Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Предоставление 20-ОПП камерально не проверяется – ГНС

10.10.2023

В своем обращении к ГНС заявитель обращается с просьбой предоставить разъяснение о возможности привлечения к ответственности налогоплательщиков за нарушение неподачи или несвоевременного представления налогоплательщиком уведомления по форме 20-ОПП при осуществлении камеральных проверок налоговой отчетности.

Государственная налоговая служба

Письмо

от 11.09.2023 г. № 2945/ИПК/99-00-04-03-01-06

Государственная налоговая служба Украины на обращение Общества об ответственности за непредставление сообщения по форме 20-ОПП, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс), сообщает.

[…]

В связи с указанным, у Общества возникли следующие вопросы:

1. Имеет ли право контролирующий орган, который входит в структуру органов Государственной налоговой службы Украины при проведении камеральной проверки проводить проверку факты представления или неподачи или своевременности представления налогоплательщиком уведомления по форме 20-ОПП?

2. Предусмотрено ли право контролирующих органов в Налоговом кодексе Украины, а именно право контролирующих органов, входящих в структуру органов Государственной налоговой службы Украины во время проведения камеральной проверки проводить проверку факты представления или неподачи или же своевременности представления налогоплательщиком уведомления по форме 20-ОПП?

Относительно вопроса 1-2.

В соответствии с пунктом 75.1 статьи 75 Кодекса контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Камеральные и документальные проверки проводятся контролирующими органами в пределах их полномочий исключительно в случаях и порядке, установленных Кодексом, а фактические проверки - Кодексом и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы.

Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика, и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость (данных центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных) средств, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, данных Единого реестра налоговых накладных и данных таможенных деклараций), а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, данных СОД РРО (подпункт 75.1.1 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса.

Также пунктом 76.1 статьи 76 Кодекса определено, что камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления его проведения.

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

Согласие налогоплательщика на проверку и присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.

В то же время подпунктом 75.1.1 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса предусмотрено, что предметом камеральной проверки также могут быть:

  • своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);
  • своевременность регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки в налоговые накладные в Едином реестре налоговых накладных, акцизных накладных и/или расчетов корректировки в акцизные накладные в Едином реестре акцизных накладных, исправления ошибок в налоговых накладных;
  • своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства исключительно на основании хранящихся (обрабатываемых) данных в соответствующих информационных базах;
  • полнота начисления и своевременность уплаты налога на доходы физических лиц и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в случае несоответствия резидента Дея Сити требованиям, определенным пунктами 2, 3 части первой и пунктом 10 второй статьи 5 Закона Украины «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине»;
  • своевременность подачи заявления о взятии на учет финансовых агентов в соответствии с требованиями статьи 393 Кодекса;
  • своевременность представления финансовыми агентами отчетов о подотчетных счетах, исправленных отчетов о подотчетных счетах;
  • своевременность предоставления финансовыми агентами ответа на запросы (уведомления) контролирующего органа, направляемые в случаях, определенных статьей 393 Кодекса;
  • своевременность представления уведомления о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах в соответствии с требованиями пункта 441.2 статьи 441 Кодекса;
  • своевременность представления лицом, осуществляющим управление или администрирование траста, уведомление о заключении договора об управлении или администрировании траста или о прекращении такого договора, финансовой отчетности, копий первичных документов и другой информации о трасте по запросу контролирующего органа в случаях, предусмотренных статьей 442 Кодекса;
  • своевременность предоставления информации по запросу контролирующего органа в соответствии с пунктом 441.3 статьи 441, подпунктов 6 – 8 подпункта 73.3.1 пункта 73.3 статьи 73 Кодекса;
  • своевременность и полнота уплаты согласованной суммы денежного обязательства в виде авансового взноса по налогу на прибыль предприятий, определенного в соответствии с пунктом 141.13 статьи 141 настоящего Кодекса, на основании данных Реестра пунктов обмена иностранной валюты.

В соответствии с пунктом 63.3 статьи 63 Кодекса с целью проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или взятию на учет в контролирующих органах по местонахождению юридических лиц, обособленным подразделениям юридических лиц, месту жительства лица (основное место учета), а также по местонахождению (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения – неосновное место учета.

Объектами налогообложения являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов.

Налогоплательщик обязан стать на учет в соответствующих контролирующих органах по основному и неосновному месту учета, сообщать обо всех объектах налогообложения контролирующих органов по основному месту учета согласно Порядку учета налогоплательщиков и сборов, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 № 1588, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.12.2011 под № 1562/20300 (далее – Порядок № 1588).

Если у налогоплательщика происходит регистрация, создание или открытие объекта налогообложения на территории административно-территориальной единицы, где он не состоит на учете, то такой налогоплательщик обязан встать на учет по неосновному месту учета в контролирующем органе по местонахождению такого объекта в порядке, определенном разделом VII Порядка № 1588 (пункт 8.3 раздела VII Порядка № 1588).

Согласно пункту 7.3. раздела VII Порядка № 1588 в контролирующем органе по неосновному месту учета налогоплательщик уплачивает все налоги и сборы, которые согласно законодательству должны уплачиваться на территории административно-территориальной единицы, соответствующей неосновному месту учета, в отношении таких налогов представляет налоговые декларации (расчеты, отчеты) и выполняет другие обязанности налогоплательщика, а контролирующий орган по налогоплательщику осуществляет администрирование таких налогов, сборов.

В соответствии с пунктом 8.4 раздела VII Порядка № 1588 уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые ведется деятельность (далее – сообщение по форме 20-ОПП) подается в течение 10 рабочих дней после их регистрации, создания или открытие в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика.

В сообщении по форме 20-ОПП предоставляется информация обо всех объектах налогообложения, являющихся собственными, арендованными или переданными в аренду.

При предоставлении сообщений по форме 20-ОПП применяется принцип укрупнения информации, предоставляемой об объекте налогообложения.

Принцип укрупнения информации не применяется при предоставлении информации об объектах движимого и недвижимого имущества, подлежащих регистрации в соответствующем государственном органе с получением соответствующего регистрационного номера.

Следовательно, налогоплательщик обязан подавать уведомления об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, по форме 20-ОПП каждый раз после регистрации, создания или открытия новых объектов налогообложения или связанных с налогообложением или через которые производится деятельность.

Ответственность за нарушение установленного порядка взятия на учет (регистрацию) в контролирующих органах установлена статьей 117 Кодекса.

Согласно пункту 117.1 статьи 117 Кодекса неподачи в сроки и в случаях, предусмотренных Кодексом, заявлений или документов для взятия на учет в соответствующем контролирующем органе, влекут наложение штрафа на юридических лиц, обособленных подразделений юридического лица или юридическое лицо ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет при выполнении договора о совместной деятельности в размере 1020 гривен.

В случае не устранения таких нарушений или за те же действия, совершенные в течение года штраф за такое нарушение, для юридических лиц, обособленных подразделений юридического лица или юридическое лицо ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет при выполнении договора о совместной деятельности будет составлять 2040 гривен.

Отметим, что сообщение по форме 20-ОПП не подпадает под определение налоговой отчетности и не считается налоговой отчетностью (налоговой декларацией). При этом уведомление по форме 20-ОПП не является предметом камеральной проверки.

Учитывая вышеизложенное, действующим законодательством не предусмотрено при проведении камеральной проверки установление факта неподачи или несвоевременного представления налогоплательщиком в контролирующий орган уведомления по форме 20-ОПП.

Факт неподачи или несвоевременного представления налогоплательщиком в контролирующий орган уведомления по форме 20-ОПП возможно установить только путем проведения документальной (плановой или внеплановой; выездной или невыездной) или фактической проверки.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 528 (до 30.06.2023) и подпунктом 69.9 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Кодекса (до 01.08.2023) останавливался ход сроков, в частности, по предоставлению контролирующими органами индивидуальных.

Индивидуальная налоговая консультация носит индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация (пункт 52.2 статьи 52 Кодекса).

https://cabinet.tax.gov.ua/

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
21.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС изменила План-график: какие отрасли и регионы будут проверять больше всего Актуальные вопросы касательно оцифровки трудовых книжек: разъяснение ПФУ Кабмин запускает новый модуль управления рисками для проверок бизнеса Правила заполнения трудовых книжек...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
24.10.2025
Оформление доверенности в случае пребывания за границей
Министерство юстиции поясняет, как человек может оформить нотариально удостоверенную доверенность в стране своего пребывания и будет ли действовать такой документ на территории Украины. Больше по теме: Как оформить доверенность на получение зарплаты мобилизованного работника? Как оформить доверенн...
24.10.2025
Когда возможен досрочный выход на пенсию из-за действий работодателя
Право на назначение досрочной пенсии по возрасту имеют лица, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе владельца или уполномоченного им органа, в связи с выявленными несоответствиями работника занимаемой должности по состоянию на осталось не более полутора лет до достижения пенсионного во...
24.10.2025
Объект и налогооблагаемая база для ЮО – плательщиков ЕП четвертой группы
Для получения информации о нормативной оценке земельных участков необходимо обращаться в территориальные подразделения Госгеокадастра по месту расположения земельных участков.  Больше по теме: Особенности подачи и заполнения уточняющей декларации единщиками четвертой группы в 2025 году Порядо...
Лучшие материалы