Применение РРО при продаже товаров (оказании услуг) в сети Интернет – разъясняет ГНС
Правоотношения в этой сфере регулируются Налоговым кодексом (далее – НК), Законом от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265).
Установление норм относительно неприменения регистраторов расчетных операций в других законах, кроме НК, не допускается.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 265 субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме, обязаны предоставлять лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы и содержания на полную сумму проведенной операции, созданный в бумажной и/или электронной форме (в т. ч., но не исключительно, с воспроизведением на дисплее регистратора расчетных операций или дисплее устройства, на котором установлен программный регистратор расчетных операций, QR-кода, который позволяет лицу осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре содержащихся в нем данных, и/или отправкой электронного расчетного документа на предоставленный таким лицом абонентский номер или адрес электронной почты).
Обращаем внимание, что обязанность применения регистраторов расчетных операций/программных регистраторов расчетных операций (далее – РРО/ПРРО) возникает при продаже товаров (работ, услуг) не только при осуществлении расчетных операций, а при их осуществлении субъектами хозяйствования в ходе ведения ими хозяйственной деятельности. Таким образом, при осуществлении расчетных операций субъекты хозяйствования обязаны регистрировать продажи товаров (работ, услуг) с помощью РРО/ПРРО, КУРО, РК с учетом специальных норм Закона № 265.
Форма и содержание расчетного документа определены Положением о форме и содержании расчетных документов, утвержденным приказом Минфина от 21.01.2016 № 13, утвержденным в Министерстве юстиции 11.02.2016 под № 220/28350.
Закон от 03.09.2015 № 675-VIII «Об электронной коммерции» (далее – Закон № 675) определяет организационно-правовые основы деятельности в сфере электронной коммерции в Украине, устанавливает порядок совершения электронных сделок с применением информационно-коммуникационных систем и определяет права и обязанности участников отношений в сфере электронной коммерции.
Так, пп. 14 п. 1 ст. 3 Закона № 675 установлено, что реализация товара дистанционным способом – заключение электронного договора на основании ознакомления покупателя с описанием товара, предоставленным продавцом в порядке, определенном настоящим Законом, путем обеспечения доступа к каталогам, проспектам, буклетам, фотографиям и т. п. с использованием информационно-коммуникационных систем, телевизионной, почтовой, радиосвязи или другим способом, что исключает возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром или с образцами товара при заключении такого договора.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 13 Закона № 675 расчеты в сфере электронной коммерции могут осуществляться с использованием платежных инструментов, электронных денег путем перевода денежных средств или оплаты наличными с соблюдением требований законодательства относительно оформления наличных и безналичных расчетов, а также иным способом, предусмотренным законодательством Украины, регулирующим предоставление платежных услуг.
Вместе с тем, Продавец (исполнитель, поставщик), предоставитель платежных услуг, оператор платежной системы или иное лицо, получившее плату за товар, работу, услугу в соответствии с условиями электронного договора, должны предоставить покупателю (заказчику, потребителю) электронный документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон или другой документ, подтверждающий факт получения средств, с указанием даты осуществления расчета (п. 3 ст. 13 Закона № 675).
Обращаем внимание, что обязанность применять РРО/ПРРО на общих началах с 01.01.2022 не распространяется только на физлиц-предпринимателей – плательщиков единого налога первой группы.
Положение о порядке эмиссии и эквайринга платежных инструментов, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.07.2022 № 164 (далее – Положение № 164), устанавливает требования Национального банка к эмиссии/эквайрингу платежных инструментов, которые эмитируются (включая электронные платежные средства, платежные инструменты с предоплатой) и осуществление расчетов с их использованием.
Учитывая требования Положения № 164, документ по операции с использованием платежных инструментов (квитанция платежного терминала) должен предоставляться по платежным операциям по переводу денежных средств, инициированным с использованием платежных инструментов (электронных платежных средств, далее – ЭПС) через платежные терминалы (виртуальные или физические).
Квитанция платежного терминала может быть в бумажной и/или электронной форме (п. 156 разд. VIII Положения № 164).
При осуществлении операций с использованием ЭПС в сфере электронной коммерции и системах дистанционного обслуживания разрешается формирование в электронной форме документа по операции с использованием ЭПС при условии доставки его пользователю.
В то же время, согласно разъяснению НБУ (письмо от 28.11.2019 № 57-0007/62082) квитанция, полученная при осуществлении расчета с помощью ЭПС, не является расчетным документом в понимании Закона № 265 и не подтверждает факт продажи товара (получение услуг), а лишь подтверждает инициирование перевода денежных средств со счета держателя ЭПС.
Заметим, что когда держатель платежного инструмента (платежной карты) инициирует через предоставителя платежных услуг (как эквайра/предоставителя платежных услуг, заключившего договор с эквайром) платежную операцию в пользу получателей (коммунальных предприятий, торговцев, физических лиц, почтовых операторов и т. п.), предоставитель платежных услуг не является ни плательщиком, ни получателем по такой платежной операции. В таком случае плательщиком (фактическим) является соответствующий держатель платежной карты, а получателем (фактическим) – соответствующее коммунальное предприятие, торговец, физическое лицо, почтовый оператор и т. п.
Учитывая изложенное, если потребитель, используя сеть Интернет, заказал товар (работы, услуги), и расчет был проведен с применением ЭПС с помощью платежных сервисов, такие операции осуществляются с обязательным применением РРО именно продавцом товаров (работ, услуг) и предоставлением потребителю расчетного документа установленной формы (фискальный кассовый чек).
В то же время при определении отношений субъекта хозяйствования с получателем товара (работы, услуги) в обязательном порядке следует определять место осуществления расчетов. То есть, если место осуществления расчетов определить невозможно (например: получение потребителем компьютерных программ, электронных книг, справок, заключений, экспертных оценок и т. п. исключительно в электронной форме), то в таком случае применение является необязательным. В других случаях (т. е. физическое получение потребителем товаров, услуг или приемка работ) субъект хозяйствования обязан применять РРО на общих основаниях.
При этом расчетный документ должен быть сформирован и напечатан не позднее вручения товара (предоставление услуги, приемка работы), а в случае одновременного получения оплаты и передачи товаров, работ, услуг покупателю – при проведении расчетов за них.
Просим субъектов хозяйствования принять указанную информацию к сведению и использовать при осуществлении хозяйственной деятельности с целью недопущения нарушений требований действующего законодательства и избежания недоразумений с контролирующими органами во время проведения проверок.
ГНС
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу