Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Рабочее время и время отдыха водителей

Редакция

28.03.2016 25481 0 0

Часто работодатели допускают ошибки по ведению достоверного учета выполняемой водителями работы, в частности, в табелях учета использования рабочего времени водителям проставляют только время управления и проводят оплату труда исключительно расстояния пробега. Чтобы избежать нарушений требований трудового законодательства в части достоверности ведения учета рабочего времени водителей, Управление Гоструда в Ивано-Франковской области сообщает следующее.

Определение продолжительности рабочего времени и времени отдыха водителей указано в Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта и связи Украины 07.06.2010 № 340 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14 сентября 2010 за № 811/18106 (далее - Положение № 340).

Это Положение разработано в соответствии с Конвенцией Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), Кодекса законов о труде Украины и Законов Украины " об автомобильном транспорте "и" о дорожном движении ".

Требования этого Положения распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами (далее - ТС).

В рабочее время водителя включаются: а) сменный период управления; б) подготовительно-заключительное период; в) время простоев не по вине водителя; г) время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров) г) время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и по возвращении; д) время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе) е) время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем; е) половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом; ж) другое время, предусмотренное законодательством Украины.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю.

В случае суммированного учета рабочего времени водителя нормальная продолжительность рабочего дня (смены) не может превышать 10:00. Если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные простои, ожидания в ТС или на рабочем месте или если водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12:00 при условии, что время управления в течение дня (смены ) не превышает 9:00.

График сменности на учетный период доводится до сведения каждого водителя не менее чем за две недели до начала учетного периода.

Для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий день с распределением смены на две части при условии, что продолжительность этих частей не превышает 4:00 с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки. При этом продолжительность перерыва между частями смены должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Водителям с ненормированным рабочим днем ​​предоставляется в форме компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, производится соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Привлечение водителей к сверхурочным работам осуществляется в соответствии со статьями 62-64 Кодекса законов о труде Украины. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (смены) (статьи 52, 53 и 61 Кодекса законов о труде Украины). Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4:00 в течение двух дней подряд или 120 часов в год, кроме случаев, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения.

Продолжительность управления водителя в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов.

На автобусные маршруты протяженностью более 500 км направляются два водителя, причем период управления каждого должен составлять половину общего периода управления.

Перерывы

После управления в течение 4:00 водитель должен сделать перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает период ежедневного (междусменного) отдыха. Этот перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными на протяжении периода управления.

Продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время водителя. Водители используют время перерыва по своему усмотрению.

Время отдыха

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая от начала рабочего дня (смены), должно быть не менее 10 последовательных часов. Если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя, каждый водитель должен иметь ежедневный отдых продолжительностью не менее 8 последовательных часов.

Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и предоставляются водителю в виде дополнительных свободных от работы в течение учетного периода, часов в порядке, предусмотренном графиком сменности. Продолжительность еженедельного отдыха водителя должна быть не менее 45 последовательных часов.

Ежедневный (межсменное) отдых водителя автобуса не может осуществляться водителем в салоне автобуса, кроме случаев, когда автобусом управляют два водителя и в автобусе есть место для отдыха водителя.

Водитель автобуса в течение ежедневного (междусменного) отдыха должен иметь надлежащие условия для отдыха (кровать или место для отдыха в салоне автобуса в случае, когда автобусом управляют два водителя, пользование туалетом, возможность питания горячей пищей).

Ежедневный (межсменное) отдых водителя грузового автомобиля не может осуществляться водителем в кабине грузового автомобиля, кроме случаев, когда в грузовом автомобиле есть спальное место для отдыха водителя. Водитель грузового автомобиля в течение ежедневного (междусменного) отдыха должен иметь надлежащие условия для отдыха (кровать или спальное место для отдыха в кабине грузового автомобиля, пользование туалетом, возможность питания горячей пищей).

Учет рабочего времени

Автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью более 50 км, грузовые автомобили с полной массой свыше 3,5 тонн должны быть оборудованы действующими и поверенными тахографами.

Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля учета использования рабочего времени.

Перевозчик, использующий водителей по найму, ежемесячно составляет график сменности водителей, ведет ведомость учета рабочего времени и отдыха водителя (приложение 2 Положения № 340), в которой по каждой рабочей смены отмечаются плановые и фактические данные о маршруте, начало и конец рабочей смены.

Водитель, управляющий ТС, который не оборудован тахографом, ведет индивидуальную контрольную книжку водителя (приложение 3 Положения № 340).

Время, отработанное сверх нормы продолжительности рабочего времени за учетный период, считается сверхурочным и оплачивается согласно статье 106 Кодекса законов о труде Украины. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно. Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем ​​учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая исчисляется в часах).

Источник: http://dspif.gov.ua/news/133-robochiy...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы