Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Совместное заявление финансовых регуляторов по статусу криптовалюты в Украине

01.12.2017

Мы, Национальный банк Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере рынков финансовых услуг, убеждены, что сложная правовая природа криптовалюты не позволяет признать их ни денежными средствами, ни валютой и платежным средством другой страны, ни валютной ценностью, ни электронными деньгами, ни ценными бумагами, ни денежным суррогатом.

Вместе с тем мы, финансовые регуляторы Украина, продолжаем проработку вопроса правового статуса криптовалюты и законодательного урегулирования операций с ними, принимая во внимание позицию регуляторов других стран и последние тенденции в развитии таких технологий. Целью такого урегулирования является защита прав потребителей, противодействие отмыванию средств и других противоправных действий, идентификация субъектов операций (финансовый мониторинг), механизм налогообложения полученных доходов, декларирования и тому подобное.

В то же время предупреждаем, что любая деятельность, связанная с операциями купли, продажи, обмена и конвертации в криптовалюту, несет большое количество рисков, физические и юридические лица должны осознавать, прежде чем осуществлять операции с криптовалютой. Все, кто планирует вкладывать собственные средства в криптовалюту, должны осознавать, осуществляющих такие операции на собственный риск.

1. Правовой статус криптовалют в мире

На сегодня среди регуляторов ведущих стран мира, в том числе стран Европейского Союза, нет единого подхода к определению правового статуса криптовалют и регулирования операций с ними.

Сегодня насчитывается около тысячи видов криптовалют (их количество постоянно меняется), среди которых наибольшее распространение получили такие как Bitcoin, BitcoinСash, Ethereum, Litecoin и другие. Рост их популярности в мире происходит на фоне отсутствия единого понятия «криптовалюта» ( «cryptocurrency») - оно варьируется от отождествления с понятиями «товар», «платежное средство», «расчетная единица» к понятиям «нематериальный цифровой актив», «инвестиционный актив», «финансовый актив», «отдельный вид ценных бумаг» и другие.

Также их еще называют «виртуальной валютой» ( «virtual currency") и "цифровой валютой» ( «digital currency»). Однако эти сроки нельзя считать абсолютными синонимами криптовалюты, поскольку они шире по объему ( «криптовалюта» является одним из видов «децентрализованных виртуальных валют» - доклад FATF «Виртуальные валюты», в 2014 год). Ошибочное и применение к криптовалюта правового режима валюты исключительно через общепринятую название, порождает ряд правовых коллизий.

Стоит принять во внимание, что большинство регуляторов других стран мира, в том числе Европейский центробанк, осторожно подходят к законодательным инициативам и параллельно с собственными исследованиями внимательно следят за дальнейшим развитием новых технологий и явлений для разработки наиболее эффективного подхода по регулированию операций с криптовалютой.

2. Правовой статус криптовалюта в Украине

Учитывая действующие нормы законодательства Украины (Гражданский кодекс Украины, Закон Украины «О Национальном банке Украины», Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине», Закон Украины «Об информации» и другие) понятие «криптовалюта» и регулирования операций с ней не подпадают под режим регулирования:

- обращения денежных средств. Поскольку криптовалюта не существует в форме банкнот, монет, записей на счетах в банках, она не может быть признана деньгами (денежными средствами, средствами, денежными знаками) в трактовке украинского законодательства;

- валютного законодательства. Поскольку криптовалюта не имеет привязки к денежной единице одной из государства, она не может быть признана валютой или законным платежным средством иностранного государства, и не является валютной ценностью в трактовке валютного законодательства;

- обращения электронных денег и использования платежных средств. Поскольку криптовалюта не выпускается банком и не является денежным обязательствам определенного лица, она не может быть признана электронными деньгами;

- гражданских правоотношений по регулированию деятельности с ценными бумагами. У криптовалюты отсутствуют признаки документа и эмитента, а именно: не установленной формы документа с соответствующими реквизитами, удостоверяющий денежное или другое имущественное право, не имеет определения взаимоотношений эмитента ценной бумаги (лица, выдавшего ценную бумагу) и лица, имеющего права на ценная бумага, и не предусматривает выполнения обязательств по таким ценной бумагой, а также возможности передачи прав на ценную бумагу и прав по ценной бумаге другим лицам. А значит, криптовалюта не может быть ценной бумагой;

- кроме того, у криптовалюты отсутствуют признаки документа в виде денежных знаков, отсутствует эмитент, а также отсутствует цель изготовления. Таким образом, криптовалюта не может быть признана денежным суррогатом (согласно его определению в Законе Украины «О Национальном банке Украины»).

Таким образом, несмотря на существование в мире многочисленных практик использования криптовалюты в качестве меры стоимости, средства обмена и накопления, ее сложная правовая природа не позволяет отождествить его с любым из смежных понятий (денежные средства, валюта, валютная ценность, законное платежное средство, электронные деньги, ценные бумаги, денежный суррогат и т.д.).

Мы, финансовые регуляторы Украина, продолжаем проработку вопроса правового статуса криптовалюты и законодательного урегулирования операций с ними, принимая во внимание позицию регуляторов других стран и последние тенденции в развитии таких технологий. Целью такого урегулирования является защита прав потребителей, противодействие отмыванию средств и других противоправных действий, идентификация субъектов операций (финансовый мониторинг), механизм налогообложения полученных доходов, декларирования и тому подобное. При этом считаем, что процесс внесения изменений в законодательство Украины должно происходить на основе глубокого и детального исследования этого явления, его влияния на финансовые рынки, опыта и последних решений других регуляторов мира и тому подобное.

Также отмечаем, что законодательное урегулирование в коем случае не должно помешать использованию и развитию современных ИТ-технологий в финансовом секторе и не имеет повлечь отток специалистов и капиталов или перевод бизнеса за пределы Украины.

3. Риски операций с криптовалютой

Деятельность, связанная с операциями купли, продажи, обмена и конвертации в криптовалюта, несет большое количество рисков. Физические и юридические лица должны их понимать, прежде чем осуществлять такие операции. К основным рискам относятся:

- возможность потери средств из-за кражи, например в результате кибератак на платформы обмена криптовалют, или инфраструктуру пользования;

- отсутствие гарантий возврата инвестированных средств в криптовалюту. Сбережения, содержащихся в криптовалюте, а не гарантируются Фондом гарантирования вкладов физических лиц, поскольку такие сбережения не считаются банковским депозитам;

- возможность мошенничества. Сбережения в криптовалюте могут быть использованы для построения финансовых пирамид, которые, в связи с описанными выше типами риска, могут в достаточно короткий срок привести к потере инвесторами своих денег. В случае подобной ситуации со средствами в национальной или иностранной валюте, единственной доступной формой правовой защиты может быть уголовное производство. Через неопределенный статус криптовалюты государственные учреждения по защите прав потребителей в Украине без правовых оснований для помощи как инвесторам, так и пользователям;

- сложность использования обычных методов оценки рыночной стоимости активов в криптовалюте;

- значительные ценовые колебания криптовалюты и смежные с ним риски - спекулятивность и неурегулированность уровней комиссионных вознаграждений за осуществление операции в криптовалюте;

- отсутствие инфраструктуры. Криптовалюта не является общепринятым в торгово-сервисных сетях. Они не являются законным средством платежа и не является валютой. Это означает, что торговые предприятия не имеют юридического обязательства принимать криптовалюту как средства платежа.

Итак, предупреждаем - риски потери средств при осуществлении операции с криптовалютой чрезвычайно высокими. Все, кто планирует вкладывать собственные средства в криптовалюту, должны осознавать, осуществляющих такие операции на собственный риск.

Источник: https://bank.gov.ua/control/uk/publis...

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Гоструда утвердила новые нормативно-правовые акты по охране труда Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии Планируют утвердить примерные формы и описания унифицированных форм типовых документов, создаваемы...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
Новое
05.12.2025
В ноябре международные резервы НБУ выросли
Международные резервы на 1 декабря, по предварительным данным, выросли до 54,7 млрд долл. США.  В ноябре они увеличились на 10,6 %.  Такая динамика обусловлена самыми большими с начала года объемами поступлений от международных партнеров, которые превысили чистую продажу валюты Националь...
05.12.2025
15 декабря истекает срок утверждения планов проверок контролирующих органов на 2026 год
ГРС напомнила регуляторным органам, что 15 декабря истекает срок утверждения планов деятельности по подготовке проектов регуляторных актов на 2026 год.  Больше по теме: Проверки Гоструда: порядок проведения в период военного положения Государственная регуляторная служба напомнила регуляторным ...
05.12.2025
Существенно расширен перечень техники с компенсацией 15 %
В шестой раз с начала года расширен перечень украинской промышленной техники и оборудования, 15 % стоимости которых (без НДС) компенсирует покупателям государство. Больше по теме: Как средства государственной поддержки влияют на долю сельхозтоваропроизводства? Актуализируем учетную политику сельхо...
Лучшие материалы