Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как заработает новый Порядок госмониторинга вод

02.10.2018

Правительство поддержало разработанный Минприроды Порядок осуществления государственного мониторинга вод, который начнет действовать в Украине с 1 января 2019 и введет европейскую систему мониторинга водных ресурсов. Чем новый порядок отличается от старого и чем это полезно для бизнеса и граждан.

Чем новый порядок лучше старого

Порядок устанавливает показатели, по которым осуществляется мониторинг водных ресурсов и государственные институты, которые несут ответственность за сбор и анализ данных. По сути – это инструкция относительно того, что анализировать, с какой периодичностью и где использовать. Ключевые отличия и преимущества нового мониторинга:

  • Мониторинг соответствует бассейновому принципу управления реками – то есть оценка состояния проводится для всего бассейна, а не по участку реки в пределах административного деления. На законодательном уровне интегрированное управление водными ресурсами по бассейновому принципу введено еще в 2016 году и сейчас ведется работа над созданием Бассейновых советов (органами управления речных бассейнов) и Планами управления бассейнами рек (реферат и Конституция для надлежащего менеджмента рек).

На практике это значит, что мы сможем проанализировать состояние всей реки целостно, с притоками, ручьями, устьем и так далее. Проанализировав, мы сможем выбрать необходимые меры для восстановления реки, ведь бассейновый принцип управления водными ресурсами также предусматривает, что финансовый механизм гарантирует непосредственную связь между платой за водопользование и финансированием приоритетных водоохранных мероприятий в пределах бассейна. В ходе первого года мониторинга (так называемый «диагностический мониторинг») все реки будут разделены на «больные» и «здоровые», и деньги направляются именно на больные, а не на все без разбора (в итоге – на никакие).

  • До реформы мониторинг касался всей реки, то есть несколько замеров проводились или в верховье реки или после населенных пунктов – полученные результаты приписывали всей реке. Сейчас мониторинг будет проводиться для каждого водного массива;
  • Ранее к рекк подходили, как к моделям – 90-60-60, большие глаза и высокие скулы, ведь для всех существовал одни эталон – горные реки. Например, часто на равнине реки есть коричневого цвета из-за наличия в них гуминовой кислоты, и поэтому их оценивали как грязные, хотя на самом деле – это норма для этих рек. Другой аспект сравнения рек – не одну с другой, а один и тот же речной бассейн с самим собой – в динамике;
  • Старый мониторинг учитывал небольшое количество показателей, в основном – чисто химических, некоторые из которых вообще не имели существенного значения. В новом порядка 45 приоритетных веществ-загрязнителей, абсолютная новация – биологические показатели, гидроморфологические и те, которые являются специфическими именно для этого бассейна. Важно и то, что различные показатели применяются к поверхностным, подземным и морским водам;
  • Трудно поверить, но по старой методике отсутствовала классификация состояния реки в целом – инструменты оценки данных существовал только по параметрам, и поэтому было сложно делать какие-либо выводы по мониторингу. Отныне предусмотрено 5 классов экологического состояния и 2 класса химического состояния водного массива. Все стандарты – аналогичные тем, что работают в ЕС;
  • Ранее сбор данных осуществляли Госводагентство, Гидромет, Госэкоинспекция, санэпидемиологических служба, и это только касалось поверхностных вод. Морские воды частично анализировал Гидромет (данных мало и только на прибрежной зоне).Каждая организация собирала данные в своих табличках, своем формате и единицах. В целом большая часть полномочий дублировалась. Сейчас Порядок устанавливает четкое распределение обязанностей, а Минприроды выполняет функцию сведения и координации работы;
  • Предыдущие новации касаются скорее структурной трансформации мониторинга, установления правил и бизнес-процессов, которые будут работать на единую цель, но все они останутся только мечтами на бумаге, если не будет обеспечена нормальная работа пунктов мониторинга. Сейчас работает несколько сотен, запланировано – несколько тысяч.

Задачи мониторинга

Мониторинг является неотъемлемой частью реформы экологического контроля (надзора) и ответственности, и основой для принятия любых управленческих решений. Обобщая, можно выделить следующие задачи, которые он выполняет:

  • реальная оценка состояния водных ресурсов и возможность принятия эффективных решений на основе достоверных данных;
  • общественность не просто получит доступ к информации о состоянии водных объектов, но будет иметь достоверную и верифицируемую информацию;
  • интеграция с ЕС – данные классифицированы по европейским стандартам и в полном соответствии водным директивам ЕС.

Результаты мониторинга должны отражаться в системе "Відкрите довкілля" и на геопортале водных ресурсов, по замыслу в показателях состояния воды будет легко разобраться – всего 5 цветов.

Чем проще система – тем труднее скрыть несоответствия или недостоверные факты, и это безусловная победа для каждого жителя страны.

Конечно, хотелось бы, чтобы в конечном счете в результате реформы мы могли бы без боязни купаться в любой реке, радоваться большому количеству рыб в реках и вообще биологическому разнообразию, но до этого времени нас ждет еще долгий путь:

  • выяснить реальное состояние водных объектов,
  • определить, где и какие меры необходимы и в дальнейшем;
  • постепенное целевое восстановления рек, которые в этом нуждаются.

Невозможно без последствий перепрыгнуть через один из этих этапов, особенно учитывая, что каждый из них требует значительных средств. Выход из ситуации – постепенность, систематичность и настойчивость.

https://biz.nv.ua

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ПФУ и Гоструда утвердили годовые планы проверок на 2026 год Базовая военная служба и трудовые гарантии: предлагают новые изменения Конечный срок подачи трудовых книжек в ПФУ предлагают отсрочить Закон о Государственном бюджете на 2026 год принят Бизнес см...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
09.12.2025
Дайджест запросов на партнерство для экспортеров от 08.12.2025
Дайджест содержит интересные тендерные возможности в странах ЕС в рамках Соглашения о публичных закупках, связанных с мебельной промышленностью и машиностроением. Больше по теме: По условиям гранта предприниматель должен трудоустроить работников: как это отразить в налоговом расчете по НДФЛ и ЕСВ? ...
09.12.2025
В Украине возобновляются опросы домохозяйств
Цель опросов – получить объективную информацию о том, как живут украинские семьи сегодня: какие имеют условия проживания, потребности и доступ к услугам, на что тратят средства, а также как война повлияла на их благосостояние и состояние здоровья. Больше по теме: Финансовая и статистическая о...
08.12.2025
Клуб «Белого бизнеса» увеличился на 489 плательщиков
Эти плательщики за январь – ноябрь 2025 года уплатили 252,5 млрд грн налогов в сводный бюджет. Это 13 % от общего объема налоговых платежей. Больше по теме: Предприятие включено в «Клуб белого бизнеса»: что это означает? «Клуб белого бизнеса»: кто может стать его член...
Лучшие материалы