Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Налоговые проверки во время военного положения

19.04.2023

Закон Украины от 3 марта 2022 года № 2118-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об особенностях налогообложения и представления отчетности в период действия военного положения» (далее – Закон № 2118-IX) внес изменения в Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее – НКУ), согласно которым добавлена статья 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ. Согласно норме настоящей статьи, какие-либо налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются.

Также положениями Закона №2118-IX было предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности за нарушение налогового законодательства при определенных условиях.

Следующим шагом в регламентации налоговых проверок стало принятие Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения» от 15 марта 2022 года № 2120-IX (Закон № 2120-ІХ), которым внесены изменения в Налоговый кодекс Украины, а именно кроме прочего добавлен пункт 69.2 статьи 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ.

Согласно пункту 69.2 статьи 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ, налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются, кроме:

  • камеральных проверок деклараций или уточняющих расчетов (в случае их представления), к которым подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, показатели которых сформированы на основании налоговых накладных и/или расчетов корректировки, составленных и зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных и/или таможенных деклараций, за исключением товаров (продукции), определенных подпунктами 215.3.1, 215.3.2 и 215.3.2 прим. 1 и 215.3.3 прим. 1 п. 215.3 ст. 215 НКУ. Такая камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их представления, а если такие документы были предоставлены позже – по дню их фактического представления;
  • фактических проверок.

Кроме того, 16 апреля 2022 года вступил в силу Закон Украины № 2173 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об администрировании отдельных налогов в период военного, чрезвычайного положения» (далее – Закон № 2173), которым, в частности, статью 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ дополнен пунктом 69.27.

Так, согласно пункту 69.27 статьи 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ временно, на период до прекращения или отмены военного положения в Украине, налоговые органы осуществляют государственный контроль (надзор) и наблюдение в сфере ценообразования в соответствии с Законом Украины «О ценах и ценообразовании» с учетом особенностей, установленных пунктом 69.27 подраздела 10 раздела ХХ НКУ.

То есть расширены основания проведения определенных НКУ фактических налоговых проверок.

Фактическая проверка (отныне и до завершения военного положения) также будет проводиться дополнительно к другим определенным основаниям в случае:

  • получение в установленном законодательством порядке от государственных органов или органов местного самоуправления информации, что свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о ценах и ценообразовании;
  • получение письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка формирования, установления и применения государственных регулируемых цен.

27 мая 2022 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об особенностях налогового администрирования налогов, сборов и единого взноса во время действия военного, чрезвычайного положения» № 7360 (Закон № 7360), предусматривающий новые изменения. Это, в частности, возможность проведения камеральных проверок, документальных внеплановых проверок, проводимых на обращение налогоплательщика и/или по основаниям, определенным подпунктами 78.1.7 и 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса, и/или документальных внеплановых проверок налогоплательщиков, по которым получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям; фактических проверок.

Согласно положениям пункта 69.2 статьи 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ, в случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения проверок к налогоплательщикам применяется ответственность согласно положениям НКУ, законы, контроль за исполнением которых возложен на контролирующие органы, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 112.8 .9 пункта 112.8 статьи 112 настоящего Кодекса, освобождающих от финансовой ответственности. При этом требования законодательства о моратории (остановке) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID- 19), не применяются.

https://ck.tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы