Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как сэкономить в будущем, инвестируя сейчас

17.10.2017

В Украине началась реформа электроэнергетики, старт которой дал закон «О рынке электроэнергии», вступивший в силу 11 июня 2017. Уже с июля 2019-му он должен полноценно заработать. На место устаревшей модели с фиксированными тарифами должен прийти свободный рынок, где электроэнергия станет товаром, количество игроков увеличится, а главным субъектом будет потребитель, который сможет выбирать, у кого ему покупать этот товар. К каким изменениям и расходов нужно быть готовым украинскому потребителю, и на какой отложенный эффект можно рассчитывать.

Действующая модель рынка, по которой отрасль работает более 20 лет, прежде всего ориентирована на производителя электроэнергии. Как минимум потому, что он способен контролировать уровень своих расходов, в отличие, например, от металлургического комбината, практически не влияет на свой счет за электроэнергию. Производственный цикл изменить нелегко, цену на электроэнергию назначают «сверху», а потому доля електрозатрат в себестоимости остается неизменной и, все чаще, неподъемной величиной для коммерческой деятельности.

Возможность для предприятия самому регулировать эти расходы задачей-максимум нового закона «О рынке электроэнергии».

Лучшая демонстрация потребностей в реформе рынка - сопоставление доли затрат на электроэнергию в отечественных компаний и соответствующих расходов у компаний из промышленно развитых стран. Фактически, данный график показывает, сколько в общем ВВП страны составляет оплата за электроэнергию.

Как видим, доля электроэнергетики в промышленно развитых странах колеблется в пределах 3-4%, а в экономике Украины она составляет 6,3%. Главная причина этой разницы - высокая доля энергоемкой промышленности в структуре отечественного ВВП и недостаточная энергоэффективность производства.

Эксперты считают, что в условиях открытого рынка, если цены на электроэнергию не контролировать, а ввести политику так называемой laissez-faire (принцип невмешательства. - Авт.), Рынок сам будет сдерживать нагрузки и не выйдет за пределы 4%.

В случае превышения этого лимита потребитель будет заинтересован в оптимизации расходов. Например, кто проводит энергоаудит; кто отключается от общих сетей и создает собственные энергообъекты в обход системы; кто ищет альтернативные варианты по снабжению. Одним словом, потребитель начинает активно заниматься энергоэффективностью.

На графике, приведенном ниже, можно увидеть четкую тенденцию: чем выше энергоемкость экономики страны, тем ниже тарифы, и наоборот. Например, в Китае тарифы низкие, а энергоемкость высока. Но умножив тариф в Китае ($ 0,08) на электроемкость (0,5 кВт * ч / $), мы, таким образом, «взвешиваем» долю электроэнергетики в экономике страны и получаем 4%.

Превышение этого индикативного показателя может свидетельствовать о вмешательстве государства в процессы ценообразования - установление тарифов регуляторным путем. Впрочем, есть интересные исключения.

В том же Китае еще в 2012 году доля энергетики в ВВП составила 5,5%, что было осознанным решением властей и объяснялось быстрым развитием энергетической отрасли - введением новых мощностей для обеспечения промышленного роста. Также действовала большая экологическая программа, в рамках которой интенсивно вводились в эксплуатацию мощности дорогой ветряной и солнечной генерации.

В Европе примером страны, которая выходила за рамки 4% -ного лимита, была Германия. С 2002 года в стране стартовала программа Energiewende ( «Энергетический поворот»), ориентированная на постепенном отказе от ядерной энергетики и почти полный переход на возобновляемые источники. В итоге «немецкий поворот» обернулся для потребителей 64% ростом тарифа.

Однако стоит отметить, что в течение двух лет немецкие власти проводили публичные слушания, освещая все возможные последствия для участников рынка: тарифы, влияние на энергосистему, экономику предприятий, экологии. Потребители, «подписавшись» на будущие миллиардные расходы, решение принимали взвешенно и сознательно, разделяя позицию истеблишмента. При сильной позиции потребителя такой подход является единственно возможным при уходе в сторону рыночного ценообразования.

В период 2008-2010 годов электроэнергетика составила чуть менее 5% в валовом доходе страны. Но уже с 2011 года ситуация начала стабилизироваться, и доля энергетической отрасли снизилась до отметки 3-3,5%.

Опираясь на опыт европейских стран, со всей ответственностью можно предположить, что внедрение рыночных механизмов в чистом виде будет способствовать снижению совокупных платежей потребителей с уровня 6,3% до 4% ВВП Украины. И это станет возможным либо за счет снижения расходов электроэнергии, в основном в промышленном секторе (программы по энергоэффективности), или путем снижения цены производителем электроэнергии.

Острая конкуренция на рынке рано или поздно потребует от генерирующих компаний выводить устаревшие мощности, наращивать программы по модернизации, повышать производительность и снижать эксплуатационные расходы. Например, на сегодня около 80% украинских сетей изношены, и, по разным оценкам, только инфраструктура требует $ 20-30 млрд для восстановления. Программы модернизации и энергоэффективности придадут мощный стимул для развития всех отраслей промышленности Украины.

Со своей стороны бытовые потребители тоже должны научиться существовать в свободном рынке электроэнергетики. Сегодня европейские энергокомпании внедряют современные сервисы, облегчающие коммуникацию с клиентом и помогают ему экономить. Это и мобильные приложения (интернет-сервисы) по мониторингу и управлению энергопотреблением в реальном времени, и инновационные решения для установления тарифов и сервисы по удаленному управлению потреблением в домах. Все это уже есть, и украинцы могут начинать внедрять эти технологии в своих домах.

Источник: https://mind.ua/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
21.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС изменила План-график: какие отрасли и регионы будут проверять больше всего Актуальные вопросы касательно оцифровки трудовых книжек: разъяснение ПФУ Кабмин запускает новый модуль управления рисками для проверок бизнеса Правила заполнения трудовых книжек...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
24.10.2025
Что задекларировано в Отчетах о КИК за 2024 год: обзор от ГНС
Ознакомьтесь с аналитикой по контролируемым опрециям 2024 года. Отчеты сданы, статистика по ним готова.  Больше по теме: Как заполнить приложение КІК КИК-отчетность: подача физлицами К началу октября налогоплательщики направили в ГНС 2 797 отчетов о контролируемых операциях за 2024 год. Это н...
24.10.2025
Учетная ставка НБУ сохранена на уровне 15,5 %
Такое решение НБУ учитывает, что, несмотря на снижение инфляции в последние месяцы, инфляционные ожидания остаются высокими, а проинфляционные риски связанные, в частности, с ростом энергодефицита и бюджетных потребностей, усилились.  Больше по теме: Валютные послабления от НБУ: дивиденды за 2...
22.10.2025
Кабмин расширил сферы хозяйственной деятельности по закупкам для восстановления критической инфраструктуры
Расширен перечень СХ, которые могут осуществлять закупки для строительства, ремонта и т. п. путем заключения договора без проведения открытых торгов или электронного каталога. Кого это касается? Больше по теме: Положение о закупке, учете и списании горючего на предприятии Тендерное обеспечение в п...
Лучшие материалы