Больше по теме:
Правление НБУ приняло решение сохранить учетную ставку на уровне 15,5 %. Это поддержит устойчивость валютного рынка и контролируемость инфляционных ожиданий, что приведет к дальнейшему ослаблению ценового давления. НБУ будет сохранять достаточно жесткие монетарные условия столько, сколько потребуется, чтобы обеспечить постоянное снижение инфляции до 5 % на горизонте политики.
Инфляция ожидаемо достигла пика в мае и вернулась к снижению в июне (14,3 % г/г). В то же время она была выше, чем прогнозировалось, прежде всего из-за влияния неблагоприятных погодных условий на предложение продуктов питания. Замедление же базовой инфляции (до 12,1 %) было несколько быстрее прогноза. Все еще существенное фундаментальное ценовое давление отражало эффекты от стремительного удорожания продовольствия и значительных затрат бизнеса на сырье и оплату труда.
Ситуация на валютном рынке была устойчивой, в частности, благодаря предварительным мерам НБУ по усилению процентной политики. Колебания гривни к доллару США были умеренными, а ослабление к евро до сих пор имело незначительный проинфляционный эффект.
Инфляционные ожидания экономических агентов демонстрировали разнонаправленную динамику. Ожидания домохозяйств несколько ухудшились. Статистика поисковых интернет-запросов также свидетельствовала об умеренном росте внимания населения к теме инфляции. В то же время краткосрочные ожидания финансовых аналитиков улучшились, а среднесрочные оставались устойчивыми, что свидетельствует об их уверенности во временности текущего инфляционного всплеска. В целом ожидания всех групп респондентов оставались контролируемыми и были ниже уровня инфляции.
Динамика инфляции в ближайшие месяцы будет в значительной степени зависеть от фактического влияния погодных условий на предложение и цены сельскохозяйственной продукции. По предварительным оценкам НБУ, в июле общая инфляция может несколько возрасти, в то время как базовая инфляция в дальнейшем будет снижаться. В последующие месяцы ожидается выход инфляции на траекторию стойкого замедления.
В то же время, учитывая более существенные потери от войны и дальнейшее перенесение на цены растущих издержек бизнеса, ухудшение прогноза урожаев и эффекты от фактического ослабления гривны к евро, НБУ пересмотрел прогнозную траекторию инфляции в сторону более медленного снижения. Предполагается ее замедление до 9,7 % в 2025 году, 6,6 % – в 2026 году и 5 % – в 2027 году.
Снижению инфляции будут способствовать меры монетарной политики, постепенное наращивание урожаев, умеренное внешнее ценовое давление и улучшение ситуации на рынке труда на фоне устойчивости валютного рынка и достаточности международного финансирования.
Фискальные стимулы, обеспеченные международным финансированием, продолжили поддерживать экономический рост в первом полугодии. Однако его темпы были сдержаны из-за увеличения интенсивности обстрелов и дальнейшего разрушения производственных мощностей, инфраструктуры и жилья. Эти же факторы определяли и сохранение негативных миграционных тенденций, что поддерживало напряженную ситуацию на рынке труда. Кроме того, неблагоприятные погодные условия задержали жатву и ограничили перспективы урожаев, что вместе с постепенным исчерпанием продукции прошлого урожая тормозило пищевую промышленность и транспортную отрасль, часть которых оставалась незадействованной.
Учитывая это, НБУ прогнозирует, что восстановление экономики будет медленнее, чем в прошлом году, – реальный ВВП вырастет на 2,1 % в 2025 году. Последующие темпы восстановления будут зависеть от хода войны. Базовый сценарий прогноза НБУ предусматривает постепенное возвращение экономики в нормальные условия функционирования и экономический рост на уровне 2–3 % в 2026–2027 годах. В то же время при быстрой нормализации условий частные инвестиции и потребление существенно возрастут и компенсируют эффекты стремительной фискальной консолидации, а темпы роста ВВП могут составить 3–3,5 %.
Международная поддержка сохраняется. В 2025 году ожидается поступление около 54 млрд долл. США внешней финансовой помощи, из которых Украина уже получила около 24 млрд долл. США. Среди остальных 30 млрд долл. США – наибольшие поступления ожидаются в рамках программ ERA Loans (18 млрд долл. США до конца года) и Ukraine Facility (8 млрд долл. США). Дальнейшие объемы финансирования могут варьироваться в зависимости от потребностей Украины в поддержании обороноспособности и восстановлении. Базовый сценарий макропрогноза НБУ предполагает получение 35 млрд долл. США международной помощи в 2026 году и 30 млрд долл. США в 2027 году. Треть этих средств уже анонсирована партнерами, по остальным – переговоры продолжаются.
Ожидаемых объемов внешней поддержки будет достаточно для безэмиссионного финансирования дефицита бюджета и поддержания должного уровня международных резервов (по прогнозу НБУ около 45 млрд долл. США в 2026–2027 годах). Это позволит обеспечивать устойчивую ситуацию на валютном рынке, контролируемость ожиданий экономических агентов и постепенное снижение инфляции.
В случае более быстрой нормализации условий безопасности и низких бюджетных расходов на оборону потребности Украины в объемах официальной внешней помощи для поддержки обороноспособности могут быть меньше.
Война продолжается. Российская агрессия и дальше угрожает долгосрочным снижением экономического потенциала страны, в частности из-за потерь людей, территорий и производств. Скорость возврата экономики в нормальные условия функционирования будет зависеть от характера и продолжительности боевых действий.
Актуален также риск недостаточности внешнего финансирования, особенно в случае медленного снижения рисков безопасности. Так, часть необходимой международной помощи на 2026–2027 годы пока не подтверждена.
Среди прочих рисков:
В то же время сохраняется и возможность реализации ряда положительных сценариев. Они связаны прежде всего с усилением финансовой поддержки партнеров (в частности, за счет использования основной суммы «замороженных» российских активов) и усилий международного сообщества по обеспечению справедливого и длительного мира для Украины.
Предыдущие меры НБУ по усилению монетарной политики были эффективными – ставки по срочным гривневым депозитам и ОВГЗ выросли, вслед за этим увеличился спрос на эти инструменты, а чистая покупка населением валюты существенно снизилась. Это поддержало устойчивость валютного рынка и ограничило ценовое давление.
Учитывая эти положительные эффекты, излом инфляционного тренда в июне, а также контролируемость инфляционных ожиданий, НБУ не видит необходимости в дополнительных шагах относительно повышения учетной ставки. Однако, учитывая более медленное, нежели ожидалось, снижение инфляции и баланс рисков для ценовой динамики, НБУ пока не видит и пространства для смягчения процентной политики.
Сохранение учетной ставки на уровне 15,5 % является важным условием для устойчивого замедления инфляции до 5 %. В то же время это решение будет иметь нейтральное влияние на кредитование, учитывая высокую конкуренцию банков за качественных заемщиков. Условия кредитования остаются близкими к доковидному уровню и наиболее доступны с начала полномасштабной войны, а динамика кредитования – оживленной (темпы роста чистых гривневых кредитов бизнеса за последние месяцы составляли около 30 % в годовом измерении).
Обновленный прогноз НБУ уже предусматривает более длительное сохранение учетной ставки на уровне 15,5 % (до IV квартала 2025 года) и ее медленнее снижение по сравнению с апрельским прогнозом. В то же время НБУ будет учитывать изменения в балансе рисков и перейдет к циклу смягчения процентной политики только тогда, когда убедится в отсутствии угроз для устойчивого замедления инфляции до цели 5 % на горизонте политики.
Полная версия июльского макроэкономического прогноза будет обнародована в Инфляционном отчете 31 июля 2025 года.
Сохранение учетной ставки на уровне 15,5 % годовых утверждено решением Правления НБУ от 24.07.2025 № 252-рш «О размере учетной ставки», которое вступает в силу с 25.07.2025.
Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением НБУ это решение будет обнародовано 4 августа 2025 года.
Следующее заседание Правления НБУ по вопросам монетарной политики состоится 11 сентября 2025 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
НБУ