В соответствии с постановлением КМУ от 13.03.2022 № 303 «О прекращении мер государственного надзора (контроля) в условиях военного положения» (далее – Постановление) прекращено проведение плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) на период военного положения, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине».
В то же время согласно п. 2 Постановления в течение периода военного положения разрешено осуществление внеплановых мерориятий государственного надзора (контроля) на основании решений центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в соответствующих сферах, при наличии угрозы, имеющей негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей среды и обеспечение безопасности государства, а также для выполнения международных обязательств Украины.
Таким образом, решение о целесообразности осуществления внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) в отдельных сферах отнесено к компетенции центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в соответствующих сферах.
Справочно. В соответствии с п. 2 Постановления по решению Минэкономики как центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в указанных сферах, разрешено в течение периода военного состояния проведение внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля):
Обращаем внимание, что согласно постановлению КМУ от 27.12.2024 № 1511 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 13.03.2022 № 303 и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» возобновлено проведение плановых и внеплановых мероприятий государственного рыночного надзора в условиях военного положения.
Кроме того, в течение периода военного положения разрешено проведение:
Также обращаем внимание, что осуществление мероприятия государственного надзора (контроля) по желанию субъекта хозяйствования касается его прав и законных интересов.
Следовательно, принятие центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в соответствующей сфере, решения о проведении внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) на основании представления субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию не противоречит Постановлению.
Относительно продолжения осуществления мероприятий надзора (контроля) после завершения периода действия военного положения – обращаем внимание, что ст. 5 и 6 Закона № 877 установлены требования относительно проведение плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.
Так, ч. 5 ст. 5 Закона № 877 о контроле установлено, что срок осуществления планового мероприятия не может превышать десяти рабочих дней, а в отношении субъектов микро-, малого предпринимательства – пяти рабочих дней.
Абзацем первым ч. 4 ст. 6 Закона № 877 о контроле установлено, что срок осуществления внепланового мероприятия не может превышать десяти рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства – двух рабочих дней.
Продление срока осуществления планового и внепланового мероприятий не допускается.
В соответствии с абзацем первой ч. 6 ст. 7 Закона № 877 о контроле за результатами осуществления планового или внепланового мероприятия должностное лицо органа государственного надзора (контроля) составляет акт.
Таким образом, в связи с введением в Украине режима военного положения плановые и внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля), которые не завершены и по результатам осуществления которых не составлен акт, не могут быть продлены после завершения действия военного положения, поскольку сроки проведения таких мероприятий будут превышать сроки, установленные Законом № 877.
Минэкономики
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm