Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Отсутствие средств дистанционной передачи данных коммерческих узлов учета – не основание для прекращения газоснабжения

18.04.2019 3326 0 0

Некоторые операторы газораспределительных сетей, то есть местные «облгазы», владельцы систем газоснабжения, направляют небытовым потребителям (юрлицам и ФЛП) «письма счастья» с предупреждениями об ограничении (прекращении) передачи и/или распределения природного газа из-за необеспечения средствами дистанционной передачи данных коммерческих узлов учета. Дедлайн (крайний срок) определен датой 01.05.19 г. Учитывая приближение даты «отключений» и высокую стоимость дополнительного оборудования, попробуем разобраться в законности данных требований.


Определения

Потребитель – это предприниматель или юридическое лицо, получающий природный газ на основании договора его поставки в целях использования для собственных нужд, а не для перепродажи, или использования в качестве сырья (Закон от 09.04.15 г. № 329-VIII «О рынке природного газа», далее – Закон № 329).

Оператор газораспределительной системы (далее – оператор ГРС) – это субъект хозяйствования, который на основании лицензии осуществляет деятельность по распределению природного газа газораспределительной системой (далее - ГРС), которая находится в его собственности или пользовании в соответствии с законодательством, и осуществляет в отношении нее функции оперативно-технологического управления (постановление НКРЭКУ от 30.09.15 г. № 2494 «Об утверждении Кодекса газораспределительных систем», далее – Постановление № 2494, Кодекс ГРС).

Поставщик природного газа (поставщик) – это субъект хозяйствования, который на основании лицензии осуществляет деятельность по поставке природного газа (Постановление № 2494).

Фактические обстоятельства

Стороной договора на поставку природного газа для нужд небытовых потребителей выступает поставщик, а не оператор ГРС, поэтому сосредоточим внимание на другом договоре распределения природного газа (далее – Договор), где стороной является именно оператор ГРС – адресант «писем счастья».

Потребитель заключил такой публичный договор, акцептируя Типовой договор распределения природного газа, утвержденный постановлением НКРЭКУ от 30.09.15 г. № 2498 (далее – Типовой договор). Как правило, это указывается в преамбуле Договора каждого потребителя (загляните в свой договор).

А что же в Типовом договоре?

Типовой договор не содержит обязательств для потребителя устанавливать средства дистанционной передачи данных коммерческих узлов учета.

Основания «отключения» также лишают операторов ГРС права реализовать свои намерения.

В соответствии с п. 9.1 Типового договора оператор ГРС имеет право прекратить/ограничить распределение природного газа потребителю в порядке и в случаях, предусмотренных Кодексом газораспределительных систем, в том числе в случае:

1) несвоевременной и/или неполной оплаты услуг по Договору;

2) отсутствия потребителя в Реестре потребителей любого поставщика в расчетном периоде;

3) подачи потребителем или его поставщиком (заключившим с оператором ГРС договор на выполнение работ, связанных с прекращением/ограничением газоснабжения потребителям) письменного заявления о прекращении газоснабжения;

4) несанкционированного отбора природного газа, кроме превышения суточного подтвержденного объема природного газа;

5) признания в установленном порядке аварийным состояния ГРС и/или ликвидации последствий аварий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного, природного или экологического характера, и проведения ремонтно-восстановительных работ;

6) отказа потребителя от установления счетчика газа, осуществляемого по инициативе и за счет средств оператора ГРС, с учетом Закона от 16.06.11 г. № 3533-VI «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» (далее – Закон № 3533);

7) отказа представителям оператора ГРС в доступе на объекты или земельный участок потребителя, где расположена ГРС и/или газовое оборудование, и/или коммерческий узел учета газа, для осуществления контроля соответствия установленного газопотребляющего оборудования проектной документации, обследования газовых сетей к УОГ и/или газопотребляющего оборудования.

В приведенном выше перечне нет оснований, указанных в «письме счастья».

Типовой договор не обязует потребителя проводить соответствующие мероприятия по организации и оснащению коммерческих узлов учета природного газа средствами дистанционной передачи данных.

А что же в Кодексе ГРС?

В соответствии с положениями гл. 7 разд. VI Кодекса ГРС оператор ГРС в установленном законодательством порядке имеет право прекратить/ограничить газоснабжение (распределение природного газа) на объект потребителя (в т.ч. бытового потребителя) с соблюдением Правил безопасности систем газоснабжения, утвержденных приказом Минэнергоуголь от 15.05.15 г. № 285, и нормативных документов, определяющих порядок ограничения/прекращения природного газа, в следующих случаях:

1) несвоевременная и/или неполная оплата услуг согласно условиям договора распределения природного газа;

2) отсутствие потребителя в Реестре потребителей любого поставщика в соответствующем расчетном периоде;

3) подача потребителем или его поставщиком (заключившим с оператором ГРС договор на выполнение работ, связанных с прекращением/ограничением газоснабжения потребителям) письменного заявления о прекращении газоснабжения;

4) отказ потребителя от установления счетчика газа, осуществляемого по инициативе и за счет средств оператора ГРС, с учетом Закона № 3533;

5) расторжение договора распределения природного газа;

6) несанкционированный отбор природного газа или вмешательство в работу УУГ или ГРС;

7) несанкционированное возобновление газопотребления;

8) признание в установленном порядке аварийным состояния ГРС и/или ликвидация последствий аварий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного, природного или экологического характера, и проведение ремонтно-восстановительных работ;

9) наличие задолженности за несанкционированный отбор природного газа из ГРС;

10) необоснованный отказ от подписания акта предоставленных услуг и/или акта приема-передачи природного газа (норма применяется в отношении объекта потребителя, который не является бытовым);

11) отказ представителям оператора ГРС в доступе на объекты или земельный участок потребителя, где расположена ГРС и/или газовое оборудование, и/или коммерческий узел учета газа, для осуществления контроля соответствия установленного газопотребляющего оборудования проектной документации, обследования газовых сетей к УГГ и/или газопотребляющего оборудования;

12) в прочих случаях, предусмотренных законодательством.

В приведенном выше перечне нет оснований, указанных в «письме счастья».

Учитывая вышеизложенное, прочие случаи, при наступлении которых у оператора ГРС возникает право прекратить/ограничить поставку газа (распределение природного газа) на объект потребителя (в т.ч. бытового), могут быть определены только законами Украины.

Законодательством Украины не предусмотрена правовая конструкция, согласно которой необеспечение организации и установки на собственных коммерческих узлах учета средств дистанционной передачи данных порождает у оператора ГРС право на прекращение/ограничение газоснабжения (распределения природного газа) на объект потребителя (в т.ч. бытового).

Прекращение/ограничение газоснабжения по этому основанию будет однозначным нарушением основных принципов Закона № 329, Кодекса ГРС, Типового договора распределения природного газа и Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по распределению природного газа, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 16.02.17 г. № 201, соответствующего оператора ГРС.

Согласно п. 6 гл. 2 разд. I Кодекса ГРС решения оператора ГРС должны базироваться на принципах: объективности, который заключается в обосновании принятых решений; недискриминации – неприменения дополнительных ограничений и запретов, не предусмотренных законодательством.

А что же в законодательстве?

Добросовестный потребитель соблюдает требования Закона № 329, Закона № 3533 и не допускает нарушений условий Договора.

Согласно ч. 2 ст. 13 Закона № 329 потребитель обязан, в частности:

1) заключить договор о поставке природного газа;

2) обеспечивать своевременную и полную оплату стоимости природного газа согласно условиям договоров;

3) не допускать несанкционированный отбор природного газа;

4) обеспечивать беспрепятственный доступ уполномоченных представителей оператора газотранспортной системы, оператора ГРС к узлам учета природного газа и в целях установления узлов учета газа;

5) прекращать (ограничивать) потребление природного газа в соответствии с требованиями законодательства и условий договоров.

Согласно ч. 1 ст. 40 Закона № 329 по договору распределения природного газа оператор ГРС обязуется обеспечить заказчику услуги распределения природного газа на период и условиях, определенных договором распределения природного газа, а заказчик обязуется оплатить оператору ГРС стоимость этих услуг.

И опять хорошая новость для потребителей – Закон № 329, как и любой другой закон, не устанавливает обязательств потребителя по обеспечению средствами дистанционной передачи данных коммерческих узлов учету.

А что же делать с решениями Регулятора?

Решение НКРЭКУ не считается законодательным актом исходя из ст. 75 Конституции Украины (единым органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада) и Закона от 22.09.16 г. № 1540-VIII «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» (далее – Закон № 1540).

Согласно ст. 1 Закона № 1540 НКРЭКУ (далее – Регулятор) – это постоянно действующий независимый государственный коллегиальный орган, целью деятельности которого является государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Решения Регулятора обязательны к исполнению субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг (ч. 9 ст. 14 Закона № 1540).

Рядовой небытовой потребитель не проводит деятельности в сфере энергетики и коммунальных услуг.

В силу предписаний ч. 9 ст. 14 Закона № 1540 решение Регулятора, в частности постановление № 2494, не обязательно к исполнению таким субъектом хозяйствования.

А что же с Кодексом ГРС?

Согласно п. 1 гл. 3 разд. Х Кодекса ГРС в целях совершенствования системы коммерческого учета природного газа, повышения уровня достоверности измерения объема природного газа коммерческими узлами учета в ГРС и для обеспечения надлежащей организации суточного балансирования на рынке природного газа Украины операторы ГРС и их смежные субъекты рынка природного газа, в частности потребители, должны проводить соответствующие мероприятия по организации и оснащению коммерческих узлов учета природного газа средствами дистанционной передачи данных.

Учитывая цель и субъектный состав, осуществление мероприятий по организации и оснащению коммерческих узлов учета природного газа средствами дистанционной передачи данных возложено на операторов ГРС и, в частности, потребителей, а не только на потребителей.

Проанализировав содержание отдельных «писем счастья» некоторых операторов ГРС, мы видим в нем использование отдельных тезисов, вырванных из контекста гл. 3 разд. Х Кодекса ГРС.

Некоторые «письма счастья» содержат отдельные пункты, окрашивающие контекст избыточной императивностью: «…власники комерційних вузлів обліку природного газу зобов’язані до 01.05.19 р. забезпечити облаштування засобами дистанційної передачі даних комерційних вузлів обліку».

Однако заметим, что согласно п. 2 гл. 3 разд. Х Кодекса ГРС «владельцы коммерческих узлов учета (кроме бытовых потребителей с потреблением до 0,01 млн м3) обязаны в установленном законодательством порядке обеспечить организацию и оснащение собственных коммерческих узлов учета средствами дистанционной передачи данных».

Законодательство Украины и Кодекс ГРС не обязуют потребителя обеспечить за свой счет организацию и оснащение собственных коммерческих узлов учета средствами дистанционной передачи данных. Законодательством не определены сроки такого оснащения коммерческих узлов учета потребителем.

В свою очередь, п. 2 гл. 3 розд. Х Кодекса ГРС предусматривает следующее:

  1. «Потребители, в том числе бытовые, и смежные операторы ГРС, газодобывающие предприятия, производители биогаза или других видов газа из альтернативных источников не имеют права отказать оператору ГРС, к ГРС которого подключены их объекты, в организации и оснащении их коммерческих узлов учета средствами дистанционной передачи данных, если такие мероприятия обеспечиваются за его счет».
  2. «При нарушении определенных законодательством сроков на оснащение коммерческих узлов учета средствами дистанционной передачи данных или недопуске оператора ГРС на обустройство указанной системы за его счет оператор ГРС имеет право применить к владельцу коммерческого учета меры по ограничению (прекращению) передачи и/или распределения природного газа на его объект».

Ни одна из упомянутых выше норм Кодекса ГРС прямо не обязует только потребителя, то есть владельца коммерческого узла учета, за свой счет, бесплатно, при отсутствии установленного законодательством порядка устанавливать дополнительное оборудование (средства дистанционной передачи данных).

Каждому потребителю следует внимательно анализировать нормы разных по юридической силе документов и самостоятельно принимать взвешенные решения.

То есть решать ему, устанавливать ли оборудование за свой счет, или просить компенсацию стоимости, либо отказаться от установки оборудования, пока на законодательном уровне не будет закреплена обязанность потребителя за свой счет проводить мероприятия по организации и оснащению коммерческих узлов учета природного газа средствами дистанционной передачи данных.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы