Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Годовой отчет о государственной помощи в вопросах и ответах АМКУ

28.11.2018

Все, что вы хотели знать об отчете АМКУ о государственной помощи, предоставленной субъектам хозяйствования в 2017 году.

Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования», что в полном объеме вступил в силу в августе 2017 года, возлагает обязанность на Антимонопольный комитет Украины ежегодно составлять и подавать Кабмину годовой отчет о предоставлении государственной помощи в Украине за предыдущий финансовый год.

Остановимся на нескольких вопросах, которые могут возникнуть у читателей во время ознакомления с данным отчетом.

Отражают ли цифры в отчете полный объем государственной помощи, предоставленной субъектам хозяйствования в 2017 году?

По данным 2017 года, АКМУ была предоставлена ​​информация о государственной поддержке объемом 3439,16 млн гривен. Это 0,19% ВВП, мало по сравнению даже с европейскими странами. Очевидно, что большая часть сведений о госпомощи к нынешнему отчету не попала.

Почему так произошло? АМКУ получил полномочия по мониторингу и контролю государственной помощи в августе 2017 года, когда вступил в силу в полном объеме Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования».

Кроме того, указанный закон установил переходный период в один год (до 2 августа 2018 года) для предоставления сообщений поставщиками государственной помощи по программам поддержки, которые существовали на день вступления в силу Закона, то есть по состоянию на 2 августа 2017 года.

Понятно, что в течение последних четырех месяцев года не все успели предоставить сообщение в АМКУ, потому что это новый для всех процесс, и нормы закона не устанавливали обязанности предоставления сообщений к концу 2017 года.

Также есть определенная процедура получения и обработки сообщений о государственной помощи, которая тоже отнимает время - например, если сообщение было подано без соблюдения требований процессуального законодательства, тогда предоставляются соответствующие замечания и уточнения, затем после выполнения требований предоставляющим государственной помощи рассматривается сообщение повторно.

Сейчас продолжается ведение большой разъяснительной кампании и работа со всеми поставщиками, поэтому за 2018 уже будет видно реальный объем государственной помощи. Причём, 2 августа этого года закончился переходный период о предоставлении информации.

Как долго АМКУ рассматривает сообщения о госпомощи?

Есть определенный законом срок рассмотрения сообщений, но в большинстве случаев сообщения рассматриваются быстрее.

В общем АМКУ должно в течение 15 дней после получения уведомления определить, соответствует ли сообщение установленным требованиям процессуального законодательства. В этот период решается вопрос, оставлять сообщения без движения, принимать его к рассмотрению.

Если же в полученном сообщении представленная информация не соответствует требованиям, то, согласно законодательству, такие сообщения остаются без движения и запрашивается предоставление повторного сообщения с учетом замечаний - на это у поставщика есть время не более 30 календарных дней с момента получения письма. Обычно в таких случаях  поставщики приглашаются на консультацию в АМКУ или предоставляется консультация в телефонном режиме для правильной подачи всей необходимой информации для рассмотрения.

Очень много случаев, когда предоставитель мог бы вообще не подавать уведомление, поскольку речь, например, идет о незначительной госпомощь или другие случаи, на которые не распространяется действие нового закона.

Какие в АМКУ есть средства давления на тех поставщиков, неоднократно нарушающих сроки представления? Может ли АМКУ отказать в предоставлении госпомощи?

В большинстве случаев разъяснения оказывается достаточно, но также может отправляться требования или предоставляться соответствующие рекомендации поставщикам государственной помощи и Кабинету Министров как субъекту права законодательной инициативы, если основанием для предоставления помощи является соответствующий законодательный акт. В отдельных случаях возможно открытие дела, но злостных нарушителей  пока не было, поэтому этот механизм еще не прорабатывался.

С момента принятия закона ни одна новая государственная помощь не может предоставляться без решения АМКУ. Если принимать во внимание действующую помощь (которая существовала в день вступления в силу закона), то она не может быть возвращена. В таком случае предоставляются лишь рекомендации по приведению ее к виду, соответствующим нормам закона. Предоставителю устанавливается срок, который не может превышать 5 лет с момента вступления в силу закона в полном объеме, то есть не позднее 2022 года. Это достаточно комфортный срок, который не ставит под угрозу деятельность получателя помощи.

В отчете датой создания реестра государственной помощи указано 2022, хотя в АМКУ заявляли, что реестр уже работает. Почему так?

Реестр уже создан и сейчас идет его наполнение. О 2022 году, то в этот момент, в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС, он должен заработать в полном объеме, то есть содержать информацию обо всех мероприятиях госпомощи в стране.

Какие преимущества для Украины имеет новый закон о госпомощи, в рамках которого подготовлен этот годовой отчет?

Любые изменения в привычных процессах вызывают справедливый вопрос - зачем что-то менять, если и раньше неплохо работало. Поэтому сейчас большая часть работы АМКУ - это объяснить поставщикам госпомощи, получателям и вообще обществу пользу от нового закона.

Прежде всего, новые правила государственной помощи создают честные и равные условия деятельности субъектов хозяйствования на соответствующем товарном рынке и справедливый доступ к публичным ресурсам, потому что теперь четко видно, кто, сколько и на что дает средства, а также насколько оправдана цель государственного финансирования.

Если в предыдущие годы малый и средний бизнес не получал и даже не знал, что может получать государственную помощь, поскольку такая информация содержалась не в многих информационных ресурсах, то новый закон открывает возможности для бизнеса получить государственное финансирование в равных условиях и облегчает доступ к информации о соответствующие меры государственного финансирования. То есть Закон изменяет подходы к финансированию субъектов хозяйствования за счет публичных средств и устанавливает четкие прозрачные правила.

Вместо того, чтобы годами финансировать убыточное государственное или коммунальное предприятие, которое конкурирует на соответствующем товарном рынке, государство будет направлять ресурсы на определенные цели и на те секторы экономики, которые в этом нуждаются.

Важно понимать, что когда речь идет о государственной помощи, о деньгах налогоплательщиков - процесс распределения государственных средств должно быть целевым, прозрачным, недискриминационным и ясно, что со своей стороны позволит предотвратить негативное влияние на соответствующие товарные рынки. Именно в этом - главная цель нового закона.

https://delo.ua/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Какую информацию обязаны подавать критически важные предприятия в ПФУ Обнародован проект изменений к НП(С)БУ 12 До 20 июня предприятия должны предоставить в ТЦК информацию о наличии транспортных средств Изменение правил приостановления трудовых договоров в...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
20.06.2025
89 % общественных организаций не сдали годовую финансовую отчетность за 2024 год
Этот тренд начался задолго до полномасштабной. Среди областей, не оккупированных или на которых не ведутся боевые действия, от отчетности уклоняются чаще всего в Киевской и Черновицкой областях. Больше по теме: Пассивные доходы общественных организаций и налоги 92 189 общественных организаций (ОО) ...
20.06.2025
Сообщить о ходе строительства можно будет в приложении «Дія»
Вскоре сообщить о начале и завершении строительства можно будет через приложение «Дія». Правительство приняло соответствующее постановление. Это еще один шаг к прозрачности и оптимизации сферы градостроительства и строительства.  В приложении «Дія» процедура упрощена. В...
19.06.2025
Проверка обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности
По результатам проверок предотвращено осуществление страховых выплат по необоснованно выданным и продленным листкам нетрудоспособности на общую сумму 46,7 тыс. грн и возмещены заведениями здравоохранения неправомерно выплаченные страховые средства на сумму 59,5 тыс. грн. Больше по теме: Больничный ...
Лучшие материалы