Как доказать реальность операций по маркетинговым услугам
Если хозяйственная операция фактически не состоялась, то первичные документы, составленные налогоплательщиком и его контрагентом в подтверждение такой операции, не соответствуют действительности, и свидетельствуют об отсутствии у сторон волеизъявления относительно реального осуществления хозяйственной операции.
Правовые последствия в виде возникновения права налогоплательщика на формирование расходов наступают только в случае реального (фактического) совершения хозяйственных операций по приобретению товаров (работ, услуг) с целью их использования в своей хозяйственной деятельности, связанные с движением активов, изменением обязательств или собственного капитала плательщика, и соответствуют экономическому содержанию, отраженному в заключенных налогоплательщиком договорах, что подтверждается надлежащим образом оформленными первичными документами.
Последствия для налогового учета создает только фактическое движение активов, что является обязательным условием для формирования объекта налогообложения налогом на прибыль и расходов.
Маркетинговые услуги относятся к бестоварным операциям и по своей сути являются расходами на сбыт. Документами, подтверждающими фактическое получение маркетинговых услуг могут быть акты приема-передачи услуг или другие документы, подтверждающий фактическое предоставление (получение) услуг, которые должны иметь все обязательные реквизиты первичных документов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, отчеты о предоставленных услугах, о проведении определенных маркетинговых исследований, в которых должны быть изложены результаты оказанных услуг и исследований, а по исследованиям - соответствующие рекомендации заказчику; а также бухгалтерские и статистические документы, подтверждающие увеличение ассортимента товаров, объема продаж, размера дохода и тому подобное.
Анализ реальности хозяйственной деятельности должен осуществляться на основании данных налогового, бухгалтерского учета налогоплательщика и соответствия их действительному экономическому содержанию. При этом в первичных документах, являющихся основанием для бухгалтерского учета, фиксируются данные только о фактически совершенных хозяйственных операциях.
Таким образом, в подтверждение фактического осуществления операций по проведению рекламных акций, дегустаций, презентаций, учитывая специфику таких услуг и договоров, которые регламентируют, предприятие должно иметь соответствующие надлежаще оформленные первичные документы, в том числе и те, которые удостоверяют цель, объективную необходимость, экономическую целесообразность получения соответствующих услуг, а также возможность проведения таких операций контрагентами с учетом необходимого времени, места, материальных ресурсов, необходимых для предоставления таких услуг.
Постановление ВС/КАС от 24.04.2018 г. по делу №821/1344/17.
Комментарии к материалу