• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Двойное налогообложение. Что изменилось для украинского бизнеса

27.02.2019 193 0 0

Налоговый учет и отчетность у резидента с обособленным подразделением за рубежом


Подписание Украиной MLI является важной вехой в развитии культуры налогообложения

Украина подписала Многостороннюю конвенцию по имплементации мер, связанных с налоговыми соглашениями, по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли/ доходов из-под налогообложения (далее – MLI), таким образом став частью мирового сообщества, которое методично и настойчиво борется со злоупотреблением положениями конвенций об избежании двойного налогообложения.

MLI – это лишь небольшая часть масштабного проекта по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выведению доходов из-под налогообложения (план BEPS). План BEPS инициирован Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно со странами G20 и направлен на устранение стратегий международного налогового планирования, построенных на использовании пробелов и несоответствий в налоговом законодательстве (как на национальном уровне, так и содержащихся в соглашениях об избежании двойного налогообложения) для искусственного перемещения транснациональными корпорациями всех или большей части налогооблагаемых доходов/прибыли в юрисдикции, где такие доходы/прибыль освобождены от налогообложения или подлежат налогообложению по низким ставкам.

В свою очередь, MLI является универсальным инструментом, выполненным в виде многостороннего соглашения, одновременного вносящего изменения/поправки в уже существующую систему соглашений об избежании двойного налогообложения конкретного государства без необходимости пересмотра каждого конкретного договора в отдельности.

Механизм имплементации положений MLI максимально прост и понятен, а именно:

1. Государства, присоединившиеся к MLI, представляют международному компетентному органу, коим является ОЭСР, перечень положений, подлежащих изменению, а также при необходимости выбирают, каким именно образом такие положения будут изменены;

2. Если договаривающиеся государства выбрали идентичные положения MLI, последние начинают действовать в отношении соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения (изменяя или дополняя их) между такими государствами. Если же выбор договаривающихся государств совпал не в полной мере, новые положения между договаривающимися государствами действуют в той мере, в которой они идентичны для обоих таких государств.

На сегодняшний день положения MLI изменяют значительную часть соглашений об избежании двойного налогообложения, стороной которых является Украина, в том числе, и с теми государствами, которые традиционно используются украинскими и международными инвесторами при налоговой оптимизации нагрузки на украинский бизнес (в частности, такими юрисдикциями являются Кипр, Мальта, Люксембург, ОАЭ, Сингапур и многие другие). Таким образом, подписание Украиной MLI является важной вехой в развитии культуры налогообложения и заслуживает отдельного внимания.

В частности, одним из обязательных положений для присоединения к MLI является положение, направленное на предотвращение предоставления льгот, предусмотренных налоговыми соглашениями, в ненадлежащих обстоятельствах. Данное положение предоставляет договаривающимся государствам альтернативу из двух возможных вариантов, которые могут быть имплементированы в конвенции об избежании двойного налогообложения, в частности:

  • включение в конвенции так называемого «теста основной цели», который является предпочтительным вариантом для большинства юрисдикций;
  • включение в конвенции специфических правил, четко очерчивающих обстоятельства, условия и объем налоговых льгот, которыми налогоплательщики могут воспользоваться в каждом конкретном случае (либо, в отдельных конкретных случаях, ограничивая возможность налогоплательщиков использовать льготы, предусмотренные соответствующими соглашениями, в принципе). Данный подход является предпочтительным для Соединенных Штатов Америки и имплементирован путем включения в их соглашения статьи «Ограничение льгот» (‘Limitation of Benefits’).

Все соглашения об избежании двойного налогообложения, изменения в которые Украина вносит посредством подписания MLI, предусматривают имплементацию «теста основной цели». Данный тест подразумевает, что налоговые льготы в соответствии с положениями конкретного соглашения об избежании двойного налогообложения не будут предоставляться, если получение таких льгот являлось одной из основных целей при осуществлении хозяйственной операции.

Что же в себе таит данная формулировка? На первый взгляд, такая общая формулировка является выгодной для налогоплательщиков, оставляя им достаточно места для налоговой оптимизации, и, наоборот, на налоговые органы возлагается бремя по доказыванию факта злоупотребления налогоплательщиками положениями конкретного соглашения. Вместе с тем, она также создает дополнительные сложности для налогоплательщиков. В частности, сложно опровергнуть тот факт, что при регистрации иностранных холдинговых, торговых и/или финансовых компаний украинских промышленно-финансовых групп не последнюю роль играет, как раз таки, разветвленная сеть соглашений об избежании двойного налогообложения Кипра, Голландии, Мальты и прочих юрисдикций, а также пониженные ставки налога на доходы нерезидентов с источником происхождения из Украины, предусмотренные в соглашениях об избежании двойного налогообложения между этими юрисдикциями и Украиной.

Таким образом, налоговые органы в большинстве случаев смогут заявить, что, например, одной из основных целей регистрации компании, предоставляющей заем украинскому налогоплательщику, на Кипре являлось желание сторон данной хозяйственной операции воспользоваться сниженными ставками налогообложения процентных доходов, в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром.

В то же время, финальный отчет ОЭСР по предотвращению предоставления льгот, предусмотренных налоговыми соглашениями, в ненадлежащих обстоятельствах содержит примеры относительно того, в каких случаях определенные структуры и операции будут признаваться такими, которые злоупотребляют положениями соглашений об избежании двойного налогообложения, а в каких – нет.

Украинскому бизнес-сообществу остается надеяться на то, что налоговые органы внимательно ознакомятся с наработками и рекомендациями ОЭСР в этой области, а передовые инструменты по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли/доходов из-под налогообложения будут использоваться по своему прямому назначению и так, как задумывалось их разработчиками.

http://biz.nv.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы