Мы, участники Конгресса «Реформа системы публичных финансов – путь к Восстановлению Украины», представители бизнес-объединений разных секторов экономики, осознавая общую ответственность за восстановление и устойчивость экономики Украины, обращаемся к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины с такими предложениями.
В последнее время очень обострились вызовы для Украины – военные, экономические, политические, социальные и т. д.
Мы убеждены, что для преодоления ключевых угроз, которые сейчас стоят перед Украиной, в первую очередь необходимо реализовать следующие задачи, определенные ведущими аналитическими центрами и бизнес-объединениями как ключевые приоритеты на этот год:
1. Перезагрузка Бюро экономической безопасности, избрание председателя на открытом конкурсе (с решающим голосом международных партнеров), переаттестация всех сотрудников в течение года, создание и утверждение качественных и количественных показателей эффективности БЭБ.
2. Перезагрузка Государственной таможенной службы Украины, избрание председателя службы на открытом конкурсе с участием международных партнеров (с решающим голосом международных представителей), переаттестация сотрудников, установление рыночных з/п сотрудникам (законопроект № 6490д исключительно за основу, его необходимо дополнить до 2-го чтения нормами относительно создания качественных Советов общественного контроля).
3. Перезагрузка Государственной налоговой службы Украины, избрание председателя на открытом конкурсе (с решающим голосом международных партнеров), переаттестация сотрудников, установление рыночных з/п сотрудникам (законопроект № 9243 исключительно за основу, его необходимо дополнить до 2-го чтения нормами относительно созданиякачественных Советов общественного контроля).
4. Внедрение инклюзивного подхода к формированию государственных политик и стратегий. Работе над законопроектами и представлению их к рассмотрению Верховной Радой должно предшествовать экспертное и публичное обсуждение соответствующей стратегии и государственной политики. Улучшить качество законодательного процесса – предусмотреть обязательность представления АРВ всеми субъектами законодательной инициативы и необходимость определенного минимального количества депутатов-авторов для регистрации проекта закона. Ограничение представления альтернативных законопроектов по одному и тому же вопросу, чтобы сделать невозможным законодательный спам.
5. Внедрение оптимальной модели экономического бронирования (бронирование работников на основании экономических показателей), которая дает возможность цифровым способом забронировать военнообязанного за одни сутки (э-бронирование), который своим трудом способствует обороноспособности страны и в то же время будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджет, детенизации заработных плат и увеличению устойчивости всех форм бизнеса, включая ФЛП. Обеспечение эффективного и прозрачного механизма выезда за пределы Украины в командировку и деловые поездки для руководителей компаний, наемных работников и ФЛП.
6. Внедрение системы поддержки и стимулирования предпринимательства на территориях возможных боевых действий, в деоккупированных общинах.
7. Предотвращение давления правоохранительных органов на бизнес, что приводит к значительным экономическим потерям и срыву поступлений в государственный бюджет. С этой целью необходимо ввести следующие мероприятия, в том числе путем внесения изменений в законодательство:
a. Установить принцип презумпции невиновности налогоплательщика: не налогоплательщик должен доказывать свою невиновность, а налоговый, таможенный или правоохранительный орган должен доказывать наличие вины.
b. Концентрация функций досудебного расследования экономических преступлений исключительно в Бюро экономической безопасности (БЭБ); другие правоохранительные органы затрудняются выполнять функции досудебного расследования экономических преступлений.
c. Установление личной ответственности следователей, прокуроров и судей за нарушение Уголовного процессуального кодекса (УПК) и стандартов деятельности прокуроров в сфере защиты инвестиций в ходе досудебного расследования – которые уже приняты и должны стать обязательными.
d. Автоматизация процесса закрытия «зависших» на годы уголовных производств дел, обеспечение необходимых предохранителей для осуществления быстрого и беспристрастного досудебного следствия, установление четких сроков досудебного расследования во всех уголовных производствах и судебного контроля за их соблюдением.
e. установление четких сроков на возврат имущества – установление предельного срока для возврата изъятого имущества или снятие ареста (10 суток), а также ответственность следователя за неисполнение решения суда.
f. Ввести ежемесячную публичность отчетности по уголовным делам, которые расследуются более 6 месяцев и арестованного (изъятого) по ним имущества в разрезе правоохранительных органов.
g. Обеспечение защиты прав участников уголовного производства (законопроект № 9211 за основу, с дополнениями ко второму чтению).
8. Снижение совокупной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда при условии замещения непоступлений на средства сокращения расходов бюджета и с учетом детенизации и стимула роста экономики. Подготовка соответствующих законодательных изменений заранее для внедрения после отмены военного положения.
9. Замена дискреционного налога на прибыль налогом на выведенный капитал после завершения военного положения с подготовкой соответствующих законодательных изменений заранее.
10. Изменение идеологии СМКОР с «карательной» на аналитическую, введение предельного срока блокирования налоговых накладных. Повышение обязательного порога регистрации плательщиком НДС.
11. Обеспечение сохранения текущей упрощенной системы налогообложения, минимизировав злоупотребление ею, в частности: законодательно определить критерии разделения трудовых отношений и фриланса. Замена широкой фискализации ФЛП второй и третьей групп ЕН на фискализацию исключительно рисковых категорий плательщиков, имеющих высокую вероятность достижения лимитов ЕН.
12. Сохранение неизменяемости гарантированных обязательств по условиям ведения бизнеса в налоговом режиме Дія Сіті в течение срока установленного в ст. 3 Закона от 15.07.2021 № 1667-IX «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине».
13. Обеспечение полноценного автоматического обмена информацией с другими странами, создание действенного механизма автоматизированного сопоставления документов относительно таможенной стоимости товаров.
14. Пересмотр бюджетных расходов в целях их оптимизации, увеличения эффективности использования и уменьшения дефицита бюджета. Адаптировать объем государственных расходов на новые демографические реалии – это касается сокращения расходов на представительные органы государственной власти, систему правосудия, образование, здравоохранение и жилищные субсидии.
15. Установление объективных KPI для всех бюджетных программ, публичное обнародование смет бюджетных учреждений и проведение мониторинга эффективности расходования средств на государственные программы.
Представители бизнеса и аналитических центров призывают Президента Украины, Кабинет Министров Украины и народных депутатов обсудить и поддержать предложения, сформированные экспертами и представителями бизнес-объединений по выводам исследований, и как можно быстрее согласовать и принять необходимые нормативно правовые акты.
Подписанты:
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm