Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Применение РРО при продаже товаров (оказании услуг) в сети Интернет – разъясняет ГНС

Разъяснение
08.04.2025

Правоотношения в этой сфере регулируются Налоговым кодексом (далее – НК), Законом от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265).

Установление норм относительно неприменения регистраторов расчетных операций в других законах, кроме НК, не допускается.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 265 субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме, обязаны предоставлять лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и/или электронной форме (в т. ч., но не исключительно, с воспроизведением на дисплее регистратора расчетных операций или дисплее устройства, на котором установлен программный регистратор расчетных операций, QR-кода, который позволяет лицу осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре содержащихся в нем данных, и/или отправкой электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты).

Обращаем внимание, что обязанность применения регистраторов расчетных операций/программных регистраторов расчетных операций (далее – РРО/ПРРО) возникает при продаже товаров (работ, услуг) не только при осуществлении расчетных операций, а при их осуществлении субъектами хозяйствования в ходе ведения ими хозяйственной деятельности. Таким образом, при осуществлении расчетных операций субъекты хозяйствования обязаны регистрировать продажи товаров (работ, услуг) с помощью РРО/ПРРО, КУРО, РК с учетом специальных норм Закона № 265.

Форма и содержание расчетного документа определены Положением о форме и содержании расчетных документов, утвержденным приказом Минфина от 21.01.2016 № 13, утвержденным в Министерстве юстиции 11.02.2016 под № 220/28350.

Закон от 03.09.2015 № 675-VIII «Об электронной коммерции» (далее – Закон № 675) определяет организационно-правовые основы деятельности в сфере электронной коммерции в Украине, устанавливает порядок совершения электронных сделок с применением информационно-коммуникационных систем и определяет права и обязанности участников отношений в сфере электронной коммерции.

Так, пп. 14 п. 1 ст. 3 Закона № 675 установлено, что реализация товара дистанционным способом – заключение электронного договора на основании ознакомления покупателя с описанием товара, предоставленным продавцом в порядке, определенном настоящим Законом, путем обеспечения доступа к каталогам, проспектам, буклетам, фотографиям и т. п. с использованием информационно-коммуникационных систем, телевизионной, почтовой, радиосвязи или другим способом, что исключает возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром или с образцами товара при заключении такого договора.

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 13 Закона № 675 расчеты в сфере электронной коммерции могут осуществляться с использованием платежных инструментов, электронных денег путем перевода денежных средств или оплаты наличными с соблюдением требований законодательства относительно оформления наличных и безналичных расчетов, а также иным способом, предусмотренным законодательством Украины, регулирующим предоставление платежных услуг.

Вместе с тем, Продавец (исполнитель, поставщик), предоставитель платежных услуг, оператор платежной системы или иное лицо, получившее плату за товар, работу, услугу в соответствии с условиями электронного договора, должны предоставить покупателю (заказчику, потребителю) электронный документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон или другой документ, подтверждающий факт получения средств, с указанием даты осуществления расчета (п. 3 ст. 13 Закона № 675).

Обращаем внимание, что обязанность применять РРО/ПРРО на общих началах с 01.01.2022 не распространяется только на физлиц-предпринимателей – плательщиков единого налога первой группы.

Положение о порядке эмиссии и эквайринга платежных инструментов, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.07.2022 № 164 (далее – Положение № 164), устанавливает требования Национального банка к эмиссии/эквайрингу платежных инструментов, которые эмитируются (включая электронные платежные средства, платежные инструменты с предоплатой) и осуществление расчетов с их использованием.

Учитывая требования Положения № 164, документ по операции с использованием платежных инструментов (квитанция платежного терминала) должен предоставляться по платежным операциям по переводу денежных средств, инициированным с использованием платежных инструментов (электронных платежных средств, далее – ЭПС) через платежные терминалы (виртуальные или физические).

Квитанция платежного терминала может быть в бумажной и/или электронной форме (п. 156 разд. VIII Положения № 164).

При осуществлении операций с использованием ЭПС в сфере электронной коммерции и системах дистанционного обслуживания разрешается формирование в электронной форме документа по операции с использованием ЭПС при условии доставки его пользователю.

В то же время, согласно разъяснению НБУ (письмо от 28.11.2019 № 57-0007/62082) квитанция, полученная при осуществлении расчета с помощью ЭПС, не является расчетным документом в понимании Закона № 265 и не подтверждает факт продажи товара (получение услуг), а лишь подтверждает инициирование перевода денежных средств со счета держателя ЭПС.

Заметим, что когда держатель платежного инструмента (платежной карты) инициирует через предоставителя платежных услуг (как эквайра/предоставителя платежных услуг, заключившего договор с эквайром) платежную операцию в пользу получателей (коммунальных предприятий, торговцев, физических лиц, почтовых операторов и т. п.), предоставитель платежных услуг не является ни плательщиком, ни получателем по такой платежной операции. В таком случае плательщиком (фактическим) является соответствующий держатель платежной карты, а получателем (фактическим) – соответствующее коммунальное предприятие, торговец, физическое лицо, почтовый оператор и т. п.

Учитывая изложенное, если потребитель, используя сеть Интернет, заказал товар (работы, услуги), и расчет был проведен с применением ЭПС с помощью платежных сервисов, такие операции осуществляются с обязательным применением РРО именно продавцом товаров (работ, услуг) и предоставлением потребителю расчетного документа установленной формы (фискальный кассовый чек).

В то же время при определении отношений субъекта хозяйствования с получателем товара (работы, услуги) в обязательном порядке следует определять место осуществления расчетов. То есть, если место осуществления расчетов определить невозможно (например: получение потребителем компьютерных программ, электронных книг, справок, заключений, экспертных оценок и т. п. исключительно в электронной форме), то в таком случае применение является необязательным. В других случаях (т. е. физическое получение потребителем товаров, услуг или приемка работ) субъект хозяйствования обязан применять РРО на общих основаниях.

При этом расчетный документ должен быть сформирован и напечатан не позднее вручения товара (предоставление услуги, приемка работы), а в случае одновременного получения оплаты и передачи товаров, работ, услуг покупателю – при проведении расчетов за них.

Просим субъектов хозяйствования принять указанную информацию к сведению и использовать при осуществлении хозяйственной деятельности с целью недопущения нарушений требований действующего законодательства и избежания недоразумений с контролирующими органами во время проведения проверок.

ГНС


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
29.10.2025
Как обжаловать административный акт: разъяснение Минюста
Процедура обжалования касается не только конечных решений, но и процедурных решений и действий или бездействия органов. При этом жалобы только на отдельные процедурные решения и действия рассматриваются до принятия административного акта. Это обеспечивает защиту прав на всех этапах административной ...
29.10.2025
Как расторгнуть трудовой договор с ФЛП, который выехал из Украины
В таком случае единственным путем решения проблемы остается обращение в суд. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Перевод мобилизованного работника на новосозданное предприятие Что должен сделать работодатель при переводе с дистанционного режима на офисный или наоборот? В 2008 году женщина устроила...
29.10.2025
Привлечение женщин к подземным работам во время военного положения
В период действия военного положения разрешается применение труда женщин (кроме беременных женщин и женщин, имеющих ребенка до одного года) с их согласия на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Больше по теме: Вес (масса) груза и трансп...
Лучшие материалы