Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Какой будет инфляция по итогам 2025 года – отчет НБУ

Аналитика

28.04.2025 7 0 0

По обновленному прогнозу НБУ, в ближайшие месяцы инфляция будет расти, но уже летом начнет снижаться. В конце 2025 года она замедлится до 8,7 %, а в 2026 году вернется к цели НБУ 5 %. Рост реального ВВП незначительно ускорится по сравнению с предыдущим годом – до 3,1 % в 2025 году. В последующие годы экономика будет расти на 3,7–3,9 % в год.

Базовый сценарий прогноза НБУ построен на предположениях о сохранении достаточных объемов международного финансирования и постепенной нормализации условий функционирования экономики, что, в частности, будет способствовать частичному возвращению вынужденных мигрантов и росту инвестиций в последующие годы. Подробный анализ и прогноз макроэкономической ситуации опубликован в ежеквартальном Инфляционном отчете за апрель 2025 года.

Инфляционный импульс постепенно иссякает, инфляция начнет снижаться летом

В ближайшие месяцы инфляция в годовом измерении будет умеренно расти из-за низкой базы сравнения прошлого года. В то же время инфляционный импульс уже почти иссяк, о чем свидетельствует замедление квартальных приростов базового индекса потребительских цен и цен на сырые продовольственные товары.

Ожидается, что летом темпы роста цен в годовом исчислении начнут снижаться на широкий спектр товаров и услуг. Благодаря мерам монетарной политики НБУ, поступлению на рынки новых более высоких урожаев, улучшению ситуации в энергетике, а также умеренному ценовому давлению со стороны стран – основных торговых партнеров Украины (стран – ОТП), инфляция в 2025 году замедлится до 8,7 %, а в 2026 году – к цели 5 %. В дальнейшем она будет удерживаться около целевого уровня.

НБУ будет сохранять учетную ставку на уровне 15,5 % и перейдет к смягчению политики только после прохождения пика ценового всплеска и снижения риска закрепления инфляции на двузначном уровне

Повышение учетной ставки и изменение параметров операционного дизайна процентной политики привели к росту ставок по срочным гривневым инструментам и усилению защиты гривневых сбережений от инфляционного обесценивания. В результате, спрос на гривневые инструменты повысился, что ограничило спрос на иностранную валюту со стороны населения. Взвешенная монетарная политика позволит закрепить эти положительные тенденции. НБУ ожидает, что принятых мер вместе с усилиями для поддержания устойчивости валютного рынка должно быть достаточно для слома инфляционного тренда в ближайшие месяцы и постепенного снижения инфляции до 5 % на горизонте политики.

Ослабление ценового давления позволит НБУ вернуться к циклу смягчения процентной политики. Согласно текущему макропрогнозу учетная ставка в IV квартале 2025 года снизится до 14 % (в среднем за квартал). В то же время, учитывая значительный уровень неопределенности, который в последние месяцы только усилился, НБУ будет гибко реагировать на изменения в балансе рисков для ценовой динамики и инфляционных ожиданий. В случае усиления риска закрепления инфляции на двузначном уровне, НБУ будет удерживать учетную ставку на текущем уровне дольше, чем предполагается обновленным макропрогнозом, и будет готов принять дополнительные меры.

В 2025–2027 годах экономика будет расти темпами 3–4 % в год, ускорить восстановление могут масштабные инвестиционные программы и ускоренное возвращение мигрантов

Ожидаемое наращивание урожаев, уменьшение дефицита электроэнергии, значительные оборонные заказы, а также инвестиции в восстановление и устойчивое потребление будут поддерживать восстановление экономики. Тем не менее, темпы роста ВВП будут ограниченными (3,1 % в 2025 году по сравнению с 2,9 % в прошлом году) из-за дефицита рабочей силы, повреждения газовой инфраструктуры и охлаждения внешнего спроса на фоне торгового противостояния в мире.

В 2026–2027 годах экономика будет расти на 3,7–3,9 % в год на фоне увеличения инвестиций в отстраивание, восстановление производства и инфраструктуры и устойчивого потребительского спроса. По мере снижения рисков безопасности и нормализации условий функционирования экономики частные инвестиции будут расти и компенсировать постепенное сокращение экономических стимулов со стороны государства.

В настоящее время ВВП Украины близок к своему потенциальному уровню, а перспективы ускорения экономического роста будут зависеть прежде всего от наращивания факторов производства, в частности, масштабов инвестиций в основной капитал и в производительность, а также от дальнейшего развития миграционных тенденций.

Восстановление экономики в условиях диспропорций на рынке труда будет поддерживать рост занятости и заработных плат

Проблема нехватки работников хоть и смягчилась на фоне усилий предпринимателей по привлечению к рынку труда лиц, которые ранее были менее представлены на нем (студентов, людей пожилого возраста, ветеранов, людей с инвалидностью), но остается актуальной. Несоответствие между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы в условиях восстановления экономики будут обусловлены дальнейшим повышением реальных зарплат (на 3–4 % в год в 2025–2027 годах).

Увеличение спроса на работников по мере восстановления экономики будет способствовать постепенному сокращению безработицы (до 10 % в 2027 году). Однако этот процесс будет сдержан вследствие все еще значительных диспропорций на рынке труда, в том числе из-за обусловленных войной изменений в структуре экономики, а также неравномерного восстановления экономики по регионам и отраслям.

Международная помощь и внутренние долговые привлечения будут поддерживать финансирование дефицита бюджета из неэмиссионных источников

В этом году Украина получит от международных партнеров большие, чем ожидалось ранее, объемы финансирования (55 млрд долл. США). Их должно быть достаточно как для финансирования дефицита бюджета нынешнего года, так и для формирования буфера прочности государственных финансов на следующий год, когда объемы внешней помощи начнут, вероятно, снижаться. Кроме того, дефицит сводного бюджета без учета грантов в доходах будет постепенно сужаться на прогнозном горизонте (с 19 % ВВП в 2025 году до 7 % ВВП в 2027 году) благодаря укреплению внутренней ресурсной базы на фоне восстановления экономики.

Кроме обновленных макроэкономических прогнозов, в апрельском Инфляционном отчете рассмотрен ряд специальных тем:

  • точность макроэкономических прогнозов.

НБУ регулярно публикует макроэкономический прогноз, который является основой для принятия решений по монетарной политике. Такая прозрачность процесса принятия решений способствует построению доверия к ним. Для этого в прогнозах важно избегать систематических ошибок в одну сторону и учитывать взаимосвязи между всеми секторами экономики. Кроме того, прогнозы должны быть относительно точными, то есть в среднем быть на уровне или лучше прогнозов других организаций.

НБУ регулярно проводит оценку точности своих прогнозов, сравнивая их с точностью оценок других организаций по четырем ключевым показателям: инфляция, ВВП, сальдо текущего счета и учетная ставка. Это важный инструмент подотчетности и усовершенствования методов прогнозирования.

Как свидетельствует проведенная оценка, в целом точность прогнозов НБУ на протяжении 2019–2024 годов была выше среднего уровня среди всех оцениваемых организаций, а по некорректируемым на продолжительность периода прогнозирования оценкам – одной из лучших по всем показателям. Прогнозы НБУ также не имели четкой систематической смещенности в одну сторону, несмотря на масштабы неопределенности и новые шоки в условиях войны;

  • тарифная политика США – carpe diem (пользуйся моментом).

Повышение тарифов со стороны США за предыдущие месяцы касалось как ближайших торговых партнеров – Канады и Мексики, так и стран, с которыми США имели профицит торговли. Это в какой-то степени наделяет тарифную политику свойствами переговорного инструмента. В то же время Украина благодаря дефициту торговли с США получила самую низкую пошлину – 10 %. Это создает определенные конкурентные преимущества в традиционных категориях экспорта, в том числе продовольствия.

Кроме того, потенциальное введение странами – ОТП США тарифов в ответ создаст предпосылки для расширения присутствия Украины на уже имеющихся рынках, в частности ЕС и Китая, и выход на новые. Наращивание экспорта может частично компенсировать ожидаемое сужение спроса со стороны стран – ОТП Украины;

  • влияние морского коридора на внешнюю торговлю: больше, быстрее, качественнее.

С началом полномасштабного вторжения экспортный потенциал Украины существенно снизился, в частности из-за блокирования морских путей. Открытие морского коридора в августе 2023 года стало важным стратегическим шагом для экономики. Это значительно облегчило логистику и обеспечило новые возможности экспорта. В первую очередь, благодаря наращиванию объемов вывоза товаров, в том числе за счет ранее накопленных запасов, расширению ассортимента перевозок морем, в частности продукции ГМК, и географии экспорта.

Беспрепятственная работа морского коридора дает уверенность экспортерам, стимулирует инвестиции в расширение производства и способствует дальнейшему снижению стоимости фрахта и страхования. Также расширение экспортных возможностей способствовало конвергенции экспортных цен на зерновые культуры до уровня мировых, что позволяет аграриям получать справедливую цену за свою продукцию.

Однако полноценное возобновление экспорта и его наращивание в долгосрочной перспективе потребуют обеспечение стабильности работы портовой инфраструктуры, дальнейшей оптимизации транспортных перевозок и увеличения производственного потенциала;

  • последствия тарифных войн для украинской экономики и монетарной политики.

Обновленный макропрогноз НБУ базируется на предположениях относительно умеренного влияния мировых тарифных войн на украинскую экономику, в частности, благодаря накопленному опыту стран по перестройке глобальных цепочек добавленной стоимости в период пандемии, высокой адаптивности украинских производителей к новым вызовам, а также ряду других разнонаправленных эффектов, которые будут компенсировать друг друга. В частности, временное удорожание логистики и укрепление евро будут компенсироваться эффектами от снижения цен на нефть на фоне охлаждения глобальной экономики и удешевления импортных товаров, которые будут перенаправляться с американского рынка в другие страны.

Со своей стороны, в условиях усиления общего уровня неопределенности и турбулентности на глобальных рынках, НБУ будет и дальше соблюдать принципы гибкого инфляционного таргетирования для сохранения доверия к монетарной политике и обеспечения макрофинансовой устойчивости. В случае обострения торговых конфликтов и развертывания валютных войн в мире, НБУ также будет готов обеспечить надлежащую курсовую гибкость во избежание накопления значительных внешнеэкономических дисбалансов. В то же время НБУ будет сохранять активное участие на валютном рынке, компенсировать структурный дефицит валюты в частном секторе и обеспечивать двусторонние умеренные колебания курса;

  • может ли конфискация «замороженных» российских активов повлиять на роль евро в глобальной экономике?

В январе 2025 года Украина получила первые 3 млрд евро от ЕС в рамках программы займов ERA Loans, которая будет погашена за счет поступлений от «замороженных» российских активов. Это событие не привело к заметной реакции на валютных или фондовых рынках, как и предыдущие этапы согласования этой программы в июне и октябре 2024 года. Однако даже такие ограниченные меры ранее вызвали опасения у Европейского центрального банка касательно потенциального негативного влияния на роль евро в мировой финансовой системе.

Пока евро уверенно занимает вторую после доллара США позицию как на международных финансовых рынках, так и в мировой торговле. Несмотря на ограничения торговли ЕС с россией и наложенные санкции (включая «заморозку» российских активов), доля евро в торговых расчетах и финансовых операциях остается почти неизменной. Так что полная конфискация российских активов в пользу Украины, вероятно, будет иметь незначительное влияние на восприятие третьими странами рисков использования евро. Синхронная конфискация всеми развитыми странами также будет ограничивать возможности диверсификации резервов странами с развивающимися рынками, в частности Китаем. Более того, в условиях высокой турбулентности евро может даже получить преимущества по отношению к доллару США и другим валютам;

  • обновленная Квартальная прогнозная модель для аналитической поддержки решений по монетарной политике.

НБУ использует полуструктурную Квартальную прогнозную модель (КПМ) для построения макроэкономических прогнозов и анализа монетарной политики. Текущий макророгноз построен с использованием обновленной версии модели КПМ+. Она учитывает изменения, произошедшие в экономике Украины в последние годы, в частности рост роли евро и изменение режимов валютно-курсовой политики. Кроме того, модель прямо инкорпорирует разные неявные цели для компонентов потребительской инфляции. Дальнейшее усовершенствование модели будет опираться на опыт исследований МВФ и фокусироваться, в частности, на включении декомпозиции ВВП по элементам расходов, учете показателей платежного баланса и количественной оценке влияния интервенций на валютном рынке.

НБУ

 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы