Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как заработает новый Порядок госмониторинга вод

02.10.2018 314 1 0

Правительство поддержало разработанный Минприроды Порядок осуществления государственного мониторинга вод, который начнет действовать в Украине с 1 января 2019 и введет европейскую систему мониторинга водных ресурсов. Чем новый порядок отличается от старого и чем это полезно для бизнеса и граждан.

Чем новый порядок лучше старого

Порядок устанавливает показатели, по которым осуществляется мониторинг водных ресурсов и государственные институты, которые несут ответственность за сбор и анализ данных. По сути – это инструкция относительно того, что анализировать, с какой периодичностью и где использовать. Ключевые отличия и преимущества нового мониторинга:

  • Мониторинг соответствует бассейновому принципу управления реками – то есть оценка состояния проводится для всего бассейна, а не по участку реки в пределах административного деления. На законодательном уровне интегрированное управление водными ресурсами по бассейновому принципу введено еще в 2016 году и сейчас ведется работа над созданием Бассейновых советов (органами управления речных бассейнов) и Планами управления бассейнами рек (реферат и Конституция для надлежащего менеджмента рек).
1 из 1

На практике это значит, что мы сможем проанализировать состояние всей реки целостно, с притоками, ручьями, устьем и так далее. Проанализировав, мы сможем выбрать необходимые меры для восстановления реки, ведь бассейновый принцип управления водными ресурсами также предусматривает, что финансовый механизм гарантирует непосредственную связь между платой за водопользование и финансированием приоритетных водоохранных мероприятий в пределах бассейна. В ходе первого года мониторинга (так называемый «диагностический мониторинг») все реки будут разделены на «больные» и «здоровые», и деньги направляются именно на больные, а не на все без разбора (в итоге – на никакие).

1 из 1
  • До реформы мониторинг касался всей реки, то есть несколько замеров проводились или в верховье реки или после населенных пунктов – полученные результаты приписывали всей реке. Сейчас мониторинг будет проводиться для каждого водного массива;
  • Ранее к рекк подходили, как к моделям – 90-60-60, большие глаза и высокие скулы, ведь для всех существовал одни эталон – горные реки. Например, часто на равнине реки есть коричневого цвета из-за наличия в них гуминовой кислоты, и поэтому их оценивали как грязные, хотя на самом деле – это норма для этих рек. Другой аспект сравнения рек – не одну с другой, а один и тот же речной бассейн с самим собой – в динамике;
  • Старый мониторинг учитывал небольшое количество показателей, в основном – чисто химических, некоторые из которых вообще не имели существенного значения. В новом порядка 45 приоритетных веществ-загрязнителей, абсолютная новация – биологические показатели, гидроморфологические и те, которые являются специфическими именно для этого бассейна. Важно и то, что различные показатели применяются к поверхностным, подземным и морским водам;
  • Трудно поверить, но по старой методике отсутствовала классификация состояния реки в целом – инструменты оценки данных существовал только по параметрам, и поэтому было сложно делать какие-либо выводы по мониторингу. Отныне предусмотрено 5 классов экологического состояния и 2 класса химического состояния водного массива. Все стандарты – аналогичные тем, что работают в ЕС;
  • Ранее сбор данных осуществляли Госводагентство, Гидромет, Госэкоинспекция, санэпидемиологических служба, и это только касалось поверхностных вод. Морские воды частично анализировал Гидромет (данных мало и только на прибрежной зоне).Каждая организация собирала данные в своих табличках, своем формате и единицах. В целом большая часть полномочий дублировалась. Сейчас Порядок устанавливает четкое распределение обязанностей, а Минприроды выполняет функцию сведения и координации работы;
  • Предыдущие новации касаются скорее структурной трансформации мониторинга, установления правил и бизнес-процессов, которые будут работать на единую цель, но все они останутся только мечтами на бумаге, если не будет обеспечена нормальная работа пунктов мониторинга. Сейчас работает несколько сотен, запланировано – несколько тысяч.
1 из 1

Задачи мониторинга

Мониторинг является неотъемлемой частью реформы экологического контроля (надзора) и ответственности, и основой для принятия любых управленческих решений. Обобщая, можно выделить следующие задачи, которые он выполняет:

  • реальная оценка состояния водных ресурсов и возможность принятия эффективных решений на основе достоверных данных;
  • общественность не просто получит доступ к информации о состоянии водных объектов, но будет иметь достоверную и верифицируемую информацию;
  • интеграция с ЕС – данные классифицированы по европейским стандартам и в полном соответствии водным директивам ЕС.

Результаты мониторинга должны отражаться в системе "Відкрите довкілля" и на геопортале водных ресурсов, по замыслу в показателях состояния воды будет легко разобраться – всего 5 цветов.

Чем проще система – тем труднее скрыть несоответствия или недостоверные факты, и это безусловная победа для каждого жителя страны.

Конечно, хотелось бы, чтобы в конечном счете в результате реформы мы могли бы без боязни купаться в любой реке, радоваться большому количеству рыб в реках и вообще биологическому разнообразию, но до этого времени нас ждет еще долгий путь:

  • выяснить реальное состояние водных объектов,
  • определить, где и какие меры необходимы и в дальнейшем;
  • постепенное целевое восстановления рек, которые в этом нуждаются.

Невозможно без последствий перепрыгнуть через один из этих этапов, особенно учитывая, что каждый из них требует значительных средств. Выход из ситуации – постепенность, систематичность и настойчивость.

https://biz.nv.ua

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Лучшие материалы