Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Заключение контрактов с руководителями медзаведений и предприятий

02.10.2019 4189 0 1

Требованием времени является назначение на должности руководителей бюджетных заведений, а также коммунальных некоммерческих предприятий (далее – КНП), предоставляющих медицинские услуги, таким образом, чтобы достичь согласованной работы коллектива, направить действия персонала на заботу о пациентах. Рассмотрим, что нового произошло в законодательстве относительно заключения контракта с руководителями таких заведений и предприятий.


Нормативно-правовое основание

Согласно ч. 9 Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801-ХІІ (далее – Основы) назначение на должность руководителей государственных и коммунальных заведений здравоохранения (далее – ЗЗО) осуществляется уполномоченным исполнительным органом управления владельца ЗЗО на конкурсной основе путем заключения с ним контракта сроком от 3 до 5 лет. Порядок заключения контракта и его типовая форма утверждаются Кабмином.

Ранее контракт заключался согласно Порядку заключения контракта с руководителем государственного, коммунального заведения здравоохранения, утвержденному постановлением КМУ от 16.10.14 г. № 642 (далее – Порядок № 642).

Со вступлением в силу с 31.08.19 г. постановления КМУ от 21.08.19 г. № 792 (далее – Постановление № 792) основой заключения контрактов служат утвержденные им:

  • Порядок заключения контракта с руководителем государственного, коммунального заведения здравоохранения (далее – Порядок № 792);
  • Типовая форма контракта с руководителем государственного, коммунального заведения здравоохранения, которое действует в организационно-правовой форме казенного или коммунального некоммерческого предприятия (далее – Типовая форма КНП);
  • Типовая форма контракта с руководителем государственного, коммунального заведения здравоохранения, которое действует в организационно-правовой форме государственного или коммунального учреждения (далее – Типовая форма ЗЗО).

Итак, Порядок № 642 прекратил действие после введения новых нормативно-правовых актов, утвержденных Постановлением № 792.

В то же время Порядок № 792 распространяется на ЗЗО, а относительно КНП подобного нормативного документа нет. По-видимому, это обусловлено некоторой автономностью этих предприятий, приобретенной ими, в частности, в соответствии с Законом от 06.04.17 г. № 2002-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности заведений здравоохранения» (далее – Закон № 2002).

Порядок заключения контракта

Итак, Порядок № 792 предусматривает правила заключения контракта с руководителями ЗЗО и должен применяться для руководителей казенных предприятий, госучреждений и коммунальных учреждений. Может данный документ применяться и к КНП. В то же время этот документ не является основанием для контрактов в ЗЗО системы МВД, воинских формирований, а также правоохранительных органов спецназначения.

Решение относительно назначения руководителя заведения на должность может приниматься:

  • руководителем органа или госсекретарем министерства, к сфере управления которого относится или находится заведение;
  • областным, районным советом;
  • сельским, поселковым, городским головой.

Отмечаем: контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами, конечно, если он не предусматривает иного.

Подробнее на составляющих контракта остановимся далее, но в любом случае в нем фиксируется срок действия, права, обязанности и ответственность сторон, условия материального обеспечения, другие позиции и условия расторжения. Пункт 10 Порядка № 792 предусматривает обеспечение лицом, которое назначает руководителя заведения на должность, конфиденциальность условий контракта.

Контракт с руководителем казенного предприятия или КНП

Типовая форма КНП предусматривает обязанность руководителя предприятия осуществлять текущее управление (руководство) ради обеспечения выполнения уставных задач предприятия, а также предоставления надлежащей, качественной и квалифицированной медпомощи, эффективной деятельности КНП, рационального использования и сохранности имущества. Действия руководителя КНП должны соответствовать уставу предприятия и контракту, а сам руководитель является подотчетным органу управления имуществом.

Среди определенных п. 6 Типовой формы КНП обязанностей имеются следующие:

  • своевременное предотвращение банкротства предприятия в случае его неплатежеспособности;
  • рациональный отбор кадров с созданием для них условий повышения профессионального и квалификационного уровня;
  • подготовка и представление в орган управления финплана предприятия;
  • обеспечение соблюдения прав пациента во время предоставления медпомощи (в т. ч. право на врачебную тайну);
  • эффективное использование и сохранность имущества;
  • принятие мер по своевременной и в полном объеме выплате зарплаты работникам и недопущении образования задолженности по ней;
  • соблюдение гарантий оплаты труда, установленных законодательством, создание системы стимулов и мотивации персонала;
  • своевременная и полная уплата налогов, сборов и т. п.;
  • согласование органом управления своего отпуска и командировок;
  • возмещение нанесенных по его вине предприятию убытков и т. п.

Если руководитель не будет исполнять предусмотренные в контракте обязанности, то он должен подать в орган управления письменное объяснение причины.

В Типовой форме КНП предусмотрено, какими правами пользуется руководитель предприятия, в частности:

  • распоряжение средствами в пределах объемов и в порядке, определенном законодательством и финпланом КНП;
  • определение размера заработка, применение поощрений и наложение на работников дисциплинарных взысканий и т. п.

Орган управления имуществом, на который законодательством возложена функция контроля за деятельностью предприятия, имеет право требовать от руководителя КНП досрочного отчета о его деятельности, распоряжении имуществом. Конечно, этот орган по окончании срока действия контракта освобождает руководителя предприятия от должности. Освобождение может происходить и досрочно, если выявлено нарушение законодательства и условий заключенного контракта.

Руководителю КНП следует помнить: не позднее чем за 2 месяца до окончания срока действия контракта необходимо представить отчет относительно выполнения контракта.

Существенной составляющей контракта является раздел, по которому будут определяться условия материального обеспечения руководителя предприятия.

Знаем, что согласно положениям ч. 2 ст. 97 КЗоТ конкретизация условий оплаты труда работников предприятий содержится в колдоговоре, и эти условия определяются предприятием самостоятельно с соблюдением установленных законодательством норм и гарантий.

Выходит, что определение должностного оклада руководителя КНП, а также других составляющих его заработка (надбавок, доплат, премий, материальной помощи) скорее осуществлять в соответствии с установленными колдоговором условиями и размерами. Так, премия ему должна выплачиваться в соответствии с положением о премировании, действующим на предприятии. Аналогично устанавливаются и другие выплаты, то есть исходя из локального документа КНП.

Однако зафиксировать в контракте размеры оклада, надбавок, доплат, премии, помощи следует обязательно, как и условия и основания для уменьшения или полного лишения руководителя стимулирующих выплат.

Обращаем внимание, что согласно п. 16 Типовой формы КНП премирование руководителя, установление ему надбавок и доплат, предоставление материальной помощи необходимо осуществлять по решению органа управления, но при условии отсутствия задолженности:

  • по зарплате работников предприятия;
  • за потребленные коммунальные услуги и по платежам в государственный и местные бюджеты.
  • Конечно, такие выплаты осуществляются в рамках утвержденного в финплане фонда оплаты труда.

Если руководитель не выполняет условия контракта, стимулирующие выплаты ему не выплачиваются.

Добавим, что отдельный раздел Типовой формы КНП предусматривает основания для расторжения контракта (в частности, разовое грубое нарушение требований законодательства или предусмотренных контрактом обязанностей, из-за чего предприятие понесло убытки, или же неуплата соответствующих задолженностей по его вине).

Документ предусматривает, что действие контракта можно продлить с согласия сторон, однако оформлять это следует заранее – за 2 месяца до окончания срока действия контракта. Изменения в контракт вносятся путем заключения дополнительного договора в письменной форме.

Контракт с руководителем ЗЗО

Для заключения контракта с руководителем ЗЗО (государственным или коммунальным) отныне нужно применять Типовую форму ЗЗО, утвержденную Постановлением № 792.

Заметим, что эта форма почти аналогична той, которая применяется для руководителей КНП, однако есть некоторое отличие. Рассмотрим ее особенности.

Прежде всего, для руководителя ЗЗО установлены следующие обязанности:

  • организация работы заведения по выполнению задач и целей бюджетных программ, по которым осуществляется финансирование;
  • обеспечение рационального и эффективного целевого использования бюджетных средств, предусмотренных для содержания заведения и предоставления бесплатной медпомощи;
  • представление органу управления имуществом для утверждения сметы, плана ассигнований, штатного расписания, структуры заведения;
  • соблюдение утвержденных правительством предельных сумм расходов по приобретению автомобилей, мебели, оборудования, компьютеров, мобильных телефонов;
  • обеспечение соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка и т. п.

Кроме того, руководитель ЗЗО своим приказом, среди прочего, утверждает следующие локальные документы:

  • положение о премировании работников (месячном или квартальном);
  • порядок поступления и использования средств, полученных как благотворительные взносы, гранты и подарки;
  • порядок приемки, хранения, отпуска и учета лекарственных средств и медицинских изделий.

Заметим, что одним из прав руководителя ЗЗО является определение им размера заработка работников в пределах бюджетных ассигнований согласно утвержденному штатному расписанию и колдоговору.

Обращаем внимание, что согласно п. 12 Типовой формы ЗЗО орган управления имуществом должен согласовывать назначение на должность и освобождение с нее следующих работников:

  • заместителя руководителя (медицинского директора);
  • главного бухгалтера;
  • руководителя уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) по вопросам предотвращения и выявления коррупции. Конечно, при этом необходимо соблюдать требования законодательства.

Представление относительно подобных назначений или освобождений подается руководителем ЗЗО. Кроме того, органу управления следует согласовать кандидатуру претендента на должность руководителя юрслужбы (юрисконсульта) заведения.

Отличием контракта является и определение условий материального обеспечения руководителя ЗЗО. Знаем, что бюджетникам для оплаты труда следует руководствоваться соответствующими правительственными решениями и приказами отраслевых министерств, принятыми во их исполнение. Поэтому условия оплаты труда руководителя ЗЗО также устанавливаются в контракте на этих же принципах.

Так, ему надлежат к выплате:

  • должностной оклад, определенный согласно Единой тарифной сетке;
  • повышение должностного оклада (за квалификационную категорию, за работу во вредных и тяжелых условиях);
  • надбавки (за выслугу лет, высокие достижения в труде, почетное звание и т. п.);
  • доплата (за ученую степень и т. п.);
  • премии согласно локальному положению о премировании работников ЗЗО;
  • материальная помощь (в частности, для оздоровления).

Стимулирующие выплаты надлежит осуществлять по решению органа управления по тем же основаниям, которые установлены для руководителя КНП.

Следовательно, соблюдение рассмотренных новых требований действующего законодательства поможет вам правильно заключать контракты с руководителями ЗЗО и КНП.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Медицинские КНП»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву в сфере медицинских КНП

4416 грн. / год

Купить

Лучшие материалы