Европейский Союз обновил законодательство об ответственности за качество продукции
Принятая Директива о качестве продукции (далее – PLD) осовременивает и адаптирует правила ответственности ЕС относительно новых технологий, обеспечивая лучшую защиту потребителей и большую правовую определенность для субъектов хозяйствования.
Она гарантирует, что пострадавшие от некачественной продукции могут требовать компенсацию от производителей, если они терпят ущерб, причиненный дефектным продуктом, и основывается на двух фундаментальных принципах:
- производитель должен возместить ущерб, причиненный их некачественным продуктом;
- потерпевший должен доказать неисправность товара, причиненный вред и установить, что эта неисправность стала причиной ущерба.
Обновление Директивы стало необходимым, чтобы унифицировать подходы в сфере защиты прав потребителей как традиционной продукции, так и новейших продуктов, появившихся уже в цифровую эпоху, в частности, таких технологий, как искусственный интеллект. Она учитывает также усиление глобализации в мире, установив, что даже если изготовитель дефектной продукции не происходит из ЕС, в самом ЕС всегда должна быть ответственная сторона, от которой потерпевший может потребовать компенсацию.
Правила Директивы применяются с момента причинения одного из основных видов вреда, таких как:
- смерть или телесные повреждения, включающие физический и психологический вред;
- повреждение имущества;
- уничтожение или повреждение данных.
Потерпевший вправе потребовать возмещение любого из основных видов вреда и всего причиненного ущерба.
Производитель бракованного товара является основным лицом, от которого потерпевший может потребовать возмещения. Если такой производитель, который все равно остается ответственным за PLD, не находится в ЕС, потерпевший может потребовать компенсацию от других ответственных лиц, зарегистрированных в ЕС, а именно:
- импортера или уполномоченного представителя;
- поставщика услуг – исполнителя/дистрибьютора при отсутствии импортера или уполномоченного представителя.
Чтобы узнать, кто является ответственной стороной в ЕС, пострадавший может запросить эту информацию у дистрибьютора дефектного товара. При отсутствии ответственной стороны из ЕС или ответа в течение 1 месяца с момента запроса на информацию, потерпевший может обратиться за компенсацией к самому дистрибьютору бракованного товара.
Новые правила вводят правило, согласно которому онлайн-платформы могут быть привлечены к ответственности, если по отношению к дефектному товару они выступают как один из субъектов хозяйствования, определенных новой Директивой (т. е. производителем, импортером, уполномоченным представителем, поставщиком услуг – исполнителем или дистрибьютором). Онлайн-платформы, действующие как посредники для неисправного продукта, также могут быть привлечены к ответственности при определенных условиях, неся те же обязательства, что и дистрибьютор.
Новые правила распространяются на все продукты, независимо от их типа (например, традиционные продукты, сырье, цифровые продукты), если они размещены на рынке ЕС.
Согласно новой Директиве продукт будет считаться дефектным, если он не обеспечивает безопасность, которую лицо имеет право ожидать от него, или то, что требуется по закону.
Новая Директива включает также все типы программного обеспечения, включая приложения, операционные системы и системы ИИ. Производители могут нести ответственность за любой дефект, существовавший на момент выпуска их программного обеспечения или системы ИИ, включая дефекты, ставшие очевидными после выпуска обновлений или в результате использования функции машинного обучения.
Согласно новым правилам продукт, существенно модифицированный (например, в процессе повторного производства), считается новым продуктом, а лицо, которое внесло такие изменения, становится производителем.
Субъекты хозяйствования несут ответственность за свою некачественную продукцию в течение 10 лет после размещения продукции на рынке, а в некоторых случаях, связанных со здоровьем, когда повреждение проявляется дольше, этот период продлевается до 25 лет.
Потерпевшие будут иметь 3 года, чтобы подать иск о компенсации в национальный суд.
Как истец, так и ответчик в судебном деле об ответственности за качество товара могут потребовать доступа к доказательств, если это пропорционально и необходимо для дела.
Для обеспечения прозрачности национальные верховные и апелляционные суды обязаны публиковать свои решения по делам об ответственности за качество продукции. Европейская Комиссия создаст базу данных ЕС, чтобы сделать эти решения доступными для практикующих юристов, ученых и широкой общественности.
Страны ЕС будут иметь переходный период до 9 декабря 2026 года, в течение которого они должны перенести нормы новой Директивы в национальное законодательство.
PLD будет применяться к продуктам, выпущенным на рынок с 9 декабря 2026 года. К продуктам, выпущенным на рынок до этой даты, будут применяться положения Директивы по этому вопросу 1985 года.
Д. Гетманцев
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу