Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как заработает новый Порядок госмониторинга вод

02.10.2018

Правительство поддержало разработанный Минприроды Порядок осуществления государственного мониторинга вод, который начнет действовать в Украине с 1 января 2019 и введет европейскую систему мониторинга водных ресурсов. Чем новый порядок отличается от старого и чем это полезно для бизнеса и граждан.

Чем новый порядок лучше старого

Порядок устанавливает показатели, по которым осуществляется мониторинг водных ресурсов и государственные институты, которые несут ответственность за сбор и анализ данных. По сути – это инструкция относительно того, что анализировать, с какой периодичностью и где использовать. Ключевые отличия и преимущества нового мониторинга:

  • Мониторинг соответствует бассейновому принципу управления реками – то есть оценка состояния проводится для всего бассейна, а не по участку реки в пределах административного деления. На законодательном уровне интегрированное управление водными ресурсами по бассейновому принципу введено еще в 2016 году и сейчас ведется работа над созданием Бассейновых советов (органами управления речных бассейнов) и Планами управления бассейнами рек (реферат и Конституция для надлежащего менеджмента рек).

На практике это значит, что мы сможем проанализировать состояние всей реки целостно, с притоками, ручьями, устьем и так далее. Проанализировав, мы сможем выбрать необходимые меры для восстановления реки, ведь бассейновый принцип управления водными ресурсами также предусматривает, что финансовый механизм гарантирует непосредственную связь между платой за водопользование и финансированием приоритетных водоохранных мероприятий в пределах бассейна. В ходе первого года мониторинга (так называемый «диагностический мониторинг») все реки будут разделены на «больные» и «здоровые», и деньги направляются именно на больные, а не на все без разбора (в итоге – на никакие).

  • До реформы мониторинг касался всей реки, то есть несколько замеров проводились или в верховье реки или после населенных пунктов – полученные результаты приписывали всей реке. Сейчас мониторинг будет проводиться для каждого водного массива;
  • Ранее к рекк подходили, как к моделям – 90-60-60, большие глаза и высокие скулы, ведь для всех существовал одни эталон – горные реки. Например, часто на равнине реки есть коричневого цвета из-за наличия в них гуминовой кислоты, и поэтому их оценивали как грязные, хотя на самом деле – это норма для этих рек. Другой аспект сравнения рек – не одну с другой, а один и тот же речной бассейн с самим собой – в динамике;
  • Старый мониторинг учитывал небольшое количество показателей, в основном – чисто химических, некоторые из которых вообще не имели существенного значения. В новом порядка 45 приоритетных веществ-загрязнителей, абсолютная новация – биологические показатели, гидроморфологические и те, которые являются специфическими именно для этого бассейна. Важно и то, что различные показатели применяются к поверхностным, подземным и морским водам;
  • Трудно поверить, но по старой методике отсутствовала классификация состояния реки в целом – инструменты оценки данных существовал только по параметрам, и поэтому было сложно делать какие-либо выводы по мониторингу. Отныне предусмотрено 5 классов экологического состояния и 2 класса химического состояния водного массива. Все стандарты – аналогичные тем, что работают в ЕС;
  • Ранее сбор данных осуществляли Госводагентство, Гидромет, Госэкоинспекция, санэпидемиологических служба, и это только касалось поверхностных вод. Морские воды частично анализировал Гидромет (данных мало и только на прибрежной зоне).Каждая организация собирала данные в своих табличках, своем формате и единицах. В целом большая часть полномочий дублировалась. Сейчас Порядок устанавливает четкое распределение обязанностей, а Минприроды выполняет функцию сведения и координации работы;
  • Предыдущие новации касаются скорее структурной трансформации мониторинга, установления правил и бизнес-процессов, которые будут работать на единую цель, но все они останутся только мечтами на бумаге, если не будет обеспечена нормальная работа пунктов мониторинга. Сейчас работает несколько сотен, запланировано – несколько тысяч.

Задачи мониторинга

Мониторинг является неотъемлемой частью реформы экологического контроля (надзора) и ответственности, и основой для принятия любых управленческих решений. Обобщая, можно выделить следующие задачи, которые он выполняет:

  • реальная оценка состояния водных ресурсов и возможность принятия эффективных решений на основе достоверных данных;
  • общественность не просто получит доступ к информации о состоянии водных объектов, но будет иметь достоверную и верифицируемую информацию;
  • интеграция с ЕС – данные классифицированы по европейским стандартам и в полном соответствии водным директивам ЕС.

Результаты мониторинга должны отражаться в системе "Відкрите довкілля" и на геопортале водных ресурсов, по замыслу в показателях состояния воды будет легко разобраться – всего 5 цветов.

Чем проще система – тем труднее скрыть несоответствия или недостоверные факты, и это безусловная победа для каждого жителя страны.

Конечно, хотелось бы, чтобы в конечном счете в результате реформы мы могли бы без боязни купаться в любой реке, радоваться большому количеству рыб в реках и вообще биологическому разнообразию, но до этого времени нас ждет еще долгий путь:

  • выяснить реальное состояние водных объектов,
  • определить, где и какие меры необходимы и в дальнейшем;
  • постепенное целевое восстановления рек, которые в этом нуждаются.

Невозможно без последствий перепрыгнуть через один из этих этапов, особенно учитывая, что каждый из них требует значительных средств. Выход из ситуации – постепенность, систематичность и настойчивость.

https://biz.nv.ua

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу Трудоустройство лиц с инвалидностью: ключевые изменения для работодателей с 1 января 2026 года Обновлены правила для определения критически важных предприятий Изменен Поря...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
18.11.2025
Защита прав собственников имущества: что предлагает Офис противодействия рейдерству Минюста
Можно ли защитить бизнесу имущественные права во внесудебном порядке? Как это сделать и куда обращаться? Больше по теме: Аренда коммунального имущества в период войны: освобождение от арендной платы, снижение ставки, досрочное расторжение договора Аренда коммунального имущества: нюансы заключения ...
18.11.2025
Старт конкурса инновационных решений в сфере разумного фермерства
Финансирование решений, повышающих производительность и постоянство агросектора: стартовал конкурс инновационных решений в сфере разумного фермерства. Больше по теме: Учет грантов и международной технической помощи Бюджетные гранты: как применять разницы по налогу на прибыль Technical University o...
18.11.2025
На портале «Дія.Бізнес» появилась рамка цифровой зрелости МСБ
Инструменты для оценивания цифровой зрелости предпринимательства от Дія.Бізнес. Что это такое и для чего рамка цифровой зрелости МСБ? На портале «Дія.Бізнес» появилась рамка цифровой зрелости МСБ – комплекс инструментов для оценивания и развития цифровой способности бизнеса. Они по...
Лучшие материалы