Больше по теме:
Приведенные разъяснения ГНС посвящены отдельным вопросам учета сумм уплаченных налогов и сборов при исчислении минимального налогового обязательства (далее – МНО) с учетом позиции Минфина (письмо от 15.02.2024 № 11230-09-62/4712, далее – Письмо) относительно учета суммы уплаченного единого налога четвертой группы в ІV квартале 2022 года за ІV квартал 2022 года при определении МНО за 2023 год.
Указанное письмо касается в целом концепции учета сумм уплаченных налогов в пределах начисленных сумм при расчете МНО за соответствующий отчетный год.
МНО – это не налог, а сумма, увеличивающая налоговые обязательства по единому налогу за счет положительного значения расчета МНО. Согласно нормам Налогового кодекса (далее – НК) переплата не может быть учтена в расчете МНО в отчетном периоде. Однако при начислении единого налога и погашении (уплате) его за счет излишне уплаченной суммы налоговых обязательств по единому налогу такие суммы могут быть учтены при расчете МНО в будущих периодах в пределах начисленных сумм.
В электронном кабинете в разделе «Расчеты с бюджетом» отражается движение средств по лицевому счету. При подаче уточняющей декларации суммы к уменьшению отражаются в кабинете плательщика в колонке начислено со знаком «–».
Налогоплательщик самостоятельно определяет необходимость подачи уточняющих деклараций в случае, если в будущих налоговых периодах он обнаруживает ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК.
Учитывая, что приложения к декларации являются неотъемлемой частью декларации, в случае обнаружения в предыдущих периодах ошибок, повлиявших на занижение расчета значения МНО и, соответственно, единого налога на уплату, налогоплательщик может воспользоваться своим правом в рамках ст. 50 НК и уточнить налоговые обязательства. При этом в случае выявления таких обстоятельств сумма денежных обязательств будет определяться таким контролирующим органом самостоятельно (п. 54.3 НК).
В указанной ситуации арендная плата за государственные и коммунальные земли уплачивается 2 января 2024 (за ноябрь 2023) в связи с переносом предельного срока уплаты. Поэтому такие суммы арендной платы за государственные и коммунальные земли в пределах 20 % начисленной суммы можно учитывать при расчете МНО за 2024 год.
В данной ситуации, при расчете МНО за соответствующий отчетный период, можно учитывать все уплаченные в пределах начисленных сумм соответствующие налоги, предусмотренные НК.
В сумме уплаченных налогов и сборов не учитываются ошибочно и/или излишне уплаченные в налоговом (отчетном) году суммы налогов, сборов, платежей.
В указанной ситуации арендная плата, по условиям договора аренды земельного участка, уплаченная в ноябре 2023 года в целом за 7 лет и поэтому налогоплательщик обязан будет подать уточняющий расчет по арендной плате за землю на 2023 год и отразить начисление сумм арендной платы за ноябрь 2023 и январь 2023 года и в дальнейшем декларировать обязательства по этому платежу в течение 7 лет. По результатам такого декларирования у него будут возникать ежемесячные налоговые обязательства по этому платежу.
Поэтому, в указанной ситуации и учитывая перенесение предельного срока уплаты налоговых обязательств за ноябрь 2023 года на 2 января 2024 года, суммы арендной платы, уплаченные в ноябре 2023 года, в дальнейшем могут быть учтены при расчете МНО начиная с отчетного периода 2024 года в будущих периодах внутри начисленных сумм налогов за соответствующий отчетный период.
Суммы уплаченных налогов в 2021 году сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с требованиями действующего законодательства засчитываются в уменьшение общего МНО.
В таком случае сельскохозяйственный товаропроизводитель не имеет права учесть в уменьшение МНО за 2022 год (приложение 3 к Декларации плательщика единого налога на 2023 год), однако может учесть указанные суммы при расчете МНО за 2023 год в пределах начисленных сумм (приложение 3 к Декларации плательщика единого налога на 2024 год).
В таком случае сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе учесть в уменьшение МНО за 2022 год сумму уплаченного единого налога в пределах начисленных сумм (приложение 3 к Декларации плательщика единого налога на 2023 год).
В данном случае сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право учесть указанные суммы в уменьшение МНО за 2023 год (в приложении 3 к Декларации плательщика единого налога на 2024 год), в связи с тем, что уплата за IV квартал 2022 года хоть и произошла 14 декабря 2022 года, однако предельный срок уплаты таких обязательств согласно требованиям НК приходится на 2023 год.
Сумма оплаченной арендной платы за декабрь 2022 года в январе 2023 года в размере начисленной суммы 4 054 грн может быть учтена при расчете МНО только за 2023 год.
Законодательством не определено зачисление сумм налогов, в том числе штрафов, начисленных согласно налоговым уведомлениям-решениям по результатам налоговых проверок, в уменьшение МНО.
В таком случае сельскохозяйственный товаропроизводитель не имеет права учесть в уменьшение МНО за 2023 год сумму уплаты арендной платы за землю за ноябрь 2023 года по сроку уплаты 30.12.2023, однако может учесть приведенные суммы при расчете МНО за 2024 год (приложение 3 к Декларации плательщика единого налога на 2024 год).
Если у налогоплательщика наступили обстоятельства невозможности выполнять свои налоговые обязанности, в частности по подаче отчетности определенной пп. 4 п. 291.4 НК, такой налогоплательщик в соответствии с пп. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК и приказом Минфина от 29.07.2022 № 225 «Об утверждении Порядка подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК, и перечень документов в подтверждение» подает заявление и соответствующие документы (копии документов ) об отсутствии такой возможности. После подачи таких документов и вынесения контролирующим органом решения о возможности или невозможности своевременного исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности такой плательщик не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей обязан подать отчетность, определенную пп. 4 п. 291.4 НК с учетом требований пп. 298.8.4 и пп. 10.1 п. 10 подразд. 8 разд. ХХ «Переходные положения» НК.
Поэтому, если у плательщика возобновилась возможность выполнять свои налоговые обязанности, налогоплательщик для соблюдения требований пп. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК обязан для подтверждения статуса плательщика четвертой группы подать декларацию по единому налогу четвертой группы на 2023 год не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей. В противном случае плательщик не имеет права приобрести статус плательщика единого налога четвертой группы на 2023 год.
Да, нужно. При этом декларируются объекты налогообложения – кадастровые номера, площади земельных участков и не начисляются налоговые обязательства по МНО (декларирование с прочерками или «0»).
Не подлежит начислению и уплате общее МНО за земельные участки (земельные доли (паи)), расположенные на территориях активных боевых действий или на временно оккупированных территориях российской федерацией, которые включены в Перечень территорий, так как плательщики в этот период:
При этом декларируются объекты налогообложения – кадастровые номера, площади земельных участков и не начисляются налоговые обязательства по МНО (декларирование с прочерками или «0»).
В соответствии с пп. 69.33 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК с учетом норм постановления от 30.04.2024 № 485 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Кабинета Министров Украины от 6 декабря 2022 г. № 1364» за объекты налогообложения, расположенные на территории активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, единый налог четвертой группы не начисляется и не оплачивается, начиная с 01.05.2024 до даты завершения на таких территориях активных боевых действий.
ГНС
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm