Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Нацбанк прогнозирует значительное понижение инфляции

08.05.2023 26 0 0

В 2023 году инфляция замедлится до 14,8%, а реальный ВВП вырастет на 2%. В последующие годы инфляция продолжит снижаться, а восстановление экономики ускорится на фоне заложенного в прогнозе снижения рисков безопасности. Об этом говорится в ежеквартальном Инфляционном отчете за апрель 2023 года.

Инфляция будет снижаться по всему прогнозному горизонту

Под влиянием жестких монетарных условий, снижения мировой инфляции и сдержанного внутреннего спроса, инфляция в Украине в этом году замедлится до 14,8%. Стремительное понижение инфляции ожидается, в частности, в первом полугодии текущего года. Во втором полугодии темпы роста потребительских цен будут сохраняться на практически неизменном уровне преимущественно с учетом неравномерной базы сравнения и анонсированного возврата налогов на топливо с целью уменьшения давления на государственные финансы.

В следующем году инфляция замедлится до 9,6%, а в 2025 году – до 6%. Учитывая предположение о снижении рисков безопасности с начала 2024 года, заложенное в прогноз, дальнейшее восстановление логистики и производственных мощностей и последовательную монетарную политику НБУ, инфляционное давление будет ослабляться, несмотря на оживление экономики и сохранение мягкой фискальной политики.

Монетарные условия еще долго будут оставаться достаточно жесткими даже при снижении учетной ставки с IV квартала 2023 года. Это обуславливается ожидаемым замедлением инфляции и ростом реальной доходности гривневых инструментов. Последовательная монетарная политика, направленная на поддержание привлекательности гривневых сбережений позволит сохранить курсовую устойчивость, в том числе на этапе смягчения валютных ограничений.

Благодаря устойчивости энергосистемы и значительным фискальным стимулам, экономика уже в этом году вернется к восстановлению.

Учитывая быстрое восстановление энергетической системы и рост объемов ожидаемой международной помощи (которая через бюджет будет поступать в экономику и будет поддерживать частное потребление и инвестиционную активность), Национальный банк улучшил прогноз роста ВВП в 2023 году – с маржинальных 0,3% до 2,0%. Более быстрому восстановлению экономики будут препятствовать сохранение высоких рисков безопасности, подавляющих инвестиционные и потребительские настроения, логистические ограничения для экспорта и слабые темпы возвращения вынужденных мигрантов из-за рубежа.

В 2024 и 2025 годах ожидается ускорение темпов экономического роста до 4,3% и 6,4% соответственно благодаря заложенному в прогноз снижению рисков безопасности и все еще мягкой фискальной политике, несмотря на определенную ее консолидацию.

Занятость и зарплаты будут постепенно расти вместе с оживлением экономики, но безработица будет оставаться выше довоенного уровня.

При отсутствии новых значительных шоков, в 2023-2025 годах будет продолжаться восстановление рынка труда на фоне роста экономики и достаточно мягкой фискальной политики. Уровень безработицы будет постепенно снижаться: в 2023 году – до 18,3%, в 2024 году – до 16,5%, а в 2025 году – до 14,7%. Однако он будет превышать довоенный уровень, в частности, учитывая вероятное сохранение значительных квалификационных и региональных диспропорций на рынке труда.

Реальные зарплаты вернутся к росту, который, однако, в этом году будет умеренным (3,7%) из-за все еще значительной инфляции. Номинальные зарплаты будут расти двузнаковыми темпами на всем прогнозном горизонте. После снижения рисков безопасности и полноценного открытия границ значительной части бизнеса придется конкурировать за рабочих, в том числе и с зарубежными работодателями, что станет весомым фактором для дальнейшего роста заработных плат.

Международная помощь будет играть ключевую роль в финансировании бюджетных потребностей, но роль внутренних заимствований будет расти

Учитывая значительные затраты на обеспечение обороноспособности и ограниченную из-за последствий войны ресурсную базу, дефицит бюджета в 2023 году расширится до более 26% ВВП. В дальнейшем ожидается постепенное сужение дефицита бюджета. Однако фискальная политика будет оставаться стимулирующей на всем прогнозном горизонте, что, в частности, важно для поддержки послевоенного восстановления экономики.

Основным источником финансирования существенного дефицита бюджета в текущем году будет оставаться международная финансовая помощь. Одновременно будет расти роль заимствований на внутреннем долговом рынке, в том числе, благодаря увеличению привлекательности государственных ценных бумаг на фоне снижения премии за риск и инфляции. Все это позволит и дальше не прибегать к монетарному финансированию, как и было задекларировано правительством и НБУ.

Несмотря на высокий уровень долга на прогнозном горизонте, долговая нагрузка в ближайшие годы будет сравнительно умеренной благодаря льготным условиям привлечения новых кредитов.

Основным предположением этого макропрогноза является существенное снижение рисков безопасности с начала 2024 года благодаря успешным действиям украинской армии.

Соответственно наиболее весомым риском для текущего прогноза является более высокая интенсивность и более длительный срок полномасштабной войны. При таком сценарии экономический рост в 2024 году будет ограничиваться 2%, несмотря на приспособление бизнеса к условиям высоких рисков безопасности, что в результате будет замедлять восстановление рынка труда. Инфляция будет сдерживаться продлением моратория на повышение тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги, однако значительно ускорится после его отмены. Монетарные условия в случае реализации сценария более длинной войны будут более длительным периодом жесткими.

Положительным риском для прогноза является быстрая реализация проекта восстановления Украины, которая вместе с евроинтеграционными реформами позволит значительно ускорить темпы экономического роста, а соответственно – снижение безработицы и увеличение доходов. Последнее не будет иметь значительных проинфляционных эффектов, поскольку ценовое давление будет нивелировано благоприятной ситуацией на валютном рынке из-за притока валюты в страну и снижения премии за риск. При реализации такого сценария НБУ наоборот может скорее смягчать монетарную политику, чем предполагается прогнозом.

Кроме обновленных макроэкономических прогнозов, в апрельском Инфляционном отчете рассмотрен ряд специальных тем, в частности:

Цены на природный газ на европейском рынке: время тренда на понижение

Угрозы частичного или полного прекращения поставок газа странам ЕС со стороны россии привели к стремительному росту его стоимости на европейском рынке. Однако потерю поставок российскими трубопроводами удалось компенсировать благодаря значительным накопленным запасам газа в ЕС (на начало отопительного сезона – более 90% заполненных хранилищ), рекордному импорту сжиженного природного газа (СПГ) и значительному падению спроса на него (на 15% в 2022 году) на фоне теплой зимы. Так что газовый шантаж со стороны рф не смог спровоцировать энергетический кризис в ЕС. Это ускорило формирование европейского газового рынка с полноценным механизмом ценообразования и конкуренцией.

В настоящее время этот рынок все еще остается уязвимым к объемам поставок со стороны россии, доля которой, несмотря на сокращения, составила около 15% всего импорта ЕС в I квартале 2023 года. Дополнительно будет давить на рынок конкуренция со стороны стран Азии по СПГ, несмотря на наращивание производства в мире. В результате будут сохраняться риски высокой волатильности цен, что будет поддерживать их на более высоком уровне, чем до 2022 года. В то же время заложенный фундамент структурных изменений позволяет ожидать устойчивого снижения цен на газ на европейском рынке в последующие годы.

Влияние включения платы за проживание в собственном жилье на инфляцию

В начале 2022 года Государственная служба статистики Украины планово пересмотрела потребительский набор для расчета Индекса потребительских цен (ИПЦ) с целью дальнейшего приближения к фактическим расходам населения и приведения национальной статистики к международным стандартам. Одно из ключевых нововведений – включение платы за проживание в собственном жилье (т.е. расходов, сопровождающих приобретение жилья, а также осуществляемых для содержания жилья и проживания в нем), которое ранее учитывалось лишь частично.

Пока такие изменения не оказали значительного влияния на показатель инфляции, несмотря на высокие темпы роста цен в этой группе. Это связано с незначительной частью расходов на собственное жилье в ИПЦ (лишь 0,43% в 2023 году). Однако, как свидетельствуют данные других стран, вес и влияние этой компоненты на общие показатели инфляции могут существенно возрасти, учитывая ожидаемое послевоенное восстановление экономики, а также сопутствующее развитие рынков недвижимости и ипотечного кредитования. Поэтому включение в расчет ИПЦ платы за собственное жилье будет способствовать принятию более информативных решений по монетарной политике.

Оценка точности макроэкономических прогнозов НБУ

Качество макроэкономических прогнозов НБУ остается на уровне или лучше усредненных прогнозов участников рынка. В частности, меткость прогнозов инфляции на 2016–2022 годы была выше средней, а среди некорректируемых ошибок инфляционных прогнозов – самой высокой по сравнению с другими прогнозами. Точность прогнозов НБУ по учетной ставке традиционно выше, чем у других участников рынка. Ошибки прогнозов, несмотря на беспрецедентную неопределенность, были сравнительно незначительными и объяснялись в основном неожиданными шоками, а также консервативностью заложенных в прогноз сценарных предположений, традиционной для центробанков.

Рынок труда в Украине во время полномасштабной войны

Оценка влияния полномасштабной войны на рынок труда осложнена в условиях отсутствия соответствующей официальной статистики и требует дополнительных методов исследований. Таковы данные и результаты ряда опросов населения.

На основе данных НБУ уточнил оценку уровня безработицы в 2022 году. Дополнительно с применением probit-моделей НБУ оценил вероятность обретения статуса безработного в зависимости от социально-демографических характеристик. Важнейшими из них по результатам расчетов оказались возраст, место жительства, уровень образования и регион проживания. Прямой эффект полномасштабного вторжения – увеличение вероятности стать безработным во всех регионах Украины. Зато освобождение территорий оказало непосредственное и ощутимое влияние на снижение этой вероятности.

Альтернативные оценки рынка труда подтвердили не только значительное повышение безработицы в Украине после полномасштабного вторжения, но и положительную динамику на рынке труда во втором полугодии. Основываясь на полученных данных, НБУ улучшил оценку безработицы в 2022 году до 21,1% (с 25,8%).

Факторы устойчивости украинского экспорта во время полномасштабной войны

Полномасштабное вторжение рф в 2022 году создало для украинских производителей и экспортеров вызовы невиданного до сих пор масштаба. Кроме значительных разрушений производственных и складских мощностей, рисков безопасности и неопределенности, беспрецедентным ударом стала блокада морских транспортных путей (на которые в мирное время приходилось около двух третей внешнеторгового оборота Украины).

В то же время, экспорт продовольствия продемонстрировал устойчивость даже в условиях полномасштабной войны. В марте-декабре 2022 года он сократился меньше (на 27%), чем поставки других товаров, смягчив падение общего экспорта (45%). Более того, в 2022 году Украина осталась в пятерке крупнейших мировых экспортеров аграрной продукции и даже диверсифицировала экспорт на отдельных рынках.

Продовольственный экспорт и в дальнейшем будет обеспечивать прочную основу украинской экономике, в том числе и в период послевоенного восстановления, благодаря отлаженным путям поставки, узнаваемости товара для европейского потребителя и лучшей адаптации украинских товаров к требованиям ЕС. В то же время, важной задачей для повышения конкурентоспособности украинского экспорта в долгосрочной перспективе является увеличение в нем доли высокотехнологичной продукции.

https://bank.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы