры реагирования к субъекта хозяйствования, его должностных лиц не применяются.
Согласно ч. 4, 5 статьи 2 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», меры контроля осуществляются органами Государственной фискальной службы (кроме таможенного контроля на границе), государственного надзора за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (кроме осуществления государственного надзора за осуществлением деятельности с источниками ионизирующего излучения, деятельность по использованию которых не подлежит лицензированию), государственного архитектурно-строительного контроля (надзора), государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме деятельности по переводу средств, финансовых услуг по рынку ценных бумаг, производных ценных бумаг (деривативов) и рынка банковских услуг), государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами, в частности государственного надзора (ко нтролю) в области гражданской авиации - с учетом особенностей, установленных Воздушным кодексом Украины, нормативно-правовыми актами, принятыми в его исполнение (авиационные правила Украины) и международными договорами в области гражданской авиации.
Указанные в части четвертой настоящей статьи органы, осуществляющие государственный надзор (контроль) в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами, обязаны обеспечить соблюдение требований статьи 1, статьи 3, частей первой, четвертой, шестой - восьмой, абзаца второго части десятой, частей тринадцатой и четырнадцатой статьи 4, частей первой - четвертой статьи 5, части третьей статьи 6, части первой - четвертой и шестой статьи 7, статей 9, 10, 19, 20, 21, части третьей статьи 22 настоящего Закона.
Исходя из анализа указанных норм, суды пришли к выводу, что все другие нормы Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» не распространяются на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, в том числе и положение пункта 11 статьи 7 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Таким образом, выполнение требований предписания в установленный законодательством срок не является основанием для неприменения ответственности предусмотренной статьей 265 Кодекса законов о труде Украины.
Следовательно, безосновательными являются ссылки суда апелляционной инстанции на тот факт, что ответчиком были применены штрафные санкции за нарушения, которые были устранены во исполнение предписания, поскольку штрафные санкции применены спорными постановлениями никоим образом не касаются невыполнения предписания. Ответственность за такие нарушения предусмотрена статьей 265 КЗоТ Украины, а устранение выявленных нарушений при проведении проверки не является основанием для отмены штрафных санкций, которые применены за сам факт совершения нарушения в сфере законодательства о труде.
Верховным Судом уже была высказана правовая позиция в аналогичных правоотношениях в частности в постановлении от 25.04.2018 по делу № 804/2806/17, от 28.02.2020 года по делу № 818/584/17.
Коллегия судей КАС ВС согласился с решением суда первой инстанции о том, что ответчик правомерно привлек истца к ответственности в связи с нарушением минимальных государственных гарантий в оплате труда и за нарушение требований трудового законодательства.
sud.ua
Комментарии к материалу