Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Что не может проверяться при проведении камеральной проверки

11.02.2021 215 0 0

ВСУ напомнил о предмете камеральной проверки.

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда рассмотрел дело № 813/2519/17 и установил, что проверка любых других сведений, истребования у налогоплательщика дополнительной информации и документов, представление которых вместе с налоговой декларацией действующим законодательством не предусмотрено, камеральной проверкой охватывается.

Обстоятельства дела

В июле 2017 года Общество с ограниченной ответственностью «Л» обратилось в суд с иском к Главному управлению Государственной фискальной службы во Львовской области о признании противоправными действий и отмене налогового уведомления-решения.

Постановлением Львовского окружного административного суда оставленным без изменений постановлением Львовского апелляционного административного суда, административный иск удовлетворен частично.

Признаны противоправными действия Главного управления Государственной фискальной службы во Львовской области о проведении камеральной проверки правомерности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость на счет плательщика в банке за февраль 2017 года. Признано противоправным и отменено налоговое уведомление-решение ГУ ГНС во Львовской области.

Главное управление ГНС во Львовской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить решения судов первой и апелляционной инстанции и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Вывод Верховного Суда

Судьи ВС отметили, что камеральная проверка является одним из видов налоговых проверок, нормативно установленных пунктом 75.1 статьи 75 НК Украины, и по своей правовой сути является формой текущего документального контроля за соблюдением плательщиком требований налогового законодательства на основании деклараций и других документов налоговой отчетности, полученных от плательщика.

При этом какого-либо отдельного решения для проведения данного вида проверки не требуется, поскольку представление фискально обязанным лицом налоговой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности.

ВС отметил, что приведенное свидетельствует об обязательном характере камеральной проверки, которая проводится в случае представления налогоплательщиком отчетных документов в контролирующий орган, а затем камеральной проверкой охватывается только те показатели документов, относящихся к налоговой отчетности и имеют значение для правильности исчисления плательщиком объекта налогообложения и суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Также ВС отметил, что проверка любых других сведений, истребования у налогоплательщика дополнительной информации и документов, представление которых вместе с налоговой декларацией действующим законодательством не предусмотрено, камеральной проверкой охватывается.

Фактически предмет камеральной проверки предусматривает установление полноты, своевременности представлении плательщиком налоговой отчетности, визуальную проверку правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.п.), проверку правильности составления расчетов по налоговым платежам (арифметический подсчет окончательных сумм налогов, правильность отражения показателей, необходимых для исчисления базы налогообложения).

Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Украины, предметом камеральной проверки является только налоговая отчетность, то есть сведения, указанные в соответствующей налоговой отчетности и их соответствие информации, содержащейся в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего.

То есть, во время проведения камеральной проверки не могут проверяться другие вопросы, кроме проверки налоговой отчетности сплошной строкой. Документами, имеющими отношение к такой проверке, является именно налоговые декларации (расчеты) и никакие другие. Если же во время проведения камеральной проверки будут выявлены нарушения налогового законодательства, налоговый орган имеет право назначать и провести документальную (выездную, выездную или плановую) или внеплановую проверку налогоплательщика.

Как установили суды предыдущих инстанций, в ходе спорной камеральной проверки налоговым органом установлено, что ООО приобрело такие товары, средства для мытья, компьютерную технику, спортивная одежда (обувь), топливо, бытовую технику и реализует товары (работы, услуги): уголь , трубы, средства гигиены, бытовую химию, телефоны, услуг по разработке подвижного воздушного комплекса для магнитометрии земных слоев, разработки и исследования структуры материалов для изготовления геофизических электродов. Исходя из вышеприведенного на предприятии ООО происходит обрыв цепи по приобретенным товарам и преобразования (пере сорт) реализованного товара свидетельствует о нарушении налогового законодательства и формирования схемного налогового кредита.

Итак, ответчиком проведено камеральную проверку, по результатам которой установлено нереальность осуществления хозяйственной операции в связи с отсутствием технических условий для предоставления услуг отсутствием квалифицированных трудовых ресурсов, свидетельствует о том, что контролирующим органом фактически проверено порядок определения состава налоговых обязательств и полнота их начисления, а это в соответствии с пунктом 75.1.2. пункта 75.1 статьи 75 Налогового кодекса Украины, является предметом документальной проверки, а не камеральной.

ВС отметил, что при таких обстоятельствах суды предыдущих инстанций пришли к обоснованных выводов о противоправности действий Главного управления Государственной фискальной службы во Львовской области о проведении камеральной проверки правомерности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость на счет плательщика в банке за февраль 2017 года и наличие оснований для отмены налогового уведомления-решения.

Учитывая обстоятельства дела, Верховный Суд оставил кассационную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой и апелляционной инстанции - без изменений.

sud.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы