Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как сэкономить в будущем, инвестируя сейчас

17.10.2017

В Украине началась реформа электроэнергетики, старт которой дал закон «О рынке электроэнергии», вступивший в силу 11 июня 2017. Уже с июля 2019-му он должен полноценно заработать. На место устаревшей модели с фиксированными тарифами должен прийти свободный рынок, где электроэнергия станет товаром, количество игроков увеличится, а главным субъектом будет потребитель, который сможет выбирать, у кого ему покупать этот товар. К каким изменениям и расходов нужно быть готовым украинскому потребителю, и на какой отложенный эффект можно рассчитывать.

Действующая модель рынка, по которой отрасль работает более 20 лет, прежде всего ориентирована на производителя электроэнергии. Как минимум потому, что он способен контролировать уровень своих расходов, в отличие, например, от металлургического комбината, практически не влияет на свой счет за электроэнергию. Производственный цикл изменить нелегко, цену на электроэнергию назначают «сверху», а потому доля електрозатрат в себестоимости остается неизменной и, все чаще, неподъемной величиной для коммерческой деятельности.

Возможность для предприятия самому регулировать эти расходы задачей-максимум нового закона «О рынке электроэнергии».

Лучшая демонстрация потребностей в реформе рынка - сопоставление доли затрат на электроэнергию в отечественных компаний и соответствующих расходов у компаний из промышленно развитых стран. Фактически, данный график показывает, сколько в общем ВВП страны составляет оплата за электроэнергию.

Как видим, доля электроэнергетики в промышленно развитых странах колеблется в пределах 3-4%, а в экономике Украины она составляет 6,3%. Главная причина этой разницы - высокая доля энергоемкой промышленности в структуре отечественного ВВП и недостаточная энергоэффективность производства.

Эксперты считают, что в условиях открытого рынка, если цены на электроэнергию не контролировать, а ввести политику так называемой laissez-faire (принцип невмешательства. - Авт.), Рынок сам будет сдерживать нагрузки и не выйдет за пределы 4%.

В случае превышения этого лимита потребитель будет заинтересован в оптимизации расходов. Например, кто проводит энергоаудит; кто отключается от общих сетей и создает собственные энергообъекты в обход системы; кто ищет альтернативные варианты по снабжению. Одним словом, потребитель начинает активно заниматься энергоэффективностью.

На графике, приведенном ниже, можно увидеть четкую тенденцию: чем выше энергоемкость экономики страны, тем ниже тарифы, и наоборот. Например, в Китае тарифы низкие, а энергоемкость высока. Но умножив тариф в Китае ($ 0,08) на электроемкость (0,5 кВт * ч / $), мы, таким образом, «взвешиваем» долю электроэнергетики в экономике страны и получаем 4%.

Превышение этого индикативного показателя может свидетельствовать о вмешательстве государства в процессы ценообразования - установление тарифов регуляторным путем. Впрочем, есть интересные исключения.

В том же Китае еще в 2012 году доля энергетики в ВВП составила 5,5%, что было осознанным решением властей и объяснялось быстрым развитием энергетической отрасли - введением новых мощностей для обеспечения промышленного роста. Также действовала большая экологическая программа, в рамках которой интенсивно вводились в эксплуатацию мощности дорогой ветряной и солнечной генерации.

В Европе примером страны, которая выходила за рамки 4% -ного лимита, была Германия. С 2002 года в стране стартовала программа Energiewende ( «Энергетический поворот»), ориентированная на постепенном отказе от ядерной энергетики и почти полный переход на возобновляемые источники. В итоге «немецкий поворот» обернулся для потребителей 64% ростом тарифа.

Однако стоит отметить, что в течение двух лет немецкие власти проводили публичные слушания, освещая все возможные последствия для участников рынка: тарифы, влияние на энергосистему, экономику предприятий, экологии. Потребители, «подписавшись» на будущие миллиардные расходы, решение принимали взвешенно и сознательно, разделяя позицию истеблишмента. При сильной позиции потребителя такой подход является единственно возможным при уходе в сторону рыночного ценообразования.

В период 2008-2010 годов электроэнергетика составила чуть менее 5% в валовом доходе страны. Но уже с 2011 года ситуация начала стабилизироваться, и доля энергетической отрасли снизилась до отметки 3-3,5%.

Опираясь на опыт европейских стран, со всей ответственностью можно предположить, что внедрение рыночных механизмов в чистом виде будет способствовать снижению совокупных платежей потребителей с уровня 6,3% до 4% ВВП Украины. И это станет возможным либо за счет снижения расходов электроэнергии, в основном в промышленном секторе (программы по энергоэффективности), или путем снижения цены производителем электроэнергии.

Острая конкуренция на рынке рано или поздно потребует от генерирующих компаний выводить устаревшие мощности, наращивать программы по модернизации, повышать производительность и снижать эксплуатационные расходы. Например, на сегодня около 80% украинских сетей изношены, и, по разным оценкам, только инфраструктура требует $ 20-30 млрд для восстановления. Программы модернизации и энергоэффективности придадут мощный стимул для развития всех отраслей промышленности Украины.

Со своей стороны бытовые потребители тоже должны научиться существовать в свободном рынке электроэнергетики. Сегодня европейские энергокомпании внедряют современные сервисы, облегчающие коммуникацию с клиентом и помогают ему экономить. Это и мобильные приложения (интернет-сервисы) по мониторингу и управлению энергопотреблением в реальном времени, и инновационные решения для установления тарифов и сервисы по удаленному управлению потреблением в домах. Все это уже есть, и украинцы могут начинать внедрять эти технологии в своих домах.

Источник: https://mind.ua/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025 З 28 серпня Господарський кодекс втратить чинність: що передбачає реформа Уряд оновив порядок перетину кордону особами від 18 до 22 років Президент підписа...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
05.09.2025
В Дії стали доступны все форматы цифровой подписи для ЕС
Приложение «Дія» теперь поддерживает формат XAdES для Дія.Підпис. Это значительно расширяет возможности украинцев по взаимодействию с европейскими сервисами и партнерами.  Больше по теме: Электронный документооборот: согласование с контрагентами Приложение «Дія» теперь ...
05.09.2025
ГНС называет ключевые преимущества использования SAF-T UA для плательщиков
SAF-T UA – это не только техническое решение, но и важный шаг к новой налоговой культуре, объединяющей украинский опыт с лучшими мировыми практиками. Больше по теме: Проверки контролирующими органами: что важно знать субъектам хозяйствования Важный шаг к цифровизации налогового контроля. ГНС ...
05.09.2025
Что предлагает Минэкономики для дерегулирования и улучшения бизнес-климата
Инструменты, которые обеспечат работу новой системы: «Пульс» – единая точка входа для сигналов от бизнеса; Дашборд бизнес-климата – агрегирует все проблемы и отражает их статус решения; регулярные data-driven отчеты для руководства государства; цифровые сервисы «єД...
Лучшие материалы