• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Относительно инициативы Правительства по увеличению МЗП до 3200 грн.: мнение экспертов

ред. Uteka.ua

23.11.2016 373 0 1

Эксперты Реанимационного пакета реформ считают, что увеличение минимальной заработной платы должно происходить постепенно, после проведения соответствующих расчетов и моделирования.

Прежде всего хотим отметить, что решение об увеличении МЗП до 3200 гривен с 01.01.2017 года принято с нарушением бюджетного процесса, а также без надлежащего общественного и экспертного обсуждения. Такая практика, по нашему мнению, является неприемлемой, особенно учитывая неоднозначные последствия подобных решений, которые, к тому же, крайне трудно корректировать и пересматривать, несмотря на большой политический резонанс – ведь немало людей ошибочно считают, будто власть, повышая минимальную зарплату своим решением автоматически увеличивает благосостояние населения в целом. На самом же деле, предложения правительства сводятся к определенного рода перераспределению, от которого одни выигрывают, а другие проигрывают. Сейчас представленный проект и расчеты содержат субъективные предположения и не учитывают всех рисков, о которых будет написано ниже. По нашему мнению, такие сложные расчеты нужно начинать с исследования последствий. Должным образом выполненное прогнозирование влияния от более чем двукратного роста МЗП требует моделирования, которое должно опираться на результаты исследования – занимает по крайней мере несколько месяцев. Поэтому ниже приведены только предварительные общие рассуждения экспертов РПР, которые опираются на опыт других стран, имеющиеся данные и экспертные оценки.

Детально проанализировав предложение Правительства относительно двукратного увеличения минимальной заработной платы до 3200 грн., что нашло отражение в представленном ко второму чтению проекте Бюджета, считаем необходимым отметить следующие ключевые моменты:

Экономическая теория, подтвержденная мировой практикой, свидетельствует о наличии у правительства выбора между политикой повышения минимальной зарплаты и стимулированием создания рабочих мест. В целом минимальная зарплата призвана снизить бедность среди тех, кто имеет работу. Она может усилить позицию малоквалифицированных работников на рынке труда, поскольку работодатели вынуждены платить заработную плату не ниже минимальной. Вместе с тем, повышение минимальной заработной платы может привести к росту безработицы, прежде всего за счет сокращения неквалифицированных работников. Оценивать масштабы такого эффекта в украинской экономике непросто, учитывая большой теневой сектор, поведение которого прогнозировать крайне сложно.

Предыдущий опыт поведения работодателей свидетельствует о большом наборе инструментов для сокращения расходов на оплату труда при подобного рода шоке:

1. Перевод работников на частичную занятость.

2. Увеличение доли работников, находящихся в неоплаченных отпусках.

3. Перевод занятости в неформальную.

Исходя из имеющегося распределения уровня зарплат по регионам, удается вероятным, что повышение минимальной зарплаты особенно болезненно ударит по малому бизнесу в депрессивных регионах, где не смогут обеспечить соответствующее повышение заработной платы. Это, в свою очередь, может привести к увеличению социального напряжения в регионах.

Вместе с тем, уровень тенизации экономики Украины является высоким и предложены шаги действительно могут заставить работодателей перевести часть неофициальной зарплаты в официальную, а потому способствовать большим поступлениям от НДФЛ и ЕСВ. Однако это означает вероятное увеличение перераспределения ВВП через бюджет, что не будет способствовать детенизации экономики и ее росту. Увеличение перераспределения ВВП через бюджет, а особенно за счет поступлений от этих налогов, противоречит общему подходу к налоговой реформе, которого придерживаются наши эксперты, и который предусматривает, среди прочего, постепенное, но последовательное сокращение налоговой нагрузки, прежде всего именно за счет уменьшения ЕСВ. Предварительные расчеты свидетельствуют о вероятном довольно значительный эффект для экономического роста от снижения ЕСВ в этом году, и, в общем, от сокращения перераспределения через публичные финансы. Предлагаемое увеличение МЗП приведет к частичному нивелированию этих достижений, а, следовательно, требует пересмотра прогноза экономического роста на следующий год в сторону уменьшения. По крайней мере в 2018 году считаем необходимым предусмотреть уменьшение уровня такого перераспределения, в первую очередь за счет снижения общего налогового бремени на заработную плату.

По мнению экспертов РПР, при осуществлении расчетов влияния удвоение размера минимальной заработной платы на бюджет делается целый ряд неоднозначных предположений. Например, оценку роста поступлений от НДС сделан на основе предположения, что потребление товаров, облагаемых НДС, вырастет на всю величину увеличения зарплат – причем как в бюджетном, так и в частном секторах (последнее является, по меньшей мере, неочевидным). В то же время планируемый дефицит бюджета не увеличивается, следовательно, речь идет о перераспределении, а не политику искусственного стимулирования спроса. Влияние такого перераспределения на общее потребление и его структуру, а, следовательно, и на поступления по НДС, является значительно меньшим. Уточнения его знака и размера требует эмпирического исследования. По нашему мнению, необходимо осуществить соответствующие корректировки, которые лежат в пределах погрешности прогноза макроэкономических параметров бюджета.

Мы требуем в будущем такие важные системные решения принимать только после надлежащего экспертного обсуждения, с оценкой последствий их принятия. Считаем, что более-менее приемлемым компромиссным решением с учетом текущей ситуации выглядит повышение МЗП от текущего показателя не более чем на 30-40% с начала года с постепенным увеличением в течение 2017 года. Также следует рассмотреть возможность применения других подходов, равноценных этом предложении, например, применение коэффициента 0.5 к размеру минимального социального взноса для компаний, которые повышают заработные платы работникам по крайней мере до уровня минимальной заработной платы.

Источник: http://fortetsya.org.ua/news/12333---...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы