Пять интересных фактов для фермеров: эксклюзивно от законодателя
12.09.2016 2481 0 0
3 апреля 2016 года вступил в силу Закон Украины от 18.02.16 г. №1012-VIII "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов», которым предусмотрен ряд изменений, в частности уменьшение перечня земель, которые не подлежат передаче в собственность и пользование на земельных торгах, к расходам победителя добавлены расходы на подготовку земельного участка к торгам и тому подобное.
На очереди - подписание Президентом Украины Закона, принятого 31.03.2016 г. Верховной Радой Украины, «О внесении изменений в Закон Украины« О фермерском хозяйстве» относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств» (проект №1599).
Что меняется этим законом? Прежде всего, определение фермерского хозяйства. Основная концепция заключается в том, что отныне фермерское хозяйство может быть организовано в форме юридического лица или как физическое лицо-предприниматель. Так, согласно ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О фермерском хозяйстве» в новой редакции, фермерское хозяйство (далее - ФХ) является формой предпринимательской деятельности граждан, изъявивших желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, осуществлять ее переработку и реализацию с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им в собственность и/или пользование, в том числе в аренду, для ведения фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства, личного крестьянского хозяйства, в соответствии с законом. Согласно ч. 4 ст. 1, фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации как юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель. Фермерское хозяйство, зарегистрированное как юридическое лицо, действует на основании Устава. В новой дополненной ч. 5 ст. 1 предусмотрено, что фермерское хозяйство, зарегистрированное как юридическое лицо, имеет статус семейного фермерского хозяйства при условии, что в его предпринимательской деятельности используется труд членов такого хозяйства, которыми являются исключительно члены одной семьи, согласно ст. 3 Семейного кодекса Украины. Фермерское хозяйство без статуса юридического лица организуется на основе деятельности ФЛП и имеет статус семейного фермерского хозяйства, при условии использования труда членов такого хозяйства, которыми являются исключительно ФОТ и члены его семьи, согласно ст. 3 Семейного кодекса Украины. Председателем семейного фермерского хозяйства может быть только член соответствующей семьи.
Итак, из приведенного можем выделить четыре формы фермерского хозяйства, а именно: ФХ - юридическое лицо, семейное ФХ - юридическое лицо, ФХ - физическое лицо предприниматель, семейное ФХ - физическое лицо-предприниматель. Очевидно, что законодатель внедряет семейные ФХ, предлагая им самоорганизоваться на основе ФЛП - физического лица-предпринимателя, которым оформляется один из членов хозяйства.
1. Первая юридическая неопределенность возникает при анализе ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О фермерские хозяйства» и ст. 3 Семейного кодекса Украины, на которую идет ссылка при определении семейного ФХ. Так, согласно ч. 1 ст. 3 закона, членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, достигшие 14-летнего возраста, другие члены семьи, родственники, объединившиеся для совместного ведения фермерского хозяйства, признают и придерживаются положений Устава фермерского хозяйства. Отдельно закон указывает, что к членам семьи для целей этого закона относятся жена (муж), родители, дети, бабушка, дедушка, прабабушка, прадед, внуки, правнуки, мачеха, отчим, падчерица, пасынок, родные и двоюродные братья и сестры , дядя, тетя, племянники как главы фермерского хозяйства, так и его жены (мужа), а также лица, находящиеся в родственных отношениях первой степени родства со всеми вышеупомянутыми членами семьи и родственниками (родители такого лица и родители мужа или жены , его муж или жена, дети как такого лица, так и его мужа или жены, в том числе усыновленные ими дети).
Однако, в ст. 3 Семейного кодекса отсутствует четкий перечень лиц, которые считаются членами семьи. Кроме того, СК Украины вообще определяет концептуально иную позицию. Так, согласно ч. 2, 3, 4 ст. 3 СК Украины: «Семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности. Права члена семьи имеет одинокий человек. Семья создается на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества ».
Итак, в нововведениях при определении семейного ФГ приводится ссылка на ст. 3 СК Украины, где указывается определение семьи. Вместе с тем, Закон Украины «О фермерском хозяйстве» уже содержит перечень лиц, которые могут быть членами фермерского хозяйства, и этот перечень включает не только членов семьи, но и родственников.
Отдельно следует отметить, что тогда в соответствии с ч. 3 ст. 3 СК Украины, семейное ФХ теоретически может создать даже одинокий человек, так как по СК Украины она имеет статус семьи, а также, что не менее важно, ФГ могут создать лица полностью не связаны родственными отношениями, поскольку (согласно ч. 4 ст. 3 СК Украины) основаниями создания семьи является «другие основания, не запрещенные законом и такие, которые не противоречат моральным основам общества», что, как известно, является оценочным понятием. Напрашивается вывод, что законодатель дал возможность всем желающим проживать вместе с любым основаниям, создать ФХ с семейным статусом. Это может стать толчком к большему распространению родовых поместий и экопоселений, когда происходит объединение двух и более семей в одну общину.
2. Вторым нюансом, на который следует обратить внимание, является установление ограничения в последнем предложении ч. 5 ст. 1 Закона Украины «О фермерском хозяйстве», которое касается привлечения семейным ФХ других граждан только для выполнения сезонных и отдельных работ, непосредственно связанных с деятельностью хозяйства и требуют специальных знаний или навыков. Привлечение в качестве кого? Если в качестве работника, то в ч. 1 ст. 27 Закона о фермерских хозяйствах указано: «В случае производственной необходимости фермерское хозяйство имеет право привлекать к работе в нем других граждан по трудовому договору (контракту)». Поэтому в нововведении определены ограничения на привлечение работников только на сезонные и специализированные работы, зато в действующей норме (которая приведенным законопроектом не отменяется) такого ограничения не содержится.
3. Отдельно о семейном ФХ следует отметить, что законодатель добавил в Закон Украины «О фермерском хозяйстве» ст. 81, которой более детально регулирует организационно-правовые моменты семейного ФХ. Так, семейное ФХ без статуса юридического лица создается на основании оформления председателя хозяйства как физического лица-предпринимателя. Однако это еще не все. В дальнейшем члены семьи обязаны заключить договор между собой в письменные форме и заверить его нотариально. В ч. 5 ст. 81 предусмотрены существенные условия, которые должны быть урегулированы семьей для создания семейного ФХ. Приведенные требования очень напоминают основные разделы устава юридического лица, разница лишь в том, что в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» для создания юридического лица не требуется нотариального удостоверения ее устава (удостоверение подлинности подписей учредителей на нем) , а за нотариальное удостоверение договора о создании фермерского хозяйства необходимо будет заплатить.
4. Важного внимания заслуживает анализ налогообложения семейного ФХ. Этот вопрос не поднимается в проекте закона №1599.
Аграрии знают, что для них созданы два спецрежима налогообложения, это 4-я группа единого налога и спецрежим НДС. Вместе с тем, обратимся к терминологии НК Украины. Так, согласно п. 14.1.235 п. 14.1. ст. 14 НК Украины: «сельскохозяйственный товаропроизводитель для целей гл. 1 разд. XIV этого Кодекса - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, которая занимается производством сельскохозяйственной продукции и/или разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах) и ее переработкой на собственных или арендованных мощностях, в том числе собственно произведенной сырья на давальческих условиях, а также осуществляет операции по ее поставке».
Относительно спецрежима НДС, то согласно п. 209.1. ст. 209, спецрежим НДС может выбрать резидент, который осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства и отвечает критериям, установленным в п. 209.6 этой статьи. Согласно п. 209.6. НК Украины, сельскохозяйственным считается предприятие, основной деятельностью которого является поставка произведенных (предоставленных) им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных основных фондах, а также на давальческих условиях, в которой удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров / услуг составляет не менее 75% от стоимости всех товаров / услуг, поставленных в течение предыдущих 12-ти последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.
По упрощенной системе налогообложения, то на четвёртом группе имеют право находиться сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75%. Выше отмечалось, что с/х товаропроизводитель - это юридическое лицо, а потому физическое лицо не может находиться на четвёртом группе налогообложения единым налогом, остаются первые 3 группы.
Таким образом, законодатель в НК Украины использует такие термины как «юридическое лицо» и «предприятие». Несмотря на это, семейное ФГ оформлено как физическое лицо-предприниматель претендует только на первые 3 группы единого налога. Выгодно - решать фермерам, но вопрос, почему семейные ФХ лишили возможности пользоваться теми льготами, которые еще существуют для с/х товаропроизводителей, остается открытым. Надеемся, что законодатель исправит этот вопрос.
5. Фермерство и приватизация. Действие закона о семейных ФХ во взаимодействии с законом «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов».
Следует обратить внимание на вопрос получения земли для ФХ. Так, приобретение в собственность и пользование земель для ведения ФХ регулируется исключительно Земельным кодексом Украины (согласно новой редакции ст. 7, содержащийся в проекте №1599). Учитывая нормы бесплатного выделения земель государственной и коммунальной собственности, для ведения ФГ выделяется земля в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство, для ОСГ - не более чем 2 га.
Вместе с тем, согласно абз. 16 ч. 2 ст. 134 ЗК Украины в редакции закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов», из перечня земельных участков, не подлежащих продаже на земельных торгах исключено участка для ведения фермерского хозяйства. Несмотря на это, земельные участки площадью больше, чем предусмотрено нормами бесплатной передачи, фермер должен приобрести или получить в аренду на земельных торгах. Может возникнуть ситуация, когда для того, чтобы получить в аренду соседнее поле, фермеру необходимо будет бороться за него на торгах.
Кроме того, учитывая вышесказанное, возникают вопросы реализации ч. 4 ст. 13 Закона Украины «О фермерском хозяйстве». В частности, граждане Украины, которые до 1.01.2002 г. получили в постоянное пользование или аренду земельные участки для ведения фермерского хозяйства, имеют преимущественное право на приобретение (выкуп) земельных участков размером до 100 га сельскохозяйственных угодий, в том числе до 50 га пашни в собственность с рассрочкой платежа до 20 лет. Возникает вопрос: как теперь реализовать преимущественное право на выкуп, получение в аренду земельных участков для ведения ФГ той категории граждан, которые до 1.01.2002 г. получили в постоянное пользование или аренду земельные участки для ведения фермерского хозяйства, если сверх нормы ФХ может получить земельные участки только на земельных торгах?
По нашему мнению, цель закона - перевод больших личных крестьянских хозяйств в статус фермерских хозяйств и вывода из тени всех мелких производителей с/х продукции, а соответственно, и их налогообложения. Итак, видим в новом законе дополнительное регулирование и налогообложение такой деятельности, внедряется еще одна организационно-правовая форма хозяйствования на селе. Пойдут на пользу обществу такие изменения - покажет время. Можно сделать вывод, что государство, хочет позитивных изменений, должна думать не о том, как обложить село, а как его обогатить, поддержать, восстановить. Но это уже политика.
Источник: http://yur-gazeta.com/
Комментарии к материалу