Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как заработает новый Порядок госмониторинга вод

02.10.2018

Правительство поддержало разработанный Минприроды Порядок осуществления государственного мониторинга вод, который начнет действовать в Украине с 1 января 2019 и введет европейскую систему мониторинга водных ресурсов. Чем новый порядок отличается от старого и чем это полезно для бизнеса и граждан.

Чем новый порядок лучше старого

Порядок устанавливает показатели, по которым осуществляется мониторинг водных ресурсов и государственные институты, которые несут ответственность за сбор и анализ данных. По сути – это инструкция относительно того, что анализировать, с какой периодичностью и где использовать. Ключевые отличия и преимущества нового мониторинга:

  • Мониторинг соответствует бассейновому принципу управления реками – то есть оценка состояния проводится для всего бассейна, а не по участку реки в пределах административного деления. На законодательном уровне интегрированное управление водными ресурсами по бассейновому принципу введено еще в 2016 году и сейчас ведется работа над созданием Бассейновых советов (органами управления речных бассейнов) и Планами управления бассейнами рек (реферат и Конституция для надлежащего менеджмента рек).

На практике это значит, что мы сможем проанализировать состояние всей реки целостно, с притоками, ручьями, устьем и так далее. Проанализировав, мы сможем выбрать необходимые меры для восстановления реки, ведь бассейновый принцип управления водными ресурсами также предусматривает, что финансовый механизм гарантирует непосредственную связь между платой за водопользование и финансированием приоритетных водоохранных мероприятий в пределах бассейна. В ходе первого года мониторинга (так называемый «диагностический мониторинг») все реки будут разделены на «больные» и «здоровые», и деньги направляются именно на больные, а не на все без разбора (в итоге – на никакие).

  • До реформы мониторинг касался всей реки, то есть несколько замеров проводились или в верховье реки или после населенных пунктов – полученные результаты приписывали всей реке. Сейчас мониторинг будет проводиться для каждого водного массива;
  • Ранее к рекк подходили, как к моделям – 90-60-60, большие глаза и высокие скулы, ведь для всех существовал одни эталон – горные реки. Например, часто на равнине реки есть коричневого цвета из-за наличия в них гуминовой кислоты, и поэтому их оценивали как грязные, хотя на самом деле – это норма для этих рек. Другой аспект сравнения рек – не одну с другой, а один и тот же речной бассейн с самим собой – в динамике;
  • Старый мониторинг учитывал небольшое количество показателей, в основном – чисто химических, некоторые из которых вообще не имели существенного значения. В новом порядка 45 приоритетных веществ-загрязнителей, абсолютная новация – биологические показатели, гидроморфологические и те, которые являются специфическими именно для этого бассейна. Важно и то, что различные показатели применяются к поверхностным, подземным и морским водам;
  • Трудно поверить, но по старой методике отсутствовала классификация состояния реки в целом – инструменты оценки данных существовал только по параметрам, и поэтому было сложно делать какие-либо выводы по мониторингу. Отныне предусмотрено 5 классов экологического состояния и 2 класса химического состояния водного массива. Все стандарты – аналогичные тем, что работают в ЕС;
  • Ранее сбор данных осуществляли Госводагентство, Гидромет, Госэкоинспекция, санэпидемиологических служба, и это только касалось поверхностных вод. Морские воды частично анализировал Гидромет (данных мало и только на прибрежной зоне).Каждая организация собирала данные в своих табличках, своем формате и единицах. В целом большая часть полномочий дублировалась. Сейчас Порядок устанавливает четкое распределение обязанностей, а Минприроды выполняет функцию сведения и координации работы;
  • Предыдущие новации касаются скорее структурной трансформации мониторинга, установления правил и бизнес-процессов, которые будут работать на единую цель, но все они останутся только мечтами на бумаге, если не будет обеспечена нормальная работа пунктов мониторинга. Сейчас работает несколько сотен, запланировано – несколько тысяч.

Задачи мониторинга

Мониторинг является неотъемлемой частью реформы экологического контроля (надзора) и ответственности, и основой для принятия любых управленческих решений. Обобщая, можно выделить следующие задачи, которые он выполняет:

  • реальная оценка состояния водных ресурсов и возможность принятия эффективных решений на основе достоверных данных;
  • общественность не просто получит доступ к информации о состоянии водных объектов, но будет иметь достоверную и верифицируемую информацию;
  • интеграция с ЕС – данные классифицированы по европейским стандартам и в полном соответствии водным директивам ЕС.

Результаты мониторинга должны отражаться в системе "Відкрите довкілля" и на геопортале водных ресурсов, по замыслу в показателях состояния воды будет легко разобраться – всего 5 цветов.

Чем проще система – тем труднее скрыть несоответствия или недостоверные факты, и это безусловная победа для каждого жителя страны.

Конечно, хотелось бы, чтобы в конечном счете в результате реформы мы могли бы без боязни купаться в любой реке, радоваться большому количеству рыб в реках и вообще биологическому разнообразию, но до этого времени нас ждет еще долгий путь:

  • выяснить реальное состояние водных объектов,
  • определить, где и какие меры необходимы и в дальнейшем;
  • постепенное целевое восстановления рек, которые в этом нуждаются.

Невозможно без последствий перепрыгнуть через один из этих этапов, особенно учитывая, что каждый из них требует значительных средств. Выход из ситуации – постепенность, систематичность и настойчивость.

https://biz.nv.ua

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
07.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025) ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 26.09.2025 Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии ГНС отвечает на актуальные вопрос...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
08.10.2025
Гранты на восстановление поврежденных предприятий
ЕБРР и Швейцария объявляет отбор малых и средних предприятий для участия в грантовой программе по реконструкции. Кого это касается и как поучаствовать – в этом материале. Больше по теме: По условиям гранта предприниматель должен трудоустроить работников: как это отразить в налоговом расчете п...
08.10.2025
Инновационные решения для PV-систем: грантовая программа
Грантовая программа разработки и внедрения инновационных решений для PV-систем: для кого предназначена и как поучаствовать – рассмотрим в этом материале Больше по теме: По условиям гранта предприниматель должен трудоустроить работников: как это отразить в налоговом расчете по НДФЛ и ЕСВ? Бюд...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Лучшие материалы