По базовому сценарию прогноза НБУ, инфляция снизится до 9,2 % в конце этого года и в дальнейшем будет направляться к цели 5 %, которой достигнет в 2027 году. Рост экономики в этом году замедлится до 1,9 %, а в последующие годы несколько ускорится до 2-3 % в год.
Базовый сценарий прогноза НБУ основывается на предположении о постепенной нормализации условий функционирования экономики. Он учитывает последствия роста интенсивности обстрелов и разрушений, дополнительное увеличение расходов на оборону в 2025 году, а также потребности в больших объемах внешнего финансирования на прогнозном горизонте.
Подробный анализ и прогноз макроэкономической ситуации опубликован в ежеквартальном Инфляционном отчете за октябрь 2025 года.
Инфляция будет постепенно снижаться и достигнет 5 % в конце 2027 года
Замедление инфляции в ближайшие месяцы будет обеспечиваться, прежде всего, высоким предложением продовольствия. В течение следующих трех кварталов цены на овощи будут ниже, чем в прошлом. Выше прошлогоднего урожая зерновых будет сдерживать дальнейшее подорожание муки и обработанных товаров. Это также замедлит рост цен на корма и мясо.
Снижению темпов роста цен также будут способствовать меры монетарной политики НБУ, направленные на сохранение интереса населения к гривневым инструментам для сбережений и устойчивости валютного рынка. Для этого НБУ будет поддерживать относительно жесткие монетарные условия на прогнозном горизонте.
В то же время существует ряд факторов, которые будут сдерживать снижение инфляции. Речь идет, в частности, об увеличении дефицита электроэнергии и рисках перебоев с электроснабжением, а также о высоких темпах повышения административно-регулируемых цен на прогнозном горизонте.
Учитывая все эти факторы, прогноз НБУ предусматривает, что инфляция будет снижаться постепенно – до 9,2 % в 2025 году, 6,6 % в 2026 году и до 5 % по итогам 2027 года.
Рост экономики ускорится в последующих годах, но останется сдержанным из-за последствий войны
НБУ пересмотрел прогноз роста ВВП в 2025 году до 1,9 %, учитывая разрушение инфраструктуры и газодобывающих мощностей и хуже, чем ожидалось, результаты II квартала. Влияние этих факторов частично компенсируется эффектами высоких бюджетных расходов. Рост экономики в этом году будет поддерживать устойчивый потребительский спрос, мягкая фискальная политика и активизация сельского хозяйства во втором полугодии.
В 2026 году восстановление экономики будет оставаться сдержанным (2 %) из-за рисков безопасности и дефицита электроэнергии. В дальнейшем ожидается умеренное ускорение темпов роста ВВП до 2,8 % в 2027 году за счет наращивания урожаев и увеличения инвестиций в проекты восстановления и оборонного комплекса. В то же время, дефицит кадров будет сдерживать восстановление на прогнозном горизонте.
Спрос на работников останется устойчивым, что поддержит снижение безработицы и рост зарплат
В этом году ситуация с поиском квалифицированных кадров несколько улучшилась, однако оставалась напряженной. Учитывая высокий спрос на рынке труда, ожидается, что безработица будет постепенно снижаться – до около 11 % в 2025 году, 10 % в 2026 году и 9 % в 2027 году. Темпы роста зарплат несколько снизятся по сравнению с прошлым годом, но и дальше будут опережать инфляцию. По прогнозу НБУ, реальные зарплаты в 2025 году вырастут около 6 %, а в 2026–2027 годах – на 4-5 % ежегодно.
Объемы международной помощи будут достаточны для безэмиссионного финансирования дефицита бюджета
Учитывая расширение оборонных потребностей, НБУ пересмотрел предположение о дефиците бюджета на 2025 год до 25 % ВВП. Снижение показателя в последующие годы будет постепенным, учитывая необходимость поддержки обороноспособности и восстановления. Ожидается, что в 2026 году бюджетный дефицит уменьшится до 19% ВВП, а в 2027 году – до 14 % ВВП.
Содержание значительного дефицита бюджета по-прежнему будет возможно прежде всего за счет существенного международного финансирования. НБУ предполагает, что в 2025 году Украина получит 51,5 млрд. дол. США, в 2026 году – более 45 млрд дол. США, а в 2027 году – 39 млрд дол. США. Это позволит сохранять международные резервы на адекватном уровне, достаточном для поддержания устойчивости валютного рынка. Ожидается, что к концу этого года резервы вырастут до 53,6 млрд дол. США, в 2026 – составят около 52 млрд дол. США, а в 2027 году – превысят 59 млрд дол. США.
Кроме обновленных макроэкономических прогнозов, в октябрьском Инфляционном отчете рассмотрен ряд специальных тем:
Показатели инфляции, используемые НБУ и правительством для формирования политики, являются результатом усреднения инфляции по регионам. В то же время, различия региональной инфляции ощутимо влияют на макроэкономические процессы. Особенно в отдельные периоды, когда разница в инфляции в разных регионах увеличивается, прежде всего, в сегменте услуг, чувствительных к локальным условиям.
С начала полномасштабной войны географическая неравномерность цен в Украине значительно повысилась. Сказались разные по регионам интенсивности обстрелов и повреждений, графики отключений электроэнергии, ухудшение логистики в регионах прифронтовых, изменения потребительского спроса, уровня капитала и ресурсов через внутреннюю и внешнюю миграцию.
Мониторинг ценовой динамики в регионах важен для своевременного выявления возможных факторов влияния на общий показатель инфляции и понимания макроэкономических процессов в стране. Учет данных в макроэкономическом анализе повышает обоснованность и качество решений НБУ в сфере монетарной политики.
Расширение дефицита текущего счета в Украине из-за значительного роста импорта во время полномасштабной войны не связано ни с потребительским бумом, ни с низкой конкурентоспособностью отечественных товаров. Это, прежде всего, отражение приоритетов и стратегических инвестиций в обороноспособность и восстановление.
Управляемость нынешнего роста дефицита текущего счета обеспечивается базовым источником финансирования: средствами интернациональных партнеров. По сути, эти средства являются инвестициями в общую европейскую безопасность. Такое толкование наиболее точно отражает характер международной поддержки и согласуется с растущим признанием стратегической роли Украины как ключевой составляющей оборонной готовности ЕС.
Подход к оценке внешней устойчивости, основанный на учете средств международных партнеров, свидетельствует, что несмотря на формальный дефицит, финансовая и внешняя устойчивость страны остается высокой. Реализация евроинтеграционных реформ и результативное сотрудничество с международными партнерами являются важными условиями для дальнейшего финансирования.
НБУ