Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

На долгую перспективу: как меняются требования НБУ для капитала банков

05.04.2019

Банковский сектор Украины находится на пороге внедрения первого буфера капитала.

Уже с начала 2020 года банки должны будут не только выполнять минимальные требования к достаточности капитала, но и обеспечить наличие буфера консервации капитала, который сначала будет составлять 0,625%, но к 2023 году постепенно возрастет до 2,5%.

Формирования буфера консервации имеет целью создать в некризисный период запас капитала банка более минимальные требования для поглощения возможных потерь и обезопасить банк от нарушения минимальных требований к достаточности капитала в будущем.

Этот инструмент будет способствовать обеспечению финансовой стабильности, поскольку он усилит способность банков поглощать убытки.

Почему это важно? Как и для любой компании, для банка достаточный уровень капитала является основным свидетельством платежеспособности.

Именно капитал поглощает возможные убытки от хозяйственной деятельности. Наличие капитала позволяет продолжать работу и возвращать заемные ресурсы в случае, если предприятие несет существенные потери.

При этом роль капитала для банка существенно более весомой, чем для нефинансовых компаний.

Банки имеют доступ к средствам населения и бизнеса, которые обычно не являются профессиональными инвесторами, а следовательно, не всегда могут самостоятельно достоинству оценить риски вложений.

Поэтому регулятор устанавливает требования к капиталу банков для сохранения средств вкладчиков.

Минимальный необходимый уровень капитала зависит от того, какие риски несет финучреждение и убытки могут возникать в ходе ее деятельности.

Самым весомым риском в деятельности банков является кредитный, то есть риск потерь из-за невозврата кредитных средств заемщиками.

Подавляющая часть капитала банки удерживают на покрытие именно этого риска.

В основу подходов к расчету необходимого уровня капитала возложен такой принцип - его должно быть достаточно для покрытия неожиданных убытков из-за наступления определенных непредвиденных негативных событий, которые нельзя спрогнозировать.

Под ожидаемые убытки, то есть те, что регулярно возникают в процессе работы банка и могут быть достоверно оценены с использованием статистических моделей, банк формирует резервы.

Капитал же дает возможность банку поглотить значительные убытки, превышающие ожидаемые, например, в случае развертывания глубоких экономических кризисов.

Поэтому регулятор заинтересован в том, чтобы размер капитала банка был менее таким, который не допустит неплатежеспособности финучреждения и потерю денег вкладчиков даже в неблагоприятных внешних условиях.

Но с позиции банка не все так однозначно. Каждый банк коммерчески заинтересован иметь как можно меньшую долю собственных средств, а финансироваться в основном за счет заимствований, то есть депозитов населения и бизнеса.

Таким образом акционеры стремятся максимизировать отдачу на вложенный капитал.

Увеличение собственного кредитного портфеля за счет привлеченных средств проще, быстрее и дешевле чем рост за счет средств акционеров.

Поэтому этот путь привлекателен для банков. С макроэкономической точки зрения, он стимулирует быстрый рост кредитования, которое, правда, может обернуться накоплением избыточных рисков.

Дополнительные же требования к капиталу могут сдерживать кредитную экспансию и рост финансового сектора, но в то же время усиливать устойчивость отдельных банков и системы в целом к ​​возможным шокам.

Баланс между преимуществами для роста рынка и финансовой стабильностью должно обеспечиваться через оптимальный уровень требований к капиталу.

По действующим требованиям, банки должны придерживаться норматива адекватности основного капитала в размере 7% к активам взвешенных на риск и норматива достаточности регулятивного капитала - 10%.

И теперь в дополнение к минимальным требованиям к достаточности капитала для банков также будет установлен ряд буферов, которые должны состоять из элементов основного капитала. Как уже упоминалось выше, первым буфером, который заработает уже с начала 2020 года, является буфер консервации в размере 0,625%.

Этот буфер является обязательным для всех банков. Его размер будет постепенно увеличиваться до 2,5% к началу 2023 года.

При необходимости НБУ может принять решение о необходимости формирования банками контрциклического буфера капитала.

В отличие от буфера консервации, его значение может варьироваться в зависимости от стадии финансового цикла: расти в периоды активного кредитования и накопления долгов и уменьшаться в периоды рецессии.

Это даст возможность банками использовать накопленный ранее капитал для поглощения убытков без нарушения нормативов.

В ближайшие годы не планируется активация этого буфера через низкую долговую нагрузку на экономику страны и умеренные темпы восстановления кредитования.

Однако в дальнейшем он может достигать 2,5%.

Еще один буфер капитала, который будет активирован впоследствии - буфер системной важности. После пересмотра методологии перечень системно важных изменится.

Со временем для таких банков в зависимости от уровня их системной важности будет установлено буфер размером до 2%.

По предварительным оценкам, большинство банков без каких-либо трудностей смогут выполнять повышенные требования к капиталу.

Но ряд финансовых учреждений должно провести подготовительную работу по увеличению уставного капитала или накопления прибыли для того, чтобы соответствовать новым требованиям после их внедрения.

Все эти изменения призваны повысить устойчивость как отдельных финансовых учреждений, так и системы в целом.

В результате это будет гарантировать устойчивый экономический рост без риска потерь для бизнеса и домохозяйств.

http://www.epravda.com.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
25.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГРС утвердила план комплексных проверок на 2026 год Президент подписал Закон об объединении отцовства с профессиональной деятельностью Записи в трудовой книжке: внесение и исправление Предлагают внести изменения в Расчет доли сельскохозяйственного товаропр...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
25.11.2025
Сформированы перечни мест хранения для экспорта ячменя, кукурузы и сои в Китай
Госпродпотребслужба информирует, что для выполнения требований, согласованных между Украиной и Китаем относительно экспорта ячменя, кукурузы и сои, были сформированы перечни субъектов и мест хранения. Детальнее – в этом материале. Больше по теме: Фитосанитарные и ветеринарные требования к сел...
25.11.2025
Дайджест запросов на партнерство для экспортеров от 24.11.2025
Ознакомьтесь с новыми тендерными возможности для представителей ИТ-сферы. Больше по теме: По условиям гранта предприниматель должен трудоустроить работников: как это отразить в налоговом расчете по НДФЛ и ЕСВ? Бюджетные гранты: как применять разницы по налогу на прибыль Дайджест содержит интересны...
21.11.2025
Национальная система квалификаций – возможность найти квалифицированных работников
Украинцы уже получили 9 640 сертификатов о присвоении профессиональных квалификаций, а Национальная система квалификаций уже работает по 582 уникальным направлениям. Больше по теме: Введение Единого реестра квалификаций Национальная система квалификаций: изменения от законодателя Национальная сист...
Лучшие материалы