Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Изменения в законодательстве, действующие с ноября 2021 года

27.10.2021 578 0 0

С 1 ноября вступило в силу Положение о системе единой идентификации участников финансового рынка Украины, требования которого распространяются на украинские банки, филиалы/ представительства иностранных банков на территории Украины, небанковские финансовые учреждения и другие лица, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги. Нацбанк регистрирует код ID НБУ за участником финансового рынка, его обособленным подразделением во время первого внесения сведений о таком участнике, его обособленном подразделении в информационные системы НБУ. Действующие коды банков с 1 ноября считаются кодами ID НБУ (постановление Правления НБУ от 30.08.2021 № 92).

С 5 ноября вступает в силу Технический регламент относительно требований к газу сжиженному для автомобильного транспорта, коммунально-бытового потребления и промышленных целей, утвержденный постановлением КМУ от 29.07.2020 № 667. Установлено, что государственный рыночный надзор относительно указанных видов продукции осуществляет Госэкоинспекция. До 5 мая 2022 года (в течение 6 месяцев со дня вступления в силу данного постановления) допускается предоставление на рынке газа сжиженного, который был введен в оборот до 5 ноября 2021 года и показатели качества которого не соответствуют всем или отдельным требованиям данного Техрегламента.

До 6 ноября могут быть предоставлены на рынке обогреватели помещений, комбинированные обогреватели, комплекты из обогревателя помещений, регулятора температуры и солнечной установки и комплекты из комбинированного обогревателя, регулятора температуры и солнечной установки, которые введены в оборот до 6 мая 2021 года и не соответствуют всем или отдельным требованиям Технического регламента, утвержденного приказом Минэнергетики от 07.10.2020 № 646.

С 7 ноября вступает в силу Закон от 15.07.2021 № 1689-IX, которым определены особенности предоставления публичных (электронных публичных) услуг (далее – услуга). В частности, установлено, что в случае, если законодательством для получения услуги требуется представление документов и/или информации, которые:

  • содержатся в информационно-телекоммуникационных системах (далее – ИТС) – такие документы и/или информация не подаются, а в заявлении (обращении, запросе) о предоставлении публичной (электронной публичной) услуги (далее – заявление) указываются сведения, необходимые для предоставления такой услуги.

В таком случае документы и/или информация, необходимые для предоставления соответствующей услуги, получаются субъектом предоставления услуг (без участия субъекта обращения) путем доступа к соответствующим ИТС или автоматически путем электронного информационного взаимодействия ИТС через систему электронного взаимодействия этих систем в порядке, определенном КМУ;

  • не содержатся в ИТС и выданы/созданы или находятся во владении и/или пользовании и/или распоряжении субъекта предоставления услуг, других органов государственной власти, органов местного самоуправления, госрегистраторов, субъектов госрегистрации, государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, – такие документы и/или информация не подаются, а в заявлении указываются сведения, необходимые для предоставления такой услуги, или к такому заявлению прилагаются копии соответствующих документов, заверенные подписью субъекта обращения.

В таком случае субъект предоставления услуг или программные средства ИТС в автоматическом режиме отправляют субъекту, который выдал документ (правопреемнику, соответствующему государственному нотариальному архиву и т. п.), запрос о подтверждении выдачи такого документа и/или достоверности сведений через систему электронного взаимодействия электронных ресурсов.

Для реализации норм данного Закона Кабмин должен определить:

  • порядок предоставления публичных (электронных публичных) услуг без подачи заявления (обращения, запроса) о предоставлении такой услуги;
  • порядок предоставления электронных публичных услуг, перечень публичных услуг, которые предоставляются на основании заявления (обращения, запроса), поданного исключительно в бумажной форме, публичных услуг, результаты предоставления которых оформляются исключительно в бумажной форме;
  • перечень электронных публичных услуг, которые предоставляются в автоматическом режиме;
  • случаи, в которых субъект предоставления публичных (электронных публичных) услуг не может предоставлять указанные услуги по умолчанию и т. п.

С 7 ноября вступает в силу Закон от 17.10.2019 № 208-IX, которым внесены изменения в законодательство в сфере обращения с радиоактивными отходами в целях его совершенствования, в частности:

  • радиоактивные отходы разделены на следующие классы: очень низкоактивные; низкоактивные; среднеактивные; высокоактивные. Отнесение радиоактивных отходов к соответствующим классам осуществляется согласно нормам и правилам по ядерной и радиационной безопасности;
  • уточнено, что хранение и захоронение радиоактивных отходов разрешается исключительно в специально предназначенных для этого хранилищах соответствующего типа, а именно: поверхностном хранилище, приповерхностном хранилище, хранилище для захоронения радиоактивных отходов на средних глубинах, геологическом хранилище. Тип хранилища для захоронения радиоактивных отходов определяется в соответствии с классом радиоактивных отходов;
  • радиоактивные отходы подлежат захоронению с обязательным переводом их в форму, которая гарантирует выполнение норм и правил по ядерной и радиационной безопасности.

С 7 ноября вступает в силу Технический регламент ограничения использования свинца в лакокрасочных материалах и сырьевых компонентах, утвержденный постановлением КМУ от 28.04.2021 № 432. Установлено, что лакокрасочные материалы и сырьевые компоненты, которые введены в оборот до 7 ноября 2021 года и не соответствуют всем или отдельным требованиям данного Технического регламента, могут быть предоставлены на рынке в течение одного года – до 7 ноября 2022 года. Государственный рыночный надзор относительно лакокрасочных материалов осуществляет Госпродпотребслужба.

С 8 ноября обязательной профилактической прививкой против COVID-19 на период действия карантина, установленного КМУ в целях предотвращения распространения на территории Украины COVID-19, подлежат работники:

  • центральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • местных госадминистраций и их структурных подразделений;
  • заведений высшего, последипломного, профессионального предвысшего, профессионального (профессионально-технического), общего среднего, в том числе специальных, дошкольного, внешкольного образования, заведений специализированного образования и научных учреждений независимо от типа и формы собственности.

Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательной профилактической прививке, применяется с оговоркой – в случае отсутствия абсолютных противопоказаний к проведению профилактических прививок в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минздрава от 16.09.2011 № 595 (приказ Минздрава от 04.10.2021 № 2153).

До 15 ноября завершится экспериментальный проект относительно автоматизации процессов подачи заявлений для предоставления, переоформления, остановки действия, аннулирования разрешений на осуществление таможенной брокерской деятельности, который начался 15 февраля текущего года. По результатам проведения проекта будут внесены изменения в Порядок представления и рассмотрения заявлений и предоставления разрешения на осуществление таможенной брокерской деятельности и контроля за ней, утвержденный приказом Минфина от 04.08.2015 № 693 (приказ Минфина от 04.02.2021 № 58).

До 15 ноября Нацбанк согласовывает программу капитализации/реструктуризации банка, оценка стойкости которого в 2021 году проводилась с применением трех этапов, при условии соответствия программы капитализации/реструктуризации банка установленным требованиям (постановление Правления НБУ от 19.08.2021 № 88).

С 16 ноября аудит безопасности автомобильных дорог обязателен на национальных автомобильных дорогах (Закон от 17.10.2019 № 200-IX).

С 21 ноября Законом от 01.07.2021 № 1618-IX (далее – Закон № 1618) отменяется режим свободной экономической зоны «Крым» на временно оккупированной территории Украины (далее – ВОТ) и устанавливаются особенности экономических отношений на этой территории. Так, изменениями, внесенными в Закон от 15.04.2014 № 1207-VII «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» (далее – Закон № 1207), в частности, установлено, что:

  • граждане Украины, которые проживают на ВОТ, имеют право на бесплатную вторичную правовую помощь для защиты нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов физических лиц в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации и временной оккупацией территории Украины, в порядке, установленном Законом от 02.06.2011 № 3460-VI;
  • юрлицам, физлицам-предпринимателям и физлицам, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, местонахождением (местожительством) которых является ВОТ, разрешается осуществлять хозяйственную деятельность исключительно после смены налогового адреса на другую территорию Украины;
  • сделка, стороной которой является субъект хозяйствования (далее – СХ), местонахождением (местожительством) которого является ВОТ, считается ничтожной и на нее не распространяется действие абзаца второго ч. 2 ст. 215 Гражданского кодекса;
  • во время режима временной оккупации СЭП НБУ и внутригосударственные платежные системы, платежными организациями которых являются резиденты Украины, не применяются на ВОТ. На эту территорию распространяются нормы Закона от 05.04.2001 № 2346-III с учетом того, что электронные платежные средства, эмитированные на ВОТ, не могут использоваться для перевода средств;
  • запрещено: привлечение на территории Украины вкладов (депозитов) и/или предоставление займов (кредитов), выраженных в валюте государства-оккупанта; перевод средств между ВОТ и другой территорией Украины; любая деятельность операторов государственных лотерей и организаторов азартных игр;
  • лицензии, сертификаты и/или разрешения, предоставленные СХ в соответствии с действующим на момент их выдачи законодательством Украины, считаются недействительными на ВОТ; могут использоваться для проведения хозяйственной (предпринимательской) деятельности на другой территории Украины до окончания срока их действия при условии перерегистрации субъектов на другой территории Украины; не могут быть продлены. На товары, произведенные на ВОТ, не может быть выдан сертификат украинского происхождения;
  • лицо не несет юридическую ответственность за невыплату или задержку выплаты зарплаты работникам согласно законодательству Украины, если такая невыплата (задержка) возникла в результате временной оккупации (обстоятельств непреодолимой силы);
  • особенности перемещения товаров на/с ВОТ.

Также в течение срока временной оккупации лица, которые проживают на ВОТ или переместились с нее, освобождаются от обязанности погашения основной суммы ипотечного кредита и начисленных процентов по нему, если объектом ипотеки является имущество, расположенное (зарегистрированное) на территории, которая после заключения такого ипотечного договора была временно оккупирована. НБУ принимает решение об изменении классификации таких ипотечных кредитов или другие решения в целях недопущения ухудшения ликвидности (финансового состояния) кредитора (норма не распространяется на недвижимое жилое имущество, общая площадь которого превышает показатели, установленные ст. 265 Налогового кодекса (далее – НК).

С 21 ноября в связи со вступлением в силу Закона № 1618 действуют изменения, внесенные Законом от 01.07.2021 № 1617-IX в законодательство, в частности:

1. В НК. Временно, на период действия Закона № 1207, для налогоплательщиков, которые на 21 ноября имеют налоговый адрес и/или объекты налогообложения на ВОТ АР Крым и г. Севастополя, НК применяется с учетом особенностей, определенных в п. 26 подразд. 10 разд. ХХ, изложенного в новой редакции. Установлено, что на ВОТ, в частности:

  • не взимаются общегосударственные и местные налоги и сборы и военный сбор;
  • налогоплательщики с налоговым адресом на ВОТ освобождаются от представления в контролирующие органы деклараций, отчетности и других документов относительно исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • не проводятся контролирующими органами камеральные, документальные и фактические проверки;
  • останавливается применение к плательщикам налогов норм ст. 59, 60 и 87–101 НК;
  • останавливается начисление штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени за несвоевременное погашение денежных обязательств и другие нарушения налогового, таможенного и другого законодательства.

Контролирующий орган осуществляет без подачи плательщиком заявления списание налогового долга (в т. ч. штрафов, пени и неуплаченных процентов) налогоплательщика с налоговым адресом на ВОТ, который по данным ИТС ГНС возник в период с 20 февраля 2014 года (даты начала временной оккупации) и остался неуплаченным/непогашенным по состоянию на дату принятия решения о списании такого долга.

Останавливается применение норм п. 213.2, 213.3 и ст. 225, 226, 229–233 НК к налогоплательщикам:

  • налоговым адресом которых является ВОТ;
  • налоговым адресом которых является другая территория Украины, а местом осуществления деятельности является ВОТ (относительно деятельности, которая осуществляется за таким местом, и/или объектов, которые расположены на ВОТ).

2. В п. 93 разд. VIII Закона от 08.07.2010 № 2464-VI. Плательщики ЕСВ с местонахождением (местожительством) на ВОТ освобождаются от выполнения обязанностей плательщика ЕСВ, определенных ст. 6 данного Закона; имеют право на добровольную уплату ЕСВ в порядке, определенном КМУ.

3. В ст. 16 Закона от 21.06.2018 № 2473-VIII. На период действия особого правового режима временной оккупации НБУ предоставлено право установить порядок трансграничного перемещения наличной валюты государства-оккупанта и/или порядок осуществления операций с наличной валютой государства-оккупанта на территории Украины (новый п. 12).

С 21 ноября банку (филиалу, отделению) запрещено осуществлять кассовые операции по приему наличной иностранной валюты государства-оккупанта для зачисления на вкладные (депозитные) счета физлиц на период действия Закона № 1207. Соответствующее дополнение внесено в п. 9 разд. I Инструкции о ведении кассовых операций банками в Украине, утвержденной постановлением Правления НБУ от 25.09.2018 № 103 (постановление Правления НБУ от 08.10.2021 № 103).

С 21 ноября в связи со вступлением в силу Закона № 1618 нормы Таможенного кодекса (далее – ТК) применяются с учетом требований Закона № 1207. До окончания режима временной оккупации АР Крым и г. Севастополя таможенные платежи, установленные ТК, относительно товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины с/на ВОТ АР Крым и из/в г. Севастополя, не взимаются (Закон от 01.07.2021 № 1619-IX).

С 25 ноября в рамках реализации экспериментального проекта относительно получения госрегистратором с помощью Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество сведений о госрегистрации права собственности на такое имущество, которые находятся в БТИ, на бумажных носителях, вступили в силу отдельные изменения:

1. В Порядок ведения Государственного реестра обременений движимого имущества, утвержденный постановлением КМУ от 05.07.2004 № 830. В частности, уточнены сведения о недвижимом имуществе, которые вносятся в Государственный реестр прав, а именно:

  • о земельном участке – его кадастровый номер (автоматически, на основании сведений, полученных из Госземкадастра);
  • объект строительства (завершенный строительством объект): идентификатор объекта в Единой государственной электронной системе в сфере строительства (далее – Э-система) (в случае присвоения объекту соответствующего идентификатора); название и тип объекта; общая, жилая площадь помещений объекта (при наличии показателей); адрес недвижимого имущества (для завершенных строительством объектов); кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект (при определенных условиях). В случае использования Э-системы определенные сведения об объекте строительства автоматически вносятся на основании сведений, полученных из Э-системы.

2. В Порядок государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденный постановлением КМУ от 25.12.2015 № 1127, в частности:

  • установлено, что госрегистрация права собственности на завершенный строительством объект проводится при наличии сведений о его технической инвентаризации, которые получены госрегистратором из Э-системы;
  • уточнены особенности госрегистрации права собственности на завершенные строительством объекты недвижимого имущества (постановление КМУ от 28.04.2021 № 509).

С 25 ноября вступают в силу Авиационные правила Украины «Правила сертификации гражданских аэродромов Украины». Правила обязательны для всех юрлиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, которые осуществляют эксплуатацию гражданских аэродромов (вертодромов) или аэродромов общего использования, которые используются для полетов воздушных судов гражданской авиации (приказ Госавиаслужбы от 01.04.2021 № 536).

С 27 ноября вступают в силу документы, утвержденные приказом Минфина от 04.06.2021 № 322:

1. Порядок создания личного кабинета субъекта первичного финансового мониторинга и доступа к э-кабинету системы финансового мониторинга. Согласно Порядку, ИТС «э-кабинет системы финмониторинга» доступна в Интернете по ссылке cabinet.fiu.gov.ua. Госфинмониторинг на своем официальном веб-портале размещает гиперссылку по адресу э-кабинета.

Э-кабинет системы финмониторинга:

  • включает открытую (общедоступную) часть и приватную часть (личный кабинет);
  • работает постоянно (24 часа в сутки), кроме времени на техобслуживание;
  • взаимодействует с другими ИТС Госфинмониторинга и государственными электронными информационными ресурсами;
  • обеспечивает защиту данных (в т. ч. персональных и таких, которые составляют тайну финмониторинга) от несанкционированного доступа, утечки, перехвата, потери, уничтожения, модификации и блокировки.

2. Порядок информационного взаимодействия субъекта первичного финансового мониторинга и Госфинмониторинга. Определен механизм взаимодействия во время обмена информацией относительно финмониторинга, а также требования и форматы сообщений такого обмена.

До 29 ноября завершится реализация экспериментального проекта относительно применения электронного удостоверения водителя и электронного свидетельства о регистрации транспортного средства (далее – ТС), которые могут предъявляться полицейским вместо удостоверения водителя и свидетельства о регистрации ТС, изготовленных на бланках, для подтверждения водителем права управления и права пользования ТС (постановление КМУ от 09.12.2020 № 1227).

30 ноября заканчивается мораторий на применение отдельных норм Закона от 17.02.2011 № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности»:

  • п. 1, 2, 11 ч. 2 ст. 222, ч. 2 ст. 224, п. 1, 8 ч. 2 и ч. 11 ст. 261, п. 1, 2, 10 ч. 8 ст. 262 (не применяются с 1 декабря 2019 года);
  • абзаца тринадцатого ч. 3 ст. 37, абзаца третьего ч. 3 и ч. 4 ст. 393 Закона (не применяются с 1 марта 2020 года);
  • п. 2 ч. 8 ст. 31, п. 2 ч. 9 ст. 36, второго предложения абзаца третьего ч. 2 и п. 2 ч. 4 ст. 39 (не применяются с 1 декабря 2020 года) (Закон от 17.10.2019 № 199-IX).

Комментарии к материалу

Лучшие материалы