Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Предоставление 20-ОПП камерально не проверяется – ГНС

10.10.2023 25 0 0

В своем обращении к ГНС заявитель обращается с просьбой предоставить разъяснение о возможности привлечения к ответственности налогоплательщиков за нарушение неподачи или несвоевременного представления налогоплательщиком уведомления по форме 20-ОПП при осуществлении камеральных проверок налоговой отчетности.

Государственная налоговая служба

Письмо

от 11.09.2023 г. № 2945/ИПК/99-00-04-03-01-06

Государственная налоговая служба Украины на обращение Общества об ответственности за непредставление сообщения по форме 20-ОПП, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс), сообщает.

[…]

В связи с указанным, у Общества возникли следующие вопросы:

1. Имеет ли право контролирующий орган, который входит в структуру органов Государственной налоговой службы Украины при проведении камеральной проверки проводить проверку факты представления или неподачи или своевременности представления налогоплательщиком уведомления по форме 20-ОПП?

2. Предусмотрено ли право контролирующих органов в Налоговом кодексе Украины, а именно право контролирующих органов, входящих в структуру органов Государственной налоговой службы Украины во время проведения камеральной проверки проводить проверку факты представления или неподачи или же своевременности представления налогоплательщиком уведомления по форме 20-ОПП?

Относительно вопроса 1-2.

В соответствии с пунктом 75.1 статьи 75 Кодекса контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Камеральные и документальные проверки проводятся контролирующими органами в пределах их полномочий исключительно в случаях и порядке, установленных Кодексом, а фактические проверки - Кодексом и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы.

Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика, и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость (данных центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных) средств, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, данных Единого реестра налоговых накладных и данных таможенных деклараций), а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, данных СОД РРО (подпункт 75.1.1 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса.

Также пунктом 76.1 статьи 76 Кодекса определено, что камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления его проведения.

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

Согласие налогоплательщика на проверку и присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.

В то же время подпунктом 75.1.1 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса предусмотрено, что предметом камеральной проверки также могут быть:

  • своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);
  • своевременность регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки в налоговые накладные в Едином реестре налоговых накладных, акцизных накладных и/или расчетов корректировки в акцизные накладные в Едином реестре акцизных накладных, исправления ошибок в налоговых накладных;
  • своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства исключительно на основании хранящихся (обрабатываемых) данных в соответствующих информационных базах;
  • полнота начисления и своевременность уплаты налога на доходы физических лиц и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в случае несоответствия резидента Дея Сити требованиям, определенным пунктами 2, 3 части первой и пунктом 10 второй статьи 5 Закона Украины «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине»;
  • своевременность подачи заявления о взятии на учет финансовых агентов в соответствии с требованиями статьи 393 Кодекса;
  • своевременность представления финансовыми агентами отчетов о подотчетных счетах, исправленных отчетов о подотчетных счетах;
  • своевременность предоставления финансовыми агентами ответа на запросы (уведомления) контролирующего органа, направляемые в случаях, определенных статьей 393 Кодекса;
  • своевременность представления уведомления о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах в соответствии с требованиями пункта 441.2 статьи 441 Кодекса;
  • своевременность представления лицом, осуществляющим управление или администрирование траста, уведомление о заключении договора об управлении или администрировании траста или о прекращении такого договора, финансовой отчетности, копий первичных документов и другой информации о трасте по запросу контролирующего органа в случаях, предусмотренных статьей 442 Кодекса;
  • своевременность предоставления информации по запросу контролирующего органа в соответствии с пунктом 441.3 статьи 441, подпунктов 6 – 8 подпункта 73.3.1 пункта 73.3 статьи 73 Кодекса;
  • своевременность и полнота уплаты согласованной суммы денежного обязательства в виде авансового взноса по налогу на прибыль предприятий, определенного в соответствии с пунктом 141.13 статьи 141 настоящего Кодекса, на основании данных Реестра пунктов обмена иностранной валюты.

В соответствии с пунктом 63.3 статьи 63 Кодекса с целью проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или взятию на учет в контролирующих органах по местонахождению юридических лиц, обособленным подразделениям юридических лиц, месту жительства лица (основное место учета), а также по местонахождению (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения – неосновное место учета.

Объектами налогообложения являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов.

Налогоплательщик обязан стать на учет в соответствующих контролирующих органах по основному и неосновному месту учета, сообщать обо всех объектах налогообложения контролирующих органов по основному месту учета согласно Порядку учета налогоплательщиков и сборов, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 № 1588, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.12.2011 под № 1562/20300 (далее – Порядок № 1588).

Если у налогоплательщика происходит регистрация, создание или открытие объекта налогообложения на территории административно-территориальной единицы, где он не состоит на учете, то такой налогоплательщик обязан встать на учет по неосновному месту учета в контролирующем органе по местонахождению такого объекта в порядке, определенном разделом VII Порядка № 1588 (пункт 8.3 раздела VII Порядка № 1588).

Согласно пункту 7.3. раздела VII Порядка № 1588 в контролирующем органе по неосновному месту учета налогоплательщик уплачивает все налоги и сборы, которые согласно законодательству должны уплачиваться на территории административно-территориальной единицы, соответствующей неосновному месту учета, в отношении таких налогов представляет налоговые декларации (расчеты, отчеты) и выполняет другие обязанности налогоплательщика, а контролирующий орган по налогоплательщику осуществляет администрирование таких налогов, сборов.

В соответствии с пунктом 8.4 раздела VII Порядка № 1588 уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые ведется деятельность (далее – сообщение по форме 20-ОПП) подается в течение 10 рабочих дней после их регистрации, создания или открытие в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика.

В сообщении по форме 20-ОПП предоставляется информация обо всех объектах налогообложения, являющихся собственными, арендованными или переданными в аренду.

При предоставлении сообщений по форме 20-ОПП применяется принцип укрупнения информации, предоставляемой об объекте налогообложения.

Принцип укрупнения информации не применяется при предоставлении информации об объектах движимого и недвижимого имущества, подлежащих регистрации в соответствующем государственном органе с получением соответствующего регистрационного номера.

Следовательно, налогоплательщик обязан подавать уведомления об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, по форме 20-ОПП каждый раз после регистрации, создания или открытия новых объектов налогообложения или связанных с налогообложением или через которые производится деятельность.

Ответственность за нарушение установленного порядка взятия на учет (регистрацию) в контролирующих органах установлена статьей 117 Кодекса.

Согласно пункту 117.1 статьи 117 Кодекса неподачи в сроки и в случаях, предусмотренных Кодексом, заявлений или документов для взятия на учет в соответствующем контролирующем органе, влекут наложение штрафа на юридических лиц, обособленных подразделений юридического лица или юридическое лицо ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет при выполнении договора о совместной деятельности в размере 1020 гривен.

В случае не устранения таких нарушений или за те же действия, совершенные в течение года штраф за такое нарушение, для юридических лиц, обособленных подразделений юридического лица или юридическое лицо ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет при выполнении договора о совместной деятельности будет составлять 2040 гривен.

Отметим, что сообщение по форме 20-ОПП не подпадает под определение налоговой отчетности и не считается налоговой отчетностью (налоговой декларацией). При этом уведомление по форме 20-ОПП не является предметом камеральной проверки.

Учитывая вышеизложенное, действующим законодательством не предусмотрено при проведении камеральной проверки установление факта неподачи или несвоевременного представления налогоплательщиком в контролирующий орган уведомления по форме 20-ОПП.

Факт неподачи или несвоевременного представления налогоплательщиком в контролирующий орган уведомления по форме 20-ОПП возможно установить только путем проведения документальной (плановой или внеплановой; выездной или невыездной) или фактической проверки.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 528 (до 30.06.2023) и подпунктом 69.9 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Кодекса (до 01.08.2023) останавливался ход сроков, в частности, по предоставлению контролирующими органами индивидуальных.

Индивидуальная налоговая консультация носит индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация (пункт 52.2 статьи 52 Кодекса).

https://cabinet.tax.gov.ua/

 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы