Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Совместное заявление финансовых регуляторов по статусу криптовалюты в Украине

01.12.2017

Мы, Национальный банк Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере рынков финансовых услуг, убеждены, что сложная правовая природа криптовалюты не позволяет признать их ни денежными средствами, ни валютой и платежным средством другой страны, ни валютной ценностью, ни электронными деньгами, ни ценными бумагами, ни денежным суррогатом.

Вместе с тем мы, финансовые регуляторы Украина, продолжаем проработку вопроса правового статуса криптовалюты и законодательного урегулирования операций с ними, принимая во внимание позицию регуляторов других стран и последние тенденции в развитии таких технологий. Целью такого урегулирования является защита прав потребителей, противодействие отмыванию средств и других противоправных действий, идентификация субъектов операций (финансовый мониторинг), механизм налогообложения полученных доходов, декларирования и тому подобное.

В то же время предупреждаем, что любая деятельность, связанная с операциями купли, продажи, обмена и конвертации в криптовалюту, несет большое количество рисков, физические и юридические лица должны осознавать, прежде чем осуществлять операции с криптовалютой. Все, кто планирует вкладывать собственные средства в криптовалюту, должны осознавать, осуществляющих такие операции на собственный риск.

1. Правовой статус криптовалют в мире

На сегодня среди регуляторов ведущих стран мира, в том числе стран Европейского Союза, нет единого подхода к определению правового статуса криптовалют и регулирования операций с ними.

Сегодня насчитывается около тысячи видов криптовалют (их количество постоянно меняется), среди которых наибольшее распространение получили такие как Bitcoin, BitcoinСash, Ethereum, Litecoin и другие. Рост их популярности в мире происходит на фоне отсутствия единого понятия «криптовалюта» ( «cryptocurrency») - оно варьируется от отождествления с понятиями «товар», «платежное средство», «расчетная единица» к понятиям «нематериальный цифровой актив», «инвестиционный актив», «финансовый актив», «отдельный вид ценных бумаг» и другие.

Также их еще называют «виртуальной валютой» ( «virtual currency") и "цифровой валютой» ( «digital currency»). Однако эти сроки нельзя считать абсолютными синонимами криптовалюты, поскольку они шире по объему ( «криптовалюта» является одним из видов «децентрализованных виртуальных валют» - доклад FATF «Виртуальные валюты», в 2014 год). Ошибочное и применение к криптовалюта правового режима валюты исключительно через общепринятую название, порождает ряд правовых коллизий.

Стоит принять во внимание, что большинство регуляторов других стран мира, в том числе Европейский центробанк, осторожно подходят к законодательным инициативам и параллельно с собственными исследованиями внимательно следят за дальнейшим развитием новых технологий и явлений для разработки наиболее эффективного подхода по регулированию операций с криптовалютой.

2. Правовой статус криптовалюта в Украине

Учитывая действующие нормы законодательства Украины (Гражданский кодекс Украины, Закон Украины «О Национальном банке Украины», Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине», Закон Украины «Об информации» и другие) понятие «криптовалюта» и регулирования операций с ней не подпадают под режим регулирования:

- обращения денежных средств. Поскольку криптовалюта не существует в форме банкнот, монет, записей на счетах в банках, она не может быть признана деньгами (денежными средствами, средствами, денежными знаками) в трактовке украинского законодательства;

- валютного законодательства. Поскольку криптовалюта не имеет привязки к денежной единице одной из государства, она не может быть признана валютой или законным платежным средством иностранного государства, и не является валютной ценностью в трактовке валютного законодательства;

- обращения электронных денег и использования платежных средств. Поскольку криптовалюта не выпускается банком и не является денежным обязательствам определенного лица, она не может быть признана электронными деньгами;

- гражданских правоотношений по регулированию деятельности с ценными бумагами. У криптовалюты отсутствуют признаки документа и эмитента, а именно: не установленной формы документа с соответствующими реквизитами, удостоверяющий денежное или другое имущественное право, не имеет определения взаимоотношений эмитента ценной бумаги (лица, выдавшего ценную бумагу) и лица, имеющего права на ценная бумага, и не предусматривает выполнения обязательств по таким ценной бумагой, а также возможности передачи прав на ценную бумагу и прав по ценной бумаге другим лицам. А значит, криптовалюта не может быть ценной бумагой;

- кроме того, у криптовалюты отсутствуют признаки документа в виде денежных знаков, отсутствует эмитент, а также отсутствует цель изготовления. Таким образом, криптовалюта не может быть признана денежным суррогатом (согласно его определению в Законе Украины «О Национальном банке Украины»).

Таким образом, несмотря на существование в мире многочисленных практик использования криптовалюты в качестве меры стоимости, средства обмена и накопления, ее сложная правовая природа не позволяет отождествить его с любым из смежных понятий (денежные средства, валюта, валютная ценность, законное платежное средство, электронные деньги, ценные бумаги, денежный суррогат и т.д.).

Мы, финансовые регуляторы Украина, продолжаем проработку вопроса правового статуса криптовалюты и законодательного урегулирования операций с ними, принимая во внимание позицию регуляторов других стран и последние тенденции в развитии таких технологий. Целью такого урегулирования является защита прав потребителей, противодействие отмыванию средств и других противоправных действий, идентификация субъектов операций (финансовый мониторинг), механизм налогообложения полученных доходов, декларирования и тому подобное. При этом считаем, что процесс внесения изменений в законодательство Украины должно происходить на основе глубокого и детального исследования этого явления, его влияния на финансовые рынки, опыта и последних решений других регуляторов мира и тому подобное.

Также отмечаем, что законодательное урегулирование в коем случае не должно помешать использованию и развитию современных ИТ-технологий в финансовом секторе и не имеет повлечь отток специалистов и капиталов или перевод бизнеса за пределы Украины.

3. Риски операций с криптовалютой

Деятельность, связанная с операциями купли, продажи, обмена и конвертации в криптовалюта, несет большое количество рисков. Физические и юридические лица должны их понимать, прежде чем осуществлять такие операции. К основным рискам относятся:

- возможность потери средств из-за кражи, например в результате кибератак на платформы обмена криптовалют, или инфраструктуру пользования;

- отсутствие гарантий возврата инвестированных средств в криптовалюту. Сбережения, содержащихся в криптовалюте, а не гарантируются Фондом гарантирования вкладов физических лиц, поскольку такие сбережения не считаются банковским депозитам;

- возможность мошенничества. Сбережения в криптовалюте могут быть использованы для построения финансовых пирамид, которые, в связи с описанными выше типами риска, могут в достаточно короткий срок привести к потере инвесторами своих денег. В случае подобной ситуации со средствами в национальной или иностранной валюте, единственной доступной формой правовой защиты может быть уголовное производство. Через неопределенный статус криптовалюты государственные учреждения по защите прав потребителей в Украине без правовых оснований для помощи как инвесторам, так и пользователям;

- сложность использования обычных методов оценки рыночной стоимости активов в криптовалюте;

- значительные ценовые колебания криптовалюты и смежные с ним риски - спекулятивность и неурегулированность уровней комиссионных вознаграждений за осуществление операции в криптовалюте;

- отсутствие инфраструктуры. Криптовалюта не является общепринятым в торгово-сервисных сетях. Они не являются законным средством платежа и не является валютой. Это означает, что торговые предприятия не имеют юридического обязательства принимать криптовалюту как средства платежа.

Итак, предупреждаем - риски потери средств при осуществлении операции с криптовалютой чрезвычайно высокими. Все, кто планирует вкладывать собственные средства в криптовалюту, должны осознавать, осуществляющих такие операции на собственный риск.

Источник: https://bank.gov.ua/control/uk/publis...

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят закон об обмене информацией и приостановке действия трудового договора Классификатор профессий и квалификационные характеристики объединили с Реестром квалификаций: Закон подписан В ГНС будут подавать информацию о банковских счетах не только СХД, а т...
10.02.2025
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о повышении минимальной зарплаты, пенсий и прожиточного минимума
Больше по теме: Минимальная зарплата и прожиточный минимум – 2025: какие размеры и на что повлияют Размер минимальной заработной платы Парламентарии представили законопроект № 12462, которым предусматривается повышение прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии по возра...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
Новое
09.05.2025
Налогообложение доходов ФЛП, который одновременно осуществляет независимую профессиональную деятельность
Каким образом начисляется и уплачивается НДФЛ с доходов, одновременно получаемых ФЛП от деятельности на общей системе налогообложения и от осуществления независимой профессиональной деятельности? В соответствии с нормами Налогового кодекса (далее – НК) физическое лицо, осуществляющее независи...
08.05.2025
Как подать заявку на гранты для перерабатывающих предприятий: напоминает Минэкономики
Грантовые программы от Минэкономики и Госслужбы занятости: как подать, какие сроки и кого это касается? Больше по теме: Бюджетные гранты: как применять разницы по налогу на прибыль Минэкономики согласовало еще 21 заявку по программе «Гранты для перерабатывающих предприятий». После выпол...
08.05.2025
ГНС разрабатывает подходы к учету особенностей ведения хозяйственной деятельности в разных регионах
Об условиях ведения бизнеса, налоговой нагрузке и ветеранской политике говорили Председатель ГНС Руслан Кравченко и представители более 60 предприятий и бизнес-ассоциаций. К диалогу также присоединился народный депутат Марьян Заблоцкий. Участники обсудили стандартные вопросы от бизнеса – блок...
Лучшие материалы